Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Государство и политическая система общества



2019-07-03 264 Обсуждений (0)
Тема 4. Государство и политическая система общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Общество – это совокупность людей, исторически поколениями проживающих на определенной территории и связанных общностью экономической, социальной, политической и духовной жизни, единой государственной властью и правовой системой.

Люди, составляющие данное общество имеют, как правило, единую культуру (нравы, ре­лигию, язык и т.п.) и самоидентифицированы (то есть субъективно отличают себя от людей, входящих в другие сообщества). Развитое общество состоит из индивидов, образующих социальные группы (семьи, страты, слои, классы) в соответствии с родовыми, профессиональны­ми, имущественными, национальными и иными признаками. Эти субъекты реализуют свои интересы в деятельности, которая составляет «ткань» жизнь социума.

Объединение деятельности людей и их общностей ради достижения совместных целей осуществляется через систему власти.

Власть - одна из форм управления общественными явлениями и процессами, при которой согласованность совместной деятельности людей достигается подчинением их единому руководящему началу путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей для других.

Властное управление всегда связано с подчинением одних людей другим. Доминирование одной стороны (субъекта власти) и подчинение ей другой стороны (объекта власти) – составляет специфическое содержание властеотношений. Властеотношения основываются, как правило, на авторитете субъектов власти. Однако их каче­ственным признаком является потенциальная возможность применения принуждения в случае невыполнения властных предписаний. Власть обеспечивают также выражение и согласование общих интересов различных субъектов, благодаря чему поддерживается стабильность общественных отношений и сохра­няется единство их системы. Властное управление присуще обществу с момента его зарождения и используется им для организации совместной деятельности людей в наиболее важных сферах его жизни.

Формы власти в зависимости от уровня ее организации принято делить на:

простые (естественные) осуществляются непосредствен­но субъектом власти без специального аппарата управления (власть родителей над детьми, старших над младшими, власть неформального лидера в коллективе и пр.);

сложные – реализуются через специаль­но создаваемые для этого органы, наделенные атрибутами субъекта власти (власть общественных объединений, в том числе политических партий, церковная власть, власть родовых кланов, национальных и профессиональных элит и пр.).

Разновидностью сложной формы организации власти является публичная – государст­венная власть, осуществляемая особой организацией – государством.

Государственная власть – это разновидность общественной власти, которая обес­печивает единство общества в условиях его социальной дифференциации посред­ством специально созданной организации - государства. Это - публичная власть.

В процессе исторического развития общественная жизнь от простейших, при­митивных форм с однородными, совпадающими интересами людей, переходит к этапу, когда она становится все более многообразной и разнородной (социально дифферен­цируется). На основе возрастающих потребностей людей возникают новые направле­ния деятельности и представляющие их субъекты, интересы которых не только допол­няют друг друга, но пересекаются и сталкиваются. При сохранении потребности в единстве общественной жизни появляются и множатся различия, противоречия между индивидами и социальной группой, между отдельными социальными группами, между социальными группами и обществом в целом.

 Обеспечить в этих условиях управляемость основными общественными явлениями и процесса­ми в масштабах всего общества не могут формы власти, выражающие частные интере­сы отдельных социальных групп, семьи или индивидов, поскольку они становятся конфликтующими. В целях обеспечения единства, согласования частных интересов, недопустимости атомизации и распада общества, предотвращения столкновений и потрясений в нем создается и функционирует государственная власть, которая в отличие от других видов власти:

– обеспечивает единство общества в целом, всех составляющих его индивидов и социальных групп;

– является наиболее действенной формой власти - публичной властью, обеспечивающей управляемость основными общественными явлениями и процессами;

– осуществляется посредством особой организации властного управления – государства.

Государство – организация, созданная для публично-властного управления обществом в целом, выражающая и проводящая в жизнь интересы его основных социальных групп, обладающая особыми свойствами (суверенитетом, территорией, специальным аппаратом и пр.) и занимающая ведущее место в системе общественной власти и политической системе общества.

Как организация государство представляет собой выделенную из общества группу людей, которая имеет возможность осуществлять публичную власть, то есть подчинять волю всех других людей и их объединений для решения общих дел, согла­сования их совместной деятельности.

Опираясь на все общество, реализуя общие потребности, государство осу­ществляет публичную власть, ориентируясь, прежде всего, на интересы основных социальных групп – тех, которые играют в социуме наиболее значимую роль, определяют его лицо и направления общественного прогресса. Воля этих социальных групп составляет сущность государства.

Вместе с тем государство – относительно самостоятельный элемент общест­венной системы, осуществляющий в ней властные функции, по отношению к которо­му общество выступает как объект управления. От характера государственной власти, ее способности выполнять свои задачи напрямую зависит не только сохранение, но и прогрессивное развитие общественной системы.

Признаки государства - его качественно-атрибутивные признаки (черты), выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе.

Признаки государства являются выражением его общественной природы и сущно­сти. Они характеризуют качественные свойства государства как организации публичной власти. Признаки отличают государство от иных организаций, осуществляющих общественную власть, таких как разные союзы и объединения людей. Эти признаки отличают государство также от родовых форм организации власти, которые действовали как основные на начальном этапе развития человеческого общества и сохранили определенное значение в современном социуме.

К основным признакам государства относятся:

суверенитет государства,который означает верховенство и определяющую роль госу­дарства внутри страны по отношению к любым другим источникам общественной власти и его независимость от внешних источников власти, иных государств в сфере проведении своей внутренней и внешней политики. Суверенитет государства не беспределен: внутри страны он ограничен производностью от суверенитета народа; вне страны - общепризнанными  принципами и нормами международного права;

осуществление власти по территориальному принципу, проявляющееся в том, что каждое государство «привязано» к очерченной его государственными границами территории. Объектами государственной власти являются все лица, находящиеся в пределах этой территории, независимо от их национальных и иных признаков. Терри­тория государства с проживающим на ней населением образует страну, которую в настоящее время можно увидеть на политической карте мира;

особая организация публичной власти, выражающаяся в том, что государство представлено специальным, выделенным из общества аппаратом управления. Этот ап­парат действует на профессиональной основе, официально выступает от имени всего общества и содержится за счет налогов и сборов с населения страны. Помимо собственно органов государственного управления, аппарат государства включает в себя специальные «силовые структуры» – органы принуждения (вооруженные силы, органы внутренних дел /полицию/, органы безопасности и пр.).

Вопрос о происхождение государства имеет для теории государства и права весьма актуальное значение, так как установление причин его возникновения помогает понять и осмыслить необходимость существования государства на протяжения длительного исторического времени и его дальнейшую судьбу.

Современная наука признает, что процесс возникновения государства носил сложный и противоречивый характер и все факторы, которые выдвигали на первый план предмета своего исследования указанные выше и иные теории, в той или иной степени влияли на процесс образования государства. Вместе с тем сегодня, очевидно, что ни один из них не может быть абсолютизирован, и в основе про­исхождения государства, как и необходимости его существования на протяжении дли­тельного исторического времени лежат более глубокие причины, имеющие комплексный характер.

Они связаны с качественными изменениями, произошедшими в жизни перво­бытных людей в эпоху неолита (VIII-III тысячелетия до н.э.), в результате пере­хода от присваивающего к производящему способу взаимоотношений человека с природой, ко­торые вызвали глубокие перемены во всех сферах жизни первобытного общества. Это привело:

в хозяйственной сфере (экономике) общества к разделению общественного труда, росту его производительно­сти, обмена продуктами труда, увеличению массы общественного богатства, возникно­вению разнообразных форм собственности;

в социальной сфере общества – к росту численности населения, появле­нию наряду с семьей совершенно новых форм общностей людей (выделенных по имущественному, социальному и прочим критериям), повышению роли и значимости личности в системе общественных отношений, оформлению и усилению противоречий между интере­сами личности, социальных групп, общества в целом;

в духовной сфере общества к интенсификации интеллектуальной деятельности, пе­реходу от мифологического к рациональному типу мышления, возникновению науки и идеологии, отделению сферы духовного производства от сферы материального произ­водства.

Вместо первобытного общества, имевшего однородную социальную структуру и основанного на единстве интересов людей, возникла разнородная социальная струк­тура, основанная на многообразии, различии и противоречиях интересов людей. Необ­ходимость обеспечить управляемость всем обществом в условиях его рас­слоения, определила постепенную замену родовых органов власти (народного собра­ния, старейшин, вождей-военачальников), приспособленных к управлению социально одно­родным обществом, государством с его специфическими признаками, аппаратом, функциями и формами, приспособленным к управлению социально дифференцированным обществом.

Сущность государства – это сконцентрированная воля общества, направленная на организацию и поддержание публично-властного управления обществом в целом с целью обеспечения его единства и согласования интересов различных социальных групп.

В основе любого общественного явления, в том числе и государства, лежит общественная воля, то есть стремление субъектов общественной жизни достичь обусловленных их потребностями целей. Определить сущность государства - значит, понять, волю каких социальных субъектов оно выражает, какие цели они реализуют через самое себя в общественной жизни. Здесь существует несколько подходов:

– До сравнительно недавнего времени в российском государствоведении доминировал классо­вый подход к сущности государства, в соответствии с которым государство понималось как организация диктатуры экономически господствующего класса, который с помо­щью государства навязывает свою волю другим классам и обеспечивает свое привиле­гированное положение в обществе. Государство с этих позиции необходимо для обще­ства только тогда, когда в нем существуют противоположные, антагонистические классы. Указанный подход, во многом верно отражая особенности государства ранних исторических эпох, обнаружил неадекватность современному цивилизованному обществу, поскольку оно постепенно теряет признаки классовости, а государство продолжает существовать и активно развиваться.

Общесоциальный подход к сущности государства в противоположность классовому считает, что государственная власть изначально, на всех этапах своего исторического развития выражает волю всего гражданского общества и путем нахождения компро­мисса между отдельными социальными группами стремится к достижению общего блага. Поскольку государственная власть обеспечивает управляемость всей общест­венной системы, способствует ее самосохранению и предотвращает тенденции к рас­паду, то в государственной власти оказываются объективно заинтересованы все субъ­екты общественной жизни, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпа­дать или находиться в прямой противоположности.

Дуалистический подход к сущности государства пытается в определенной степени сгладить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, реализующая себя в государственной власти, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Государство, с одной стороны, – это органи­зация экономически господствующего класса; с другой стороны – оно неизбежно реали­зует и общесоциальные цели, действует в интересах общества в целом. В историческом развитии государства его сущность меняется. Если в государствах раннего историче­ского периода превалирует первая сторона, классовая, то у современного цивилизо­ванного государства – вторая, общесоциальная.

Государство не может существовать просто так, само для себя. Оно существует для общества. Оно объединяет людей под единой властью, выравнивает и удовлетворяет интересы общества. Кроме государства в обществе имеются и другие организации, объединяющие людей по самым различным интересам.

Политическая система общества – это взаимосвязанная совокупность общест­венных явлений, процессов, институтов, возникающих и функционирующих в сфере поли­тики, в отношениях между основными груп­пами ее населения.

Политика – это сфера жизнедеятельности социума, связанная с регулированием отношений между основными социальными группами по поводу и с помощью доступа к публичной власти и ее реализации. В связи с этим цель политической системы общества – обеспечить консолидированное выражение, реализацию и гармонизацию базовых интересов ведущих социальных групп об­щества. Политическая система общества – это комплексное образование, основными элементами которого являются:

– субъекты политической жизни – классы, нации, профессиональные, конфессио­нальные и другие социальные группы, имеющие свои интересы и стремящиеся реали­зовать их с помощью обладания публичной властью;

– политические отношения – связи, складывающиеся между основными субъектами политической жизни страны, характер их взаимоотношений между собой;

– политическая идеология;

– политические нормы;

– политическая организация общества – совокупность институтов, концентри­рующих и выражающих базовые интересы тех или иных социальных групп в дея­тельности, направленной на обретение и реализацию публичной власти.

При этом последняя – структурно наиболее выраженная, зримая часть политической системы общества. Поэтому иногда политическая организация общества отождествляется с политиче­ской системой общества. Основными компонентами политической организации общества, в свою очередь, являются:

– государство как основной, центральный институт политической системы об­щества;

– общественные объединения групп населения (политические партии, профессиональные союзы, националь­ные, конфессиональные, молодежные, женские и иные организации).

По форме организации политические системы общества могут быть: а) плюралистическими, когда существует значительное разнообразие общественных объединений, имеющих в основном равные возможности на участие в политической жизни страны, и б) монистическими, когда в политической системе общества выделяется какое-то одно общественное объединение, играющее главную роль в политической жизни страны. В зависимости от формы политического режима политические системы общества могут быть: а) демократическими, когда за всеми, в том числе оппозиционными политическими объеди­нениями признаются широкие права на участие в формировании и реализации публичной власти, и б) авторитарными, когда роль оппозиционных политических объединений де-факто сведена на нет, или их деятельность де-юре запрещена.

Выражая интересы доминирующих в обществе социальных групп и решая свои задачи, государство в то же время согласовывает деятельность всех субъектов общественной жизни. Поэтому государство в широком смысле слова – это политическое объединение всего населения страны. В узком смысле государство представляет особый базовый элемент полити­ческой организации общества, который отличается от иных его элементов, прежде всего, негосударственных обще­ственных объединений.

По своей природе государство занимает ведущее, центральное место в полити­ческой системе общества, является основным его институтом, определяющим характер публичной власти. Такая роль государства обусловлена тем, что оно:

– представляет не только интересы отдельных социальных групп, но и всего насе­ления страны, имеет самую широкую социальную базу по сравнению с любым общест­венным объединением;

– включает в себя специальный аппарат, разветвленную систему органов публично-властного управления различными общественными явлениями и процессами;

– помимо органов собственно управления включает в себя систему охранитель­ных органов, способных в необходимых случаях принудительно осуществлять предпи­сания государственной власти;

– концентрирует значительные материальные, людские и финансовые ресурсы общества для решения тех или иных политических задач;

– способно, используя различные средства, проводить активную идеологическую деятельность, влиять как на общественное сознание в целом, так и сознание отдельных социальных групп.

Именно через государство различные социальные группы могут наиболее эф­фективно проводить в жизнь свои ключевые интересы. Поэтому публичная власть состав­ляет центральное ядро политической жизни страны, и все общественные объединения в той или иной мере борются за обладание рычагами публичной власти, за влияние на по­литику государства.

Общественные объединения как элемент политической организации общества представляют собой добровольные объединения людей для реализации их совместных целей. Указанные объединения образуются на основе политических, половозрастных, профессиональных, религиозно-конфессиональных, этно-национальных, культурных и прочих интересов.

В связи с этим принято различать:

– собственно политические общественные объединения, такие, напри­мер, как политические партии или избирательные блоки. Для них основными является цели политической борьбы, то есть обретения и удержания публичной (политической, государственной) власти;

– неполитические общественные организации и объединения, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, религиозные, женские, молодежные, национальные и т.п., для которых участие в политическом процессе является дополнительным, сопутствующим элементом их основной деятельности, преследующей неполитические цели.

Все общественные объединения, участвующие в политической жизни страны, выражают и проводят в жизнь интересы представленных ими социальных групп. Главной задачей общест­венных объединений в политической сфере является воздействие на публичную власть, на политику государства через избрание своих представителей в выборные госу­дарственные органы, влияние на средства массовой информации, аккумулирующих и формирующих общественное мнение, и пр.

Государство, с одной стороны, стоит над общественными объединениями, устанавливает принимаемыми им законами их правовой статус, запрещает и пре­следует такие объединения, деятельность которых подрывает основы конституционного строя (объединения экстремистского толка).

С другой стороны, политика современного демократического государства не может быть достаточно эффективной без опоры на общественные объединения, по­скольку через них в основном осуществляется связь государства с иными общественными институтами, вплоть до семьи и отдельного индивида.

В современном российском обществе действует принцип политического плюра­лизма, когда Конституцией РФ закреплено равноправное по­ложение различного рода общественных объединений. Запрещены лишь те объедине­ния, деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционно­го строя, дискриминацию человека и гражданина по половому, возрастному, национальному, расовому, профессиональному и пр. признакам.

 



2019-07-03 264 Обсуждений (0)
Тема 4. Государство и политическая система общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Государство и политическая система общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)