Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Советская наука в 70-х годах



2019-07-03 337 Обсуждений (0)
Советская наука в 70-х годах 0.00 из 5.00 0 оценок




Где - то в середине 50-х годов, появилось первое региональное отделение Академии наук, это было Сибирское отделение. В 1987 году, были учреждены Дальневосточное и Уральское отделение. В этот период в академическом секторе получили развитие специализированные научные центры, сформированные на основе объединения институтов, выполняющих исследования в рамках одной или нескольких смежных отраслей знания. Развивалась собственная опытно-производственная инфраструктура, научно-технические центры, полигоны, крупные установки, опытные производства, проектные и конструкторские хозрасчетные организации, инженерные центры.

В академическом секторе формировались различные интеграционные структуры. Во многих академических институтах были созданы научно-учебные центры, научно-технические объединения, научно-технические центры. Формами связи научных организаций с производством были в первую очередь, сотрудничество с отраслевыми министерствами и ведомствами, договоры о совершенствовании производства на конкретных предприятиях, выполнение комплексных народно-хозяйственных программ.

В вузовском секторе науки сформировались множество типов организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Это были научно-исследовательские институты, так же кафедры, научные группы, учебно-опытные и экспериментальные хозяйства, проблемные и отраслевые лаборатории, проектные организации, вузовские и факультетские конструкторские и технологические бюро с собственной экспериментальной базой, обсерватории, ботанические сады, территориальные межвузовские комплексы, научно-учебные центры, совместные подразделения с организациями академического и отраслевого секторов науки. Научно-исследовательские институты при вузах были созданы в рамках незначительного числа крупных вузов страны с преобладанием кафедральной формы организации исследований и разработок. В 70-е годы появились межвузовские комплексы, объединявшие научные коллективы различных вузов с целью выполнения комплексных научно-технических задач. Этот период можно считать периодом организационного оформления вузовской науки на институциональном уровне. Создавалась инфраструктура на основе межвузовского кооперирования по совестному использованию экспериментально-производственной базы, вычислительных центров и т. д. В вузовском секторе были сформированы учебно-научно-производственные комплексы. В частности, Ленинградский институт водного хозяйства сейчас им является Санкт-Петербургский морской технический университет, который был создан на основе слияния вуза, научно-исследовательского института и опытного производства.

Модель отраслевой науки создавалась с ориентацией преимущественно на прикладные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки. В рамках каждой отрасли народного хозяйства было организовано управление всем циклом проведения исследований и разработок, как от фундаментальных, так и от прикладных исследований до их внедрения в серийное промышленное производство. Тем, самым отраслевые министерства и ведомства стремились обеспечить научным «сопровождением» весь спектр своей деятельности, жестко контролируя процесс проведения исследований и разработок подведомственными научными организациями. Ведомственные сети отраслевого сектора формировались по двум направлениям: на основе специализации на выполнение исследований и разработок по продуктовым областям и на основе специализации по созданию продуктов и процессов.

Заводской сектор науки в свою очередь объединял инженерно-технические подразделения промышленных предприятий и производственных объединений. Основная направленность их деятельности состояла в развитии и совершенствовании обслуживаемого ими производства. В тот же сектор, включались научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, находящиеся на самостоятельном балансе в составе промышленных предприятий и производственных объединений.

Одна из особенностей советской науки, являлась ее глубокая идеологизация. Наука должна была быть марксистско-ленинской и материалистической в этом качестве она противостояла науке буржуазной, идеалистической.


Заключение

 

Вот идет двадцать первый век. Век, великих научно-технических достижений и открытий. Перечисление некоторых из них дает представление об огромном прогрессе, который достигнут наукой и техникой за последнее время. Реально стало все и практически все доступно. Мы стали жителями века атомной энергетики. Теперь строительство атомных электростанций вошло в народнохозяйственные планы нашей страны, а энергия покоренного атома уже начала служить человеку, на воду спущен атомный ледокол.

Полеты реактивных самолетов, которые раньше казались, не реальны сейчас кажутся не более чем обыденное дело. Ныне полеты быстрее звука обычны для скоростной авиации. Гражданский воздушный флот, сейчас имеет такие машины, которые летают с огромными, невиданными ранее скоростями. Перелеты воздушных экспрессов, со многими десятками пассажиров из одного конца страны в другой за несколько часов уже перестают удивлять людей. Недавние перелеты, например Москва – Лондон в рекордно короткие сроки, это блестящий показатель возможностей авиации сегодняшнего дня, а кажется, что об этом можно было лишь мечтать.

Поднявшаяся в воздух первая современная ракета это же не малый прорыв к победам над пространством. Когда уже можно перенестись в любую точку земного шара. Конечно же, нужно отдать должное и зарубежным ученым они тоже не стоят на месте, а идут в ногу с прогрессом. Весь мир наконец, стал свидетелем грандиозного триумфа советских ученых, запустивших первые искусственные спутники Земли, многоступенчатую космическую ракету, осуществивших первый межпланетный перелёт, создавших автоматическую межпланетную станцию. Человечество вступило в эпоху изучения и освоения околосолнечного пространства. Значение этого события трудно переоценить. Быстро очень развивается, конечно же, полупроводниковая техника, которая обещает произвести переворот в радиоэлектронике, продвинуть далеко вперед приборостроение, автоматику, гелиоэнергетику.

Шаги кибернетики, кажутся чудом неискушенному человеку, быстродействующие вычислительно-электронные машины производят сложнейшие расчеты за ничтожно малое время. Образно их называют машинами с высшим образованием, и за ними не угнаться ни одному математику. Создаются такие программы, которые могут рассчитать практически все. Более того, кибернетические устройства с недостижимой для человека точностью и быстротой управляют производством, и появились умные машины, которые могут выполнять автоматически переводы с разных языков, решать всевозможные задачи, сочинять стихи и играть в шахматы и так далее, а сегодняшнее новшество, которое называется нанотехнологиями. Технологии, которые на сегодняшний день делают большой прорыв в разных сферах жизнедеятельности, будь то машиностроение, строительство, медицина, вооруженные силы. Примеров можно привести очень большое количество. Поистине чудеса, но чудеса, вызванные волей и разумом человека!

В соревновании с природой немало удивительных побед уже одержано химиками. Эти люди создают то, чего нет в окружающем мире, искусственную паутинку прочнее стали, материал с любыми свойствами, размерами, какие нужны заказчику, вещества, похожие на природные, но гораздо лучше их. Примером служит кожа, ткани, пластмассы, столь разнообразные, что все невозможно даже перечислить. И сколько не говори а наук, как шагала так и будет шагать в перед и развиваться все больше и дальше.


Список литературы

1. Георгиева Т.С. История русской культуры. М.,1998.

2. Зезина М.Р. История русской культуры. М.,1990.

3. Колосков А.Г. История Отечества в документах,1917-1993. М.,1994.

4. Грэхэм Л. Р. Очерки истории российской и советской науки, М.: Янус-К, 1998. 310 с.

5. Пыжиков А.В. Политические преобразования в СССР(50-е - 60-егоды). М., 1999. 305с.

6. Несмеянов А.Н. На качелях XX века. М., 1999. 309 с.

7. Капица П.Л. Письма о науке. М.: Московский рабочий, 1989.

8. Эксперимент. Теория. Практика. Серия: Наука. Мировоззрение. Жизнь. М. Наука, 1987.496 с.

9. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988.

10. Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М., 1986.

11. Кожевников А.Б. Этапы научной политики в СССР (1917-1941). – В кн.: "Вторая конференция по социальной истории советской науки. Тезисы".М., 1990.

12. Организация советской науки: история и современность / Г. А. Лахтин; Отв. ред. В.С. Соминский; АН СССР, Институт истории естествознания и техники, 217,[2] с. ил. 22 см, М. Наука 1990.


[1] Грэхэм Л. Р. Очерки истории российской и советской науки, М.: Янус-К, 1998. 310 с.

[2] Грэхэм Л. Р. Очерки истории российской и советской науки, М.: Янус-К, 1998. 310 с.

[3] Организация советской науки: история и современность / Г. А. Лахтин ; Отв. ред. В. С. Соминский; АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники, 217,[2] с. ил. 22 см, М. Наука 1990

[4] Организация советской науки: история и современность / Г. А. Лахтин ; Отв. ред. В. С. Соминский; АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники, 217,[2] с. ил. 22 см, М. Наука 1990

[5] Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М., 1986

[6] Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М., 1986.



2019-07-03 337 Обсуждений (0)
Советская наука в 70-х годах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Советская наука в 70-х годах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)