Тема 4. Государство и политическая система общества
Общество – это совокупность людей, исторически поколениями проживающих на определенной территории и связанных общностью экономической, социальной, политической и духовной жизни, единой государственной властью и правовой системой. Люди, составляющие данное общество имеют, как правило, единую культуру (нравы, религию, язык и т.п.) и самоидентифицированы (то есть субъективно отличают себя от людей, входящих в другие сообщества). Развитое общество состоит из индивидов, образующих социальные группы (семьи, страты, слои, классы) в соответствии с родовыми, профессиональными, имущественными, национальными и иными признаками. Эти субъекты реализуют свои интересы в деятельности, которая составляет «ткань» жизнь социума. Объединение деятельности людей и их общностей ради достижения совместных целей осуществляется через систему власти. Власть - одна из форм управления общественными явлениями и процессами, при которой согласованность совместной деятельности людей достигается подчинением их единому руководящему началу путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей для других. Властное управление всегда связано с подчинением одних людей другим. Доминирование одной стороны (субъекта власти) и подчинение ей другой стороны (объекта власти) – составляет специфическое содержание властеотношений. Властеотношения основываются, как правило, на авторитете субъектов власти. Однако их качественным признаком является потенциальная возможность применения принуждения в случае невыполнения властных предписаний. Власть обеспечивают также выражение и согласование общих интересов различных субъектов, благодаря чему поддерживается стабильность общественных отношений и сохраняется единство их системы. Властное управление присуще обществу с момента его зарождения и используется им для организации совместной деятельности людей в наиболее важных сферах его жизни. Формы власти в зависимости от уровня ее организации принято делить на: – простые (естественные) –осуществляются непосредственно субъектом власти без специального аппарата управления (власть родителей над детьми, старших над младшими, власть неформального лидера в коллективе и пр.); – сложные – реализуются через специально создаваемые для этого органы, наделенные атрибутами субъекта власти (власть общественных объединений, в том числе политических партий, церковная власть, власть родовых кланов, национальных и профессиональных элит и пр.). Разновидностью сложной формы организации власти является публичная – государственная власть, осуществляемая особой организацией – государством. Государственная власть – это разновидность общественной власти, которая обеспечивает единство общества в условиях его социальной дифференциации посредством специально созданной организации - государства. Это - публичная власть. В процессе исторического развития общественная жизнь от простейших, примитивных форм с однородными, совпадающими интересами людей, переходит к этапу, когда она становится все более многообразной и разнородной (социально дифференцируется). На основе возрастающих потребностей людей возникают новые направления деятельности и представляющие их субъекты, интересы которых не только дополняют друг друга, но пересекаются и сталкиваются. При сохранении потребности в единстве общественной жизни появляются и множатся различия, противоречия между индивидами и социальной группой, между отдельными социальными группами, между социальными группами и обществом в целом. Обеспечить в этих условиях управляемость основными общественными явлениями и процессами в масштабах всего общества не могут формы власти, выражающие частные интересы отдельных социальных групп, семьи или индивидов, поскольку они становятся конфликтующими. В целях обеспечения единства, согласования частных интересов, недопустимости атомизации и распада общества, предотвращения столкновений и потрясений в нем создается и функционирует государственная власть, которая в отличие от других видов власти: – обеспечивает единство общества в целом, всех составляющих его индивидов и социальных групп; – является наиболее действенной формой власти - публичной властью, обеспечивающей управляемость основными общественными явлениями и процессами; – осуществляется посредством особой организации властного управления – государства. Государство – организация, созданная для публично-властного управления обществом в целом, выражающая и проводящая в жизнь интересы его основных социальных групп, обладающая особыми свойствами (суверенитетом, территорией, специальным аппаратом и пр.) и занимающая ведущее место в системе общественной власти и политической системе общества. Как организация государство представляет собой выделенную из общества группу людей, которая имеет возможность осуществлять публичную власть, то есть подчинять волю всех других людей и их объединений для решения общих дел, согласования их совместной деятельности. Опираясь на все общество, реализуя общие потребности, государство осуществляет публичную власть, ориентируясь, прежде всего, на интересы основных социальных групп – тех, которые играют в социуме наиболее значимую роль, определяют его лицо и направления общественного прогресса. Воля этих социальных групп составляет сущность государства. Вместе с тем государство – относительно самостоятельный элемент общественной системы, осуществляющий в ней властные функции, по отношению к которому общество выступает как объект управления. От характера государственной власти, ее способности выполнять свои задачи напрямую зависит не только сохранение, но и прогрессивное развитие общественной системы. Признаки государства - его качественно-атрибутивные признаки (черты), выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе. Признаки государства являются выражением его общественной природы и сущности. Они характеризуют качественные свойства государства как организации публичной власти. Признаки отличают государство от иных организаций, осуществляющих общественную власть, таких как разные союзы и объединения людей. Эти признаки отличают государство также от родовых форм организации власти, которые действовали как основные на начальном этапе развития человеческого общества и сохранили определенное значение в современном социуме. К основным признакам государства относятся: – суверенитет государства,который означает верховенство и определяющую роль государства внутри страны по отношению к любым другим источникам общественной власти и его независимость от внешних источников власти, иных государств в сфере проведении своей внутренней и внешней политики. Суверенитет государства не беспределен: внутри страны он ограничен производностью от суверенитета народа; вне страны - общепризнанными принципами и нормами международного права; – осуществление власти по территориальному принципу, проявляющееся в том, что каждое государство «привязано» к очерченной его государственными границами территории. Объектами государственной власти являются все лица, находящиеся в пределах этой территории, независимо от их национальных и иных признаков. Территория государства с проживающим на ней населением образует страну, которую в настоящее время можно увидеть на политической карте мира; – особая организация публичной власти, выражающаяся в том, что государство представлено специальным, выделенным из общества аппаратом управления. Этот аппарат действует на профессиональной основе, официально выступает от имени всего общества и содержится за счет налогов и сборов с населения страны. Помимо собственно органов государственного управления, аппарат государства включает в себя специальные «силовые структуры» – органы принуждения (вооруженные силы, органы внутренних дел /полицию/, органы безопасности и пр.). Вопрос о происхождение государства имеет для теории государства и права весьма актуальное значение, так как установление причин его возникновения помогает понять и осмыслить необходимость существования государства на протяжения длительного исторического времени и его дальнейшую судьбу. Современная наука признает, что процесс возникновения государства носил сложный и противоречивый характер и все факторы, которые выдвигали на первый план предмета своего исследования указанные выше и иные теории, в той или иной степени влияли на процесс образования государства. Вместе с тем сегодня, очевидно, что ни один из них не может быть абсолютизирован, и в основе происхождения государства, как и необходимости его существования на протяжении длительного исторического времени лежат более глубокие причины, имеющие комплексный характер. Они связаны с качественными изменениями, произошедшими в жизни первобытных людей в эпоху неолита (VIII-III тысячелетия до н.э.), в результате перехода от присваивающего к производящему способу взаимоотношений человека с природой, которые вызвали глубокие перемены во всех сферах жизни первобытного общества. Это привело: – в хозяйственной сфере (экономике) общества – к разделению общественного труда, росту его производительности, обмена продуктами труда, увеличению массы общественного богатства, возникновению разнообразных форм собственности; – в социальной сфере общества – к росту численности населения, появлению наряду с семьей совершенно новых форм общностей людей (выделенных по имущественному, социальному и прочим критериям), повышению роли и значимости личности в системе общественных отношений, оформлению и усилению противоречий между интересами личности, социальных групп, общества в целом; – в духовной сфере общества – к интенсификации интеллектуальной деятельности, переходу от мифологического к рациональному типу мышления, возникновению науки и идеологии, отделению сферы духовного производства от сферы материального производства. Вместо первобытного общества, имевшего однородную социальную структуру и основанного на единстве интересов людей, возникла разнородная социальная структура, основанная на многообразии, различии и противоречиях интересов людей. Необходимость обеспечить управляемость всем обществом в условиях его расслоения, определила постепенную замену родовых органов власти (народного собрания, старейшин, вождей-военачальников), приспособленных к управлению социально однородным обществом, государством с его специфическими признаками, аппаратом, функциями и формами, приспособленным к управлению социально дифференцированным обществом. Сущность государства – это сконцентрированная воля общества, направленная на организацию и поддержание публично-властного управления обществом в целом с целью обеспечения его единства и согласования интересов различных социальных групп. В основе любого общественного явления, в том числе и государства, лежит общественная воля, то есть стремление субъектов общественной жизни достичь обусловленных их потребностями целей. Определить сущность государства - значит, понять, волю каких социальных субъектов оно выражает, какие цели они реализуют через самое себя в общественной жизни. Здесь существует несколько подходов: – До сравнительно недавнего времени в российском государствоведении доминировал классовый подход к сущности государства, в соответствии с которым государство понималось как организация диктатуры экономически господствующего класса, который с помощью государства навязывает свою волю другим классам и обеспечивает свое привилегированное положение в обществе. Государство с этих позиции необходимо для общества только тогда, когда в нем существуют противоположные, антагонистические классы. Указанный подход, во многом верно отражая особенности государства ранних исторических эпох, обнаружил неадекватность современному цивилизованному обществу, поскольку оно постепенно теряет признаки классовости, а государство продолжает существовать и активно развиваться. – Общесоциальный подход к сущности государства в противоположность классовому считает, что государственная власть изначально, на всех этапах своего исторического развития выражает волю всего гражданского общества и путем нахождения компромисса между отдельными социальными группами стремится к достижению общего блага. Поскольку государственная власть обеспечивает управляемость всей общественной системы, способствует ее самосохранению и предотвращает тенденции к распаду, то в государственной власти оказываются объективно заинтересованы все субъекты общественной жизни, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпадать или находиться в прямой противоположности. – Дуалистический подход к сущности государства пытается в определенной степени сгладить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, реализующая себя в государственной власти, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Государство, с одной стороны, – это организация экономически господствующего класса; с другой стороны – оно неизбежно реализует и общесоциальные цели, действует в интересах общества в целом. В историческом развитии государства его сущность меняется. Если в государствах раннего исторического периода превалирует первая сторона, классовая, то у современного цивилизованного государства – вторая, общесоциальная. Государство не может существовать просто так, само для себя. Оно существует для общества. Оно объединяет людей под единой властью, выравнивает и удовлетворяет интересы общества. Кроме государства в обществе имеются и другие организации, объединяющие людей по самым различным интересам. Политическая система общества – это взаимосвязанная совокупность общественных явлений, процессов, институтов, возникающих и функционирующих в сфере политики, в отношениях между основными группами ее населения. Политика – это сфера жизнедеятельности социума, связанная с регулированием отношений между основными социальными группами по поводу и с помощью доступа к публичной власти и ее реализации. В связи с этим цель политической системы общества – обеспечить консолидированное выражение, реализацию и гармонизацию базовых интересов ведущих социальных групп общества. Политическая система общества – это комплексное образование, основными элементами которого являются: – субъекты политической жизни – классы, нации, профессиональные, конфессиональные и другие социальные группы, имеющие свои интересы и стремящиеся реализовать их с помощью обладания публичной властью; – политические отношения – связи, складывающиеся между основными субъектами политической жизни страны, характер их взаимоотношений между собой; – политическая идеология; – политические нормы; – политическая организация общества – совокупность институтов, концентрирующих и выражающих базовые интересы тех или иных социальных групп в деятельности, направленной на обретение и реализацию публичной власти. При этом последняя – структурно наиболее выраженная, зримая часть политической системы общества. Поэтому иногда политическая организация общества отождествляется с политической системой общества. Основными компонентами политической организации общества, в свою очередь, являются: – государство как основной, центральный институт политической системы общества; – общественные объединения групп населения (политические партии, профессиональные союзы, национальные, конфессиональные, молодежные, женские и иные организации). По форме организации политические системы общества могут быть: а) плюралистическими, когда существует значительное разнообразие общественных объединений, имеющих в основном равные возможности на участие в политической жизни страны, и б) монистическими, когда в политической системе общества выделяется какое-то одно общественное объединение, играющее главную роль в политической жизни страны. В зависимости от формы политического режима политические системы общества могут быть: а) демократическими, когда за всеми, в том числе оппозиционными политическими объединениями признаются широкие права на участие в формировании и реализации публичной власти, и б) авторитарными, когда роль оппозиционных политических объединений де-факто сведена на нет, или их деятельность де-юре запрещена. Выражая интересы доминирующих в обществе социальных групп и решая свои задачи, государство в то же время согласовывает деятельность всех субъектов общественной жизни. Поэтому государство в широком смысле слова – это политическое объединение всего населения страны. В узком смысле государство представляет особый базовый элемент политической организации общества, который отличается от иных его элементов, прежде всего, негосударственных общественных объединений. По своей природе государство занимает ведущее, центральное место в политической системе общества, является основным его институтом, определяющим характер публичной власти. Такая роль государства обусловлена тем, что оно: – представляет не только интересы отдельных социальных групп, но и всего населения страны, имеет самую широкую социальную базу по сравнению с любым общественным объединением; – включает в себя специальный аппарат, разветвленную систему органов публично-властного управления различными общественными явлениями и процессами; – помимо органов собственно управления включает в себя систему охранительных органов, способных в необходимых случаях принудительно осуществлять предписания государственной власти; – концентрирует значительные материальные, людские и финансовые ресурсы общества для решения тех или иных политических задач; – способно, используя различные средства, проводить активную идеологическую деятельность, влиять как на общественное сознание в целом, так и сознание отдельных социальных групп. Именно через государство различные социальные группы могут наиболее эффективно проводить в жизнь свои ключевые интересы. Поэтому публичная власть составляет центральное ядро политической жизни страны, и все общественные объединения в той или иной мере борются за обладание рычагами публичной власти, за влияние на политику государства. Общественные объединения как элемент политической организации общества представляют собой добровольные объединения людей для реализации их совместных целей. Указанные объединения образуются на основе политических, половозрастных, профессиональных, религиозно-конфессиональных, этно-национальных, культурных и прочих интересов. В связи с этим принято различать: – собственно политические общественные объединения, такие, например, как политические партии или избирательные блоки. Для них основными является цели политической борьбы, то есть обретения и удержания публичной (политической, государственной) власти; – неполитические общественные организации и объединения, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, религиозные, женские, молодежные, национальные и т.п., для которых участие в политическом процессе является дополнительным, сопутствующим элементом их основной деятельности, преследующей неполитические цели. Все общественные объединения, участвующие в политической жизни страны, выражают и проводят в жизнь интересы представленных ими социальных групп. Главной задачей общественных объединений в политической сфере является воздействие на публичную власть, на политику государства через избрание своих представителей в выборные государственные органы, влияние на средства массовой информации, аккумулирующих и формирующих общественное мнение, и пр. Государство, с одной стороны, стоит над общественными объединениями, устанавливает принимаемыми им законами их правовой статус, запрещает и преследует такие объединения, деятельность которых подрывает основы конституционного строя (объединения экстремистского толка). С другой стороны, политика современного демократического государства не может быть достаточно эффективной без опоры на общественные объединения, поскольку через них в основном осуществляется связь государства с иными общественными институтами, вплоть до семьи и отдельного индивида. В современном российском обществе действует принцип политического плюрализма, когда Конституцией РФ закреплено равноправное положение различного рода общественных объединений. Запрещены лишь те объединения, деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, дискриминацию человека и гражданина по половому, возрастному, национальному, расовому, профессиональному и пр. признакам.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |