Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6. Форма государства



2019-07-03 439 Обсуждений (0)
Тема 6. Форма государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Форма государства – это внешняя структура (способ организации) государст­венной власти, выражающаяся в построении верховных органов государства, организации и рас­пределении публичной власти между различными уровнями государственных органов, общем режиме управления страной.

Форма государства, в отличие от сущности, характеризует его внешние сторо­ны, оболочку, в которой государство предстает перед обществом и окружающим ми­ром. Как внешняя сторона форма государства непосредственно зависит от содержания государственной власти – структуры государственного аппарата и выполняемых им функций. Поскольку государства, находящиеся в однотипных исторических условиях, решают в основном одинаковые задачи, обнаруживается принципиальное совпадение их содержательных сторон. Это обстоятельство определяет общие черты в формах та­ких государств.

Вместе с тем, форму государства определяют и другие факторы, в частности, величина территории страны, ее национальный состав, накопленные исторические традиции, уровень культуры и цивилизованности народа, степень влияния соседних го­сударств. Поэтому даже однотипные государства могут иметь значительные различия в форме, которая в большей степени, чем какой-либо другой элемент государства, харак­теризует его историческое своеобразие.

Как относительно независимый элемент государства форма может оказы­вать определенное воздействие на содержательные его стороны. Изменение, например, монархической формы правления на республиканскую, или смена унитарной формы государ­ственного устройства на федеративную влекут за собой соответствующие изменения всего государственного аппарата и выполняемых его органами функций.

Форма государства включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Только в связи, в единстве данных элементов могут быть правильно осмыслены и поняты форма государства и ее соотношение с другими институтами политической организации общества.

Форма правленияэто система организации высших органов государственной власти, их компетенции, взаимоотношения друг с другом, порядок их образования.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархияэто форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках одного человека (монарха); он осуществляет ее пожизненно, передавая по наследству.

Признаки монархии:государственная власть осуществляется единолично, бессрочно, независимо от населения, передается по наследству.

Виды монархий:

1. Абсолютная монархия– монархия, предполагающая почти неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при монархе (царе, короле и пр.).

2. Конституционная монархия– это монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Конституционная монархия существует в двух формах:

– дуалистическая монархия(лат. Dualis – двойственный) – конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть.

– парламентарная монархия– конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

3. Теократическая монархия– монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

Республика (лат. res publica , «общественное дело») – это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются на определенный срок; имеет место разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Республике присущи следующие признаки:

– существование единоличного или коллегиального главы государства – президента, и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента – возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик;

– выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться на определенный срок;

– юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства. В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент;

– приоритет прав личности.

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделен большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:

– как избирается парламент;

– как формируется правительство;

– какой объем правомочий принадлежит президенту.

Виды республик:

1. Президентская республика(США, Бразилия, Мексика и др.) – одна из разновидностей формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

2. Парламентская республика(Болгария, Венгрия, Италия и др.) – эта форма государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

3. Полупрезидентские, полупарламентские республики(Португалия, Армения, Украина). Все чаще создаются смешанные формы правления: в парламентскую республику включают некоторые элементы президентской, в президентскую – элементы парламентаризма.

Следует отметить, что несмотря на указанные различия между монархической и республиканской формами правления, они сегодня в значительной мере сближены по основным параметрам. Это объясняется тем, что в любом цивилизованном государстве вне зависимости от особенностей формы правления реализуются принципы народо­властия, разделения властей, верховенства права и закона над политикой и пр.

Форма государственного устройства – национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти.

Различают два вида государств, в зависимости от формы государственного уст­ройства: унитарные и федеративные.

Унитарное государствоэто единое государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью (Дания, Швеция, Франция и др.).

Унитарное государство характеризуется следующими признаками: единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы; на территории государства действуют одна конституция, единая система законодательства и налоговая система, одно гражданство; составные части государства (области, округа, провинции) государственным суверенитетом не обладают; все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене; единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти и др.

Унитарные государства бывают:

простыми (состоят только из административно-территориальных единиц, зачастую не имеющих своего аппарата управления и поэтому подчиняющихся напрямую центральным органам власти – Чехия, Польша, Эстония, Марокко) и сложными (в своем составе имеющие национальные или административные автономии – Испания, Италия, Дания, Украина, Франция);

централизованными (региональные органы возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра (Нидерланды), либо выборные представители местной власти утверждаются государственными чиновниками (как в Индонезии старосты городских кварталов) и децентрализованными (региональные органы формируются независимо от центральных (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия).

Федеративное государство – представляет собой союзное государство, части которого (штаты, департаменты) обладают государственным суверенитетом при сохранении целостности государства (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Характерные черты федеративных государств: территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (штатов, провинций, земель, республик, областей, департаментов); в федеративном государстве имеется двойная система государственного аппарата (исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам), двойная система законодательства и двойное гражданство (федерации и соответствующего ее субъекта); устанавливается единая денежная система, создаются единые вооруженные силы; субъекты федерации обладают значительной самостоятельностью; при федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации; суверенитет субъектов федерации существенно усечен в пользу федерации.

Федерации бывают договорными (соглашение нескольких государств между собой об образовании федерации с одновременной передачей большей части своего суверенитета в ведение создаваемой федерации) и конституционными (преобразование унитарного или полуфедеративного государства в федеративное с соответствующим оформлением в принимаемой конституции); симметричными (субъекты федерации примерно одинаковы по своему правовому положению – США) и асимметричными (субъекты достаточно заметно отличаются по своему правовому статусу, например, некоторые из них имеют статус государственных образований, а другие являются территориальными субъектами – РФ, Индия), территориальными (Австралия, Мексика) и национальными, а также смешанными – национально-территориальными, как, например, Российская Федерация.

От унитарной и федеративной форм государственного устройства принято от­личать конфедерацию, которая является, строго говоря, не формой отдельного государства, а формой межгосударственного союза.

Конфедерация относительно устойчивый союз отдельных суверенных госу­дарств, созданный для осуществления конкретных экономических, политических, во­енных целей, не обладающий признаками единого государства.

Как государственные образования конфедерации имеют определенный состав, создают органы для решения общих дел союза, могут устанавливать общий таможен­ный, валютный, визовый и пр. режимы. Однако конфедерации не имеют общей границы, общего граж­данства и законодательства, других признаков единого государства. Решения, прини­маемые органами конфедерации, приобретают обязательную силу только после ут­верждения их государствами, входящими в союз.

Путем создания конфедеративных образований отдельные государства решают задачи осуществления согласованной внутренней и внешней политики, укрепления своих позиций на международной арене. Конфедерации исторически могут быть эта­пом в образовании единого государства (например, США и Швейцария на начальных этапах своего функционирования были конфедеративными союзами).

Наиболее характерным примером современной конфедерации является Евро­пейское сообщество. Определенные признаки конфедеративного образования можно обнаружить в объединениях ряда государств бывшего Союза ССР (Союз России и Беларуси, Содружество Независимых Государств).

Политический (политико-правовой) режим – это система приемов, методов, форм, способов реализации государством публичной власти в обществе.

В отличие от форм правления и государственного устройства, форма полити­ческого режима характеризует государственную (политическую, публичную) власть со стороны ее взаимоотношений с населением страны, доминирующих способов, методов управления общественными явлениями и процес­сами. Одним из базовых критериев цивилизованного политического режима в современном мире явля­ется признание и гарантированность государством основных прав и свобод человека и гражданина.

Политические режимы подразделяются по форме на: 

демократический, где государственный аппарат подконтролен населению, им де-юре и де-факто признаются и гарантируются основные права и свободы человека и гражданина, осуществление государством его функций базируется на авторитете государственной власти, законности, методе убеждения, идеологическом многообразии, широком общественном и территориальном самоуправлении, свободе деятельности оппозиционных организаций. Разновидностью демократического политического режима является либераль­ный политический режим;

авторитарный, где государственный аппарат фактически независим от населе­ния, им игнорируются основные права и свободы человека и гражданина, управление осуществляется в основном методом насилия. Авторитарные политические режимы могут быть тоталитарными, националистическими, теократическими, военными, фашистскими. В частности, тоталитарный политический режим характеризуется полным разрывом между нормами конституции и законов (нередко вполне демократическими) и реальностью общественно-государственной жизни, в которой личность и общество находятся под жесточайшим контролем государства; на место идеологического разнообразия заступает диктат одной идеологии; любое инакомыслие или выступление оппозиции жестко подавляется; вся публичная власть концентрируется в руках лидера, опирающегося на единственную в стране партию с военной дисциплиной.

Форма политического режима представляет собой такой элемент формы государства, который наиболее емко характеризует ценностные параметры государственной власти, ее сущностные стороны. Поэтому при смене формы политического режима качественно меняет­ся содержание иных элементов формы государства.

Так, в странах с тоталитарными политическими режимами фактически бездействуют республиканские институты публичной власти, сводится на нет принцип разделения властей, федеративные начала заменяются жесткой централизацией, подавляются основные права и свободы личности и пр. Все это радикально изменяется при замене такого режима демократическим.

 



2019-07-03 439 Обсуждений (0)
Тема 6. Форма государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6. Форма государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (439)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)