Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Й учебный вопрос. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.



2019-07-03 352 Обсуждений (0)
Й учебный вопрос. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. 0.00 из 5.00 0 оценок




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет заочного обучения

Кафедра специальных дисциплин и профессиональной подготовки

«УТВЕРЖДАЮ»

И. о. заведующего кафедрой СДПП

Панчук Г.Н.

«___» _______________ 2017 года.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

для проведения занятий по учебной дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

Тема № 3 «Чрезвычайные ситуации природного характера»

 

Время: 4 часа

 

Обсуждены и одобрены

на заседании кафедры СДПП

от «___» _____________2017                             

протокол № ____

 

Г. Донецк – 2017

 

Тема № 3 «Чрезвычайные ситуации природного характера »

Занятие 1

Цель занятия: Изучить классификацию чрезвычайных ситуаций природного характера, основные тенденции развития опасных природных явлений.

Рассмотреть причины землетрясений, характеристику землетрясений, глубину очага, магнитуду, интенсивность энергии на поверхности, прогнозирование землетрясений, порядок защиты от землетрясений, моретрясения, цунами, извержения вулканов, меры по уменьшению потерь от извержения вулканов.

Изучить классификацию наводнений по повторяемости, масштабам и наносимому ущербу, типы наводнений, защиту от наводнений, действия населения при угрозе наводнений.

Время – 2 часа.

   

Место проведения занятия: специализированный класс.

   

Метод проведения занятия: рассказ, показ.

   

Техническое обеспечение: стенды, слайды, видеофильм.

                    

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

2. Землетрясения, извержения вулканов

3. Наводнения.

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

Вступительная часть - 5 минут:

1. Принять доклад дежурного.

2. Выполнить необходимые записи в журнале.

3. Объявить тему, цель и учебные вопросы.

 

Основная часть – 70 минут: – рассмотрение учебных вопросов по плану.

 

Заключительная часть – 5 минут:

1. Подвести итоги занятия.

2. Объявить оценки.

3. Дать задание на самоподготовку.

 

й учебный вопрос. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

 

Основные тенденции развития опасных природных явлений

Стихийные бедствия по природе происхождения весьма разнообразны. Несмотря на это стихийные бедствия природного происхождения имеют некоторые общие закономерности. Вот некоторые из них.

Первая закономерность природных опасностей состоит в том, что они никогда не могут быть ликвидированы полностью. Это связано с тем, что человечество постоянно использует окружающую среду в качестве источника своего существования и развития.

Вторая закономерность природных опасностей выявляется при анализе развития географической системы: общее число экстремальных событий, ведущих к возникновению стихийных бедствий, постоянно увеличивается (так, прирост ЧС природного происхождения в Российской Федерации в 1997 г. по сравнению с 1996 г. составил 29,7%). При этом растут разрушительная сила и интенсивность большинства стихийных бедствий, а также число жертв, моральный и материальный ущерб, причиняемый ими.

Как видно из таблицы, на севере Евразии наибольшую опасность представляют наводнения (подвержено 746 городов), оползни и обвалы (725), землетрясения (103), смерчи (500).

Суммарный ежегодный социально-экономический ущерб от развития 21 наиболее опасного процесса в России, по экспертным оценкам, составляет около 15-19 млрд. рублей.


Социально-экономический ущерб от стихийных бедствий

 

Третья закономерность связана со второй и проявляется во все возрастающей «общей чувствительности» мирового сообщества к стихийным бедствиям. Рост «чувствительности» подразумевает выделение сообществом все большего числа ресурсов на подготовку и проведение различных глобальных организационных и технических мероприятий, а также на изготовление защитных приспособлений и строительство защитных сооружений.

Четвертая закономерность позволяет выявить основные общие факторы, без которых нельзя надежно прогнозировать материальный ущерб и число жертв при любых стихийных бедствиях. К ним относят исторические и социальные условия в обществе, сложившиеся к моменту прогноза; уровень экономического развития и географическое положение районов бедствия; определяющие условия землепользования и их перспективы; возможность негативного сочетания с другими природными процессами и т. п.

Пятая закономерность заключается в том, что для любых видов стихийных бедствий может быть установлена пространственная приуроченность.

Шестая закономерность позволяет связать силу и интенсивность стихийного бедствия с его частотой и повторяемостью: чем больше интенсивность стихийного бедствия, тем реже оно повторяется с той же силой.

Эти закономерности подтверждаются динамикой роста опасных природных явлений за последние 5 лет.

Как видно из таблицы, при колебании количества опасных природных явлений, характерных для территории России, в пределах от 300 до 500 в год, отмечается устойчивая тенденция увеличения в последние пять лет количества чрезвычайных ситуаций (со 123 до 360), возникших в результате опасных природных явлений.


Опасные природные явления в России и возникновение чрезвычайных ситуаций

Под опасным природным явлением следует понимать стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать негативные последствия для жизнедеятельности людей, а также экономики и природной среды.

Стихийное бедствие — это катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

 

Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения

В зависимости от механизма и природы происхождения опасные природные явления разделяются на следующие группы (классы):

Геофизические опасные явления:

□ землетрясения;

□ извержения вулканов;

□ цунами.

Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления):

□ оползни;

□ сели;

□ обвалы, осыпи;

□ лавины;

□ склонный смыв;

□ просадка (провал) земной поверхности в результате карета;

□ абразия, эрозия;

□ курумы;

□ пыльные бури.

Метеорологические и агрометеорологические опасные явления:

· бури (9-11 баллов);

· ураганы (12-15 баллов);

· смерчи (торнадо);

· шквалы;

· вертикальные вихри (потоки);

· крупный град;

· сильный дождь (ливень);

· сильный снегопад;

· заморозки.

· сильный мороз;

· сильная метель;

· сильная жара;

· сильный туман;

· засуха;

· суховей;

· сильный гололед;

Морские гидрологические опасные явления:

□ тропические циклоны (тайфуны);

□ сильное волнение (5 баллов и более);

□ сильные колебания уровня моря;

□ сильный тягун в портах;

□ ранний ледяной покров или припай;

□ напор льдов, интенсивный дрейф льдов;

□ непроходимый (труднопроходимый) лед;

□ обледенение судов;

□ отрыв прибрежных льдов.

Гидрологические опасные явления:

□ высокий уровень воды:

Ø половодье;

Ø дождевые паводки;

Ø заторы и зажоры;

Ø ветровой нагон;

□ низкий уровень воды;

□ ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках;

□ повышение уровня грунтовых вод (подтопление).

Природные пожары:

□ чрезвычайная пожарная опасность;

□ лесные пожары;

□ пожары степных и хлебных массивов;

□ торфяные пожары;

□ подземные пожары горючих ископаемых.

Не каждое опасное природное явление приводит к возникновению ЧС, особенно если в месте его возникновения нет никакой угрозы жизнедеятельности человека. Так, например, не учитывается как наводнение ежегодный паводок, если он никому не угрожает. Нет оснований считать чрезвычайными ситуациями бури, штормы, лавины, ледоставы, извержения вулканов в тех местах, где человек не живет и не ведет никаких работ. ЧС складывается только тогда, когда в результате опасного природного явления возникает реальная угроза человеку и окружающей его среде.

Многие опасные природные явления тесно связаны между собой. Землетрясение может вызвать обвалы, оползни, сход селя, наводнение, цунами, лавины, активизацию вулканической деятельности. Многие штормы, ураганы, смерчи сопровождаются ливнями, грозами, градобитием. Сильная жара сопровождается засухой, понижением грунтовых вод, пожарами, эпидемиями, нашествиями вредителей. Попробуйте проследить эти связи и механизмы их образования при изучении отдельных тем.

 



2019-07-03 352 Обсуждений (0)
Й учебный вопрос. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Й учебный вопрос. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)