| Чтобы объяснить какое-либо явление, его нужно подвести под один или несколько общих законов, применив их в определенных конкретных условиях. | Карл Поппер, Карл Гемпель | ||||||||||||||
Демаркация |
Проблема демаркации | Проблема разграничения науки и не-науки. | Термин ввел К. Поппер | |||||||||||||
Критерии демаркации | 1. Принцип верифицируемости | Понятие или суждение имеет значение только тогда, когда оно эмпирически проверяемого | Юм, Кант, позитивисты Венского кружка | |||||||||||||
2. Фальсифицируемость | Принципиальная опровержимость любого утверждения, относимого к науке. | К. Поппер | ||||||||||||||
Формы вненаучного знания | 1. Ненаучное | Понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира. | Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с. (Серия "Высшее образование".) | |||||||||||||
2. Донаучное | Выступающее прототипом, предпосылочной базой научного (не путать с преднаучным знанием). | |||||||||||||||
Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с. (Серия "Высшее образование".) | ||||||||||||||||
3. Паранаучное | Несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Под паранаукой (пара - от греч. - около, при) понимают историческую фазу развития науки, систему воззрений, сформированную до становления ее доказательной и верифицированной базы. | |||||||||||||||
4. Лженаучное | Сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание, то есть когда система заблуждений преподносится под видом научной теории. | |||||||||||||||
5. Квазинаучное | Ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. | |||||||||||||||
6. Антинаучное | Как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. | |||||||||||||||
7. Псевдонаучное | Представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс. | |||||||||||||||
8. Обыденно-практическое знание |
| |||||||||||||||
9. Народная наука | Как правило, народная наука существует и транслируется от наставника к ученику в бесписьменной форме. Иногда можно выделить конденсат народной науки в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр. В картине мира, предлагаемой народной наукой, большое значение имеет круговорот могущественных стихий бытия. | |||||||||||||||
Роль парадигм в науке |
Учение о парадигмах | Томас Кун в работе «Структура научных революций» |
| Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: ТОН-Острожье, 2001. – 704с. | ||||||||||||
Парадигма | Совокупность базисных теоретических взглядов, классических образцов выполнения исследований, методологических средств, которые признаются и принимаются как руководство к действию всеми членами «научного сообщества». |
| ||||||||||||||
Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: ТОН-Острожье, 2001. – 704с. | ||||||||||||||||
Научное сообщество | Состоит из тех людей, которые признают определенную научную парадигму и занимаются нормальной наукой. |
| ||||||||||||||
Революции в науке | Периоды смены парадигм. | Ученым не удается решить одну головоломку, затем другую и т.п. Ученые откладывают эти аномалии. Однако когда число аномалий становится слишком большим, ученые начинают терять доверие к старой парадигме и пытаются найти контуры новой. Начинается период кризиса в науке, бурных дискуссий, обсуждения фундаментальных проблем. Они готовы пойти за теми, кто, по их мнению, выдвигает гипотезы и теории, которые смогут постепенно перерасти в новую парадигму. Наконец такие теории действительно находятся, большинство ученых опять консолидируются вокруг них и начинают с энтузиазмом заниматься «нормальной наукой», тем более что новая парадигма сразу открывает огромное поле нерешенных задач. | ||||||||||||||
Методологию научно-исследовательских программ |
Научно-исследовательская программа | Серия сменяющихся теорий, связанных между собой едиными основополагающими принципами. | Имре Лакатос Работы «Доказательства и опровержения» (1967) и «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ» (1995). | |||||||||||||
Структура программы | 1. Жесткое ядро программы | То, что является общим для всех ее теорий. | ||||||||||||||
2. Негативная эвристика | Совокупность вспомогательных гипотез, которые предохраняют ядро программы от фальсификации, от опровергающих фактов. Это «защитный пояс», принимающий на себя огонь критических аргументов. | |||||||||||||||
3. Позитивная эвристика | Стратегия выбора первоочередных проблем и задач, которые должны решать ученые. Наличие позитивной эвристики позволяет им определенное время игнорирован, критику и аномалии и заниматься конструктивными исследованиями. | |||||||||||||||
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |