Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая теория права



2019-07-03 487 Обсуждений (0)
Психологическая теория права 0.00 из 5.00 0 оценок




Право – не реальность, а комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли.

Единственный источник права – индивидуальное сознание.

Среди различных психологических состояний на первом месте эмоции: императивные (нравственные) и императивно-атрибутивные (правовые).

Императивная эмоция – одностороннее переживание лицом обязанности совершить действие в отношении другого лица, но не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности.

Императивно-атрибутивная – двусторонняя эмоция – переживание одним лицом обязанности сопровождается с переживанием другой стороной права потребовать выполнения обязанности. Из императивно-атрибутивных эмоций складывается интуитивное, психическое право, которому принадлежит первое место в регулировании имущественных, семейных, наследственных отношений. Сколько людей – столько может быть и интуитивных прав.

4. Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права –основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой».

Правовые нормы возникают и развиваются не из реальных общественных отношений, а из формального установления государством. Обязательность правовых норм следует из государственного авторитета. Фактическое отождествление государства и права.

При нормативном подходе право трактуется как система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Государственная власть является источником права. Человек имеет права в силу их закрепления в актах государства, а не в силу своей природы, следовательно, только нормы законов выступают истинным правом.

Достоинство: во-первых, фиксирует посредством норм права грани­цы дозволенного и запрещенного поведения; во-вто­рых, указывает на прямую связь государства и права и на его общеобязательность; в-третьих, подчеркивает формальную определенность права, т. е. закрепление правил поведения в нормативных правовых актах государства.

Недостатки: а) правом признается только то, что исходит от , государства, и, следовательно, отрицаются естественные неотъемлемые права человека;

б) подчеркивается роль субъективного фактора в формировании права, создается иллюзия, будто при­нятия закона достаточно для решения любых соци­альных вопросов;

в) не раскрываются действие права, его движущие силы, регулятивные свойства.

Несмотря на недостатки, данный подход наиболее распространен в юридической практике, так как он более удобен, понятен, имеет четкие критерии.

5. Социологическая теория права – предопределила «школа свободного права» (Эрлих) – живое право народа, основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей. Право – административные акты, судебные решения, приговоры, обычаи, правосознание судей, правоотношения и юридические нормы.

Право должно рассматриваться только в действии (в процессе применения). Нормотворчество – судьи. Под правом в данной теории понимается совокупность правовых отношений, возникающих и существующих независимо от норм, сложившийся в жизни социальный порядок, в конечном итоге – фактический образ деятельности правительств, судов. Это приближает понимание права к реальной жизни, но теоретически обосновывает административный и судебный произвол.

Достоинстводанного подхода состоит в том, что придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической прак­тики.

Недостат­ки: во-первых, есть опасность размывания понятия права, оно становится неопределенным; во-вторых, возможность произвола со стороны судебных и административных органов, так как любые их действия будут признаваться пра­вом; в-третьих, игнорируется тот факт, что право есть не деятельность его субъектов, а регулятор их деятельности, общественных отношений. Нельзя дей­ствия наделять свойствами регулятора.

6. Марксистская теория права – право – часть надстройки над экономическим базисом общества. Оно обусловлено материальными условиями жизни и оказывает на них обратное воздействие. Классовая сущность права (право – возведенная в закон воля господствующего класса). Механизм образования права – господствующие классы объединяют свою силу в виде государства и придают своей воле выражение в виде государственной воли. Тесная связь права с государством, которое формирует право и поддерживает его в процессе реализации. Методы – принуждение, насилие, подавление.

7. Нравственный (философский) подход (Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.).

 1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, су­ществует высшее, подлинное, естественное право, свойственное чело­веку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав челове­ка и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как спра­ведливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.

С позиций данной теории право толкуется как идеологическое явление (идеи, представления, прин­ципы, идеалы, мировоззрение), отражающее концеп­ции справедливости, свободы человека и формально­го равенства людей.

Нравственный подход признает важнейшим нача­лом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начала, т. е. представления людей о пра­ве, каким оно должно быть. Правовые нормы государ­ства могут правильно или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства соответствуют есте­ственной природе человека, не противоречат его есте­ственным неотъемлемым правам, тогда они составля­ют право. Иначе говоря, наряду с законодательством (т. е. правом, закрепленным в законе) существует выс­шее подлинное право как идеальное начало, отражаю­щее справедливость, свободу и равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не совпадать.

Главное достоинстворассматриваемого подхода к правопониманию состоит в признании в качестве права свойственной данному обществу меры свободы и равенства как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. На эту идею должен ориентироваться за­конодатель, который при принятии новых законов должен исходить из естественных прав человека. Другое достоинство заключается в том, что различа­ются право и закон — не каждый закон является правовым.

Среди недостатков::

1) расплывчатое представление о праве, посколь­ку даже высокие идеи и представления не могут сами по себе заменить властного нормативного регу­лятора отношений между людьми и определять кри­терии правомерного и неправомерного поведения;

2) участники общественных отношений могут не­одинаково понимать такие ценности, как справедли­вость, свобода, равенство;

3) декларируя разрыв между правом и законом, данный подход может способствовать негативному отношению к закону и повлечь правовой нигилизм;

4) существует возможность субъективной и даже произвольной оценки гражданами, должностными лицами, государственными, общественными органа­ми законов и других нормативных правовых актов. Оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, гражданин или дру­гой субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения.

8.Теологическая теория права — исходит из того, что право как и государство имеет Божественное происхождение. Они рассматриваются как промысел Божий о человечестве для их общего блага. В этой связи теория проповедует незыблемость государственно-правовых устоев общества, недопустимость посягательства на них.

Теологическая теория пронизана идеей вечности государства и права в силу их божественного происхождения. Отсюда и обоснование сохранения в неизменном виде всех существующих в обществе государственно-правовых институтов, несмотря на отживающий характер многих из них. Естественно-правовая (философская) — как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства.

 



2019-07-03 487 Обсуждений (0)
Психологическая теория права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая теория права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)