Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Нация как объект научного анализа и политики



2019-07-03 326 Обсуждений (0)
Тема 2. Нация как объект научного анализа и политики 0.00 из 5.00 0 оценок




Владимирский филиал

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

М.И. ДАВЫДОВ

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ФЕДЕРАТИВНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ

Методические рекомендации

 

 

Владимир

2006


ББК 66.5

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Владимирского филиала РАГС

Давыдов М.И. Национальные и федеративные отношения: методические рекомендации. – Владимир: ВФ РАГС, 2006. – 27 с.

Методические рекомендации подготовлены в соответствии с учебным планом дисциплины «Национальные и федеративные отношения» и предназначены для студентов и слушателей ВФ РАГС. Методические рекомендации включают в себя учебный план и программу курса, методические материалы, план практического занятия, список рекомендуемых источников и литературы, контрольные тесты, вопросы для самопроверки и подготовки к зачету.

Методические рекомендации могут быть использованы работниками сферы государственной службы, занимающимися вопросами национальной и федеративной политики.

 

Рецензенты:

Гуляева В.В., д.и.н., профессор, зав. кафедрой истории и музеологии Владимирского государственного университета;

Малахова М.А., к.и.н., доцент кафедры управления Владимирского филиала РАГС

 

Ответственный за выпуск – Е.А. Плеханов

 

© Владимирский филиал Российской академии государственной службы

© Давыдов М.И.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «Национальные и федеративные отношения» является одной из дисциплин, закладывающих фундамент профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в аспекте усвоения ими теории и практики национальной и федеративной политики как в зарубежных странах, так и в современной России.

Национальные и федеративные отношения неразрывно связаны с рядом общественных и юридических дисциплин, таких как этнография, демография, философия, история, политология и теория и история государства и права. По сути, в рамках курса дается освещение основных путей практического воплощения идей и представлений о взаимодействии отдельных этносов, способах их бесконфликтного сосуществования, вариантах организации политических структур и административно-территориального устройства с учетом интересов и реальных возможностей всех народов и социальных групп. К числу важнейших проблем, изучаемых в рамках курса национальных и федеративных отношений, относятся возникновение и развитие основных институтов федерализма, а также эволюция представлений о межэтническом взаимодействии, способах ликвидации и профилактики межнациональных конфликтов.

Целью учебного курса является формирование у студентов основ правовой культуры и правового сознания, необходимых как для комплексного понимания процесса формирования федеративной государственности и путей межэтнической солидарности в различные исторические эпохи вплоть до наших дней, так и для прогнозирования основных тенденций развития современной этнополитической обстановки в ближайшей и отдаленной перспективе. В связи с последним обстоятельством изучение национальных и федеративных отношений имеет важное значение для формирования системы профессиональных знаний государственных и муниципальных служащих.

Сообразно заявленным целям определяются основные задачи курса:

 – уяснение основных закономерностей возникновения и развития этносов, форм межэтнического диалога;

 – изучение важнейших положений федерализма и их дальнейшей эволюции на различных этапах истории человечества.

 – овладение навыками анализа этнополитических ситуаций и прогнозирования путей их разрешения.

Содержание курса национальных и федеративных отношений включает в себя лекционные и практические занятия. Формой итоговой проверки знаний студентов является зачет.

 

тематический план

№ п/п Наименование тем курса Форма занятия Всего часов
1 Национальные и федеративные отношения как научно-практическая дисциплина. Ее место в системе общественных наук лекция 2
2     Нация как объект научного анализа и политики   лекция 2
3 Культура межнационального общения. Этнополитические конфликты: пути предупреждения и регулирования лекция 2
4 Теория федерализма. Зарубежная практика федеративных отношений лекция 2
5 Национальные и федеративные отношения в России. Прошлое и современность лекция 2
6 Перспективы развития национальных и федеративных отношений в России практическое занятие 2
7 Контрольное тестирование практическое занятие 2
ИТОГО: 14

Программа курса

 

«НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ФЕДЕРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

 

Т ема 1. Национальные и федеративные отношения как научно-практическая дисциплина. Ее место в системе общественных наук

 

Национальные и федеративные отношения как предмет научного исследования, его проблематика и методологическая основа. Междисциплинарные связи и место национальных и федеративных отношений в системе общественных наук. Практические аспекты курса национально-федеративных отношений и их связь с профессиональной деятельностью государственных служащих. Значение национальных и федеративных отношений как научно-практической дисциплины.

Тема 2. Нация как объект научного анализа и политики

 

Понятие нации, его толкования. Основные критерии нации. Развитие этносов. Малые народы. Диаспора. Теории этногенеза. Типология этносов (племя, народность, нация). Структурные элементы наций: субэтносы, суперэтносы. Этногенез народов России.

Политические аспекты национального (нация-этнос, нация-государство). Роль национального фактора в политике. Борьба наций за самоопределение. Колониализм, неоколониализм, деколонизация. Этнополитическая карта современного человечества.

Культурно-конфессиональные аспекты национального. Психологические аспекты национального (национальный характер, менталитет, традиции, историческая память). Их влияние на межнациональные отношения.

Тема 3. Культура межнационального общения. Этнополитические конфликты: пути предупреждения и регулирования

 

Межнациональные отношения: сущность и формы. Различные теории межнациональных отношений (стратификационные, ассимиляторские, этнической солидарности, культурного плюрализма). Культура межнационального общения, ее основные принципы (толерантность, взаимное уважение, конструктивное взаимовыгодное сотрудничество): теория и практика.

Национализм. Его формы. Положительные и отрицательные аспекты национализма. Влияние национализма на развитие межнациональных отношений.

Межнациональные конфликты: причины, сущность, типология. Беженцы и вынужденные переселенцы. Миграционные процессы и их связь с межнациональными конфликтами. Влияние социально-политических и социально-экономических факторов на развитие конфликтных ситуаций. Профилактика и решение этнополитических разногласий.

 

Тема 4. Теория федерализма. Зарубежная практика федеративных отношений

 

Теория федерализма. Формы федераций (договорная, централистская, кооперативная). Симметричные и ассиметричные федерации, сущность различий между ними. Плюсы и минусы федеративного устройства.

Традиции федерализма в зарубежных странах. Влияние демократии, роль гражданского общества в развитии федераций. Возникновение и эволюция зарубежных федераций. Межнациональные отношения в федеративных государствах.

Современные тенденции развития федерализма: возрастание роли субъектов – регионов, межрегиональное сотрудничество. Пути и перспективы развития федеративной модели государственного устройства.

 



2019-07-03 326 Обсуждений (0)
Тема 2. Нация как объект научного анализа и политики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Нация как объект научного анализа и политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)