Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательство РФ о занятости и трудоустройстве. Государственные органы занятости населения.



2019-07-03 251 Обсуждений (0)
Законодательство РФ о занятости и трудоустройстве. Государственные органы занятости населения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 13. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО.

    План: 1. Государственные органы занятости населения.

                           2. Понятие и формы занятости.

                           3. Понятие подходящей работы.

                        4. Пособие по безработице.

                           5. Профессиональное обучение безработных.

                         

1. Государственные органызанятости населения.

Как уже говорилось, одним из основных институтов трудового права является институт занятости и трудоустройства. Значение данного института обусловлено тем, что вопросы занятости и трудоустройства — и прежде всего проблема безработицы — являются актуальными (в большей или меньшей степени) практически для всех государств современности. Рост безработицы ведет к недоиспользованию трудового потенциала страны, снижению доходов населения, усилению социальной напряженности. Массовая безработица может привести к серьезным социальным взрывам и политическим потрясениям. Поэтому любое государство в целях обеспечения социальной и политической стабильности стремится поддерживать полную занятость населения и предусматривает меры поддержки граждан, временно являющихся безработными. (Правда, последнее могут себе позволить только достаточно состоятельные страны.) Политика государства в этих вопросах находит свое закрепление в соответствующем законодательстве.

Законодательство РФ о занятости и трудоустройстве. Государственные органы занятости населения.

В нашей стране основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере занятости и трудоустройства является Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1

(ред. от 28.07.2012) (далее — Закон о занятости). Нормы данного института трудового права содержатся также в некоторых статьях Трудового кодекса РФ (например, статьях главы 27 «Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора» и раздела IX «Профессиональная подготовка,

переподготовка и повышение квалификации работников»), ряде других федеральных законов и подзаконных актов.

Поскольку вопросы занятости и трудоустройства должны быть предметом пристального внимания не только со стороны центральной власти, но также со стороны региональных и местных властей, постольку важную роль в регулировании этих отношений призваны сыграть — и в ряде случаев играют — законодательство субъектов федерации и местные подзаконные нормативно-правовые акты.

Свою политику в сфере занятости и трудоустройства государство осуществляет посредством системы специальных органов — государственных органов

занятости населения. В эту систему входят Федеральная служба занятости населения, соответствующие органы субъектов РФ, государственные учреждения службы занятости на местах (в городах и районах) — центры занятости населения.

Основными функциями и обязанностями органов занятости являются:

— анализ и прогнозирование состояния рынка труда (изучение спроса на рабочую силу и ее предложения);

— информирование граждан и работодателей о наличии свободных рабочих мест и свободной рабочей силы;

— содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

— регистрация безработных граждан;

— назначение и выплата пособий по безработице, оказание материальной и иной помощи безработным и лицам, находящимся на их содержании;

— ряд других функций, возложенных на них законодательством.

При этом все услуги, оказываемые государственными органами занятости гражданам по трудоустройству, являются бесплатными.

Для осуществления своих функций государственные органы занятости наделены определенными правами. В частности, они вправе запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти и работодателей информацию, связанную с занятостью населения, а также другие материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в их компетенцию.

Услуги по трудоустройству, профессиональной ориентации и подготовке могут оказывать гражданам и негосударственные организации. Такие организации

должны быть юридическими лицами и иметь соответствующие лицензии.

2. Понятие и формы занятости . Под занятостью в трудовом законодательстве понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Различные виды такой деятельности рассматриваются как формы занятости.

В соответствии с Законом о занятости занятыми считаются граждане:

— работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ, которые организуются специально для безработных;

— занимающиеся предпринимательской деятельностью;

— занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

— выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским договорам;

— являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

— избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

— проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

— проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, в том числе общеобразовательных, учреждениях профессионального образования и других, включая обучение по направлению службы занятости населения;

— временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине (в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей и др.);

— являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением организаций, участники которых не имеют прав в отношении их имущества — общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов.

Все остальные граждане считаются незанятыми.

Однако следует иметь в виду, что незанятый гражданин и безработный — это, с точки зрения закона, не одно и тоже.

Безработным в соответствии с трудовым законодательством признается гражданин, если он:

— трудоспособен (при этом трудоспособными признаются мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 16 до 55 лет, если они не признаны в установленном по-

рядке инвалидами III или II степени ограничения способности к труду);

— не имеет работы и заработка (дохода);

— зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы;

— ищет работу и готов приступить к ней;

— не трудоустроен в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы;

— представил в орган службы занятости все необходимые документы — паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие, документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорт и документ об образовании.

При наличии всех перечисленных условий орган службы занятости не позднее 11 дней со дня представления гражданином необходимых документов принимает решение о его признании безработным. При этом считается, что гражданин является безработным не со дня принятия решения о признании его безработным, а со дня представления им всех необходимых документов.

Правовой статус безработного характеризуется целым рядом прав и обязанностей. Ядро этого статуса составляют государственные гарантии социальной поддержки безработных. В частности, государство гарантирует безработным:

— выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

— выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

— возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

— возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

При этом время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.

В то же время, как уже было сказано, статус безработного предполагает наличие у гражданина и определенных обязанностей.

Важнейшие из них:

— вовремя и в установленном порядке проходить перерегистрацию в органах службы занятости;

— вовремя являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу);

— по направлению органов службы занятости своевременно являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве.

3. Понятие подходящей работы . Одним из ключевых понятий законодательства в сфере занятости и трудоустройства является понятие подходящей работы. От наличия или отсутствия таковой зависит получение и сохранение гражданином статуса безработного, размер и сроки выплаты пособия по безработице и многое другое.

Подходящей считается работа, соответствующая:

1) профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки. Понятно, что для инженера не будет подходящей работой должность бухгалтера, для слесаря-сантехника —работа каменщика, для токаря 6-го разряда — вакансия грузчика или вахтера;

2) условиям последнего места работы. Здесь прежде всего имеется ввиду условия оплаты труда;

3) состоянию здоровья работника. Естественно, не может считаться подходящей для гражданина работа, противопоказанная ему по состоянию здоровья.

4) транспортной доступности рабочего места. Большинство людей вряд ли сочтут для себя подходящей работу — даже если она устраивает их во всехдругих отношениях — если дорога на работу и с работы будет отнимать у них по нескольку часов в день.

Законодательство также учитывает этот фактор при определении подходящей работы. Однако конкретные категории транспортной доступности рабочего места закон не называет — максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

При соответствии всем вышеназванным условиям работа будет признана подходящей. Причем вне зависимости от того, является ли данная работа постоянной или временной.

Для некоторых категорий безработных подходящей будет считаться и иная оплачиваемая работа, если только ее условия соответствуют требованиям трудового законодательства. К таким категориям относятся граждане:

— впервые ищущие работу (ранее не работавшие);

— не имеющие профессии (специальности);

— уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством;

— ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;

— стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

— направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;

— некоторые другие категории граждан.

В любом случае не может считаться подходящей работа, если:

1) она связана с переменой места жительства;

2) ее условия не соответствуют требованиям трудового законодательства;

3) предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума или — если заработок гражданина на последнем месте работы превышал величину прожиточного минимума — ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

   4. Пособие по безработице. Пособие по безработице — наиболее распространенный вид государственной поддержки безработных граждан. Если другими видами социальной поддержки со стороны государства гражданин может воспользоваться лишь при наличии определенных условий, то на данный вид поддержки может рассчитывать практически каждый безработный. (Следует, правда, учитывать, что период, в течение которого выплачивается пособие, не безграничен.)

Решение о назначении подобия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размер пособия зависит от того, имел ли гражданин до признания его безработным оплачиваемую работу и от срока в течение которого

он является безработным. Гражданам, уволенным из организаций по любым

основаниям в течение года, предшествовавшего началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, пособие начисляется:

— в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;

— в следующие четыре месяца — в размере 60%;

— в дальнейшем — в размере 45%.

Однако во всех случаях размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины.

Всем другим гражданам, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим) или не имеющим профессии (специальности), пособие выплачивается в размере 20% величины прожиточного минимума.

Для некоторых категорий безработных предусмотрен повышенный размер пособия. К таким категориям относятся граждане, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других

радиационных аварий и катастроф.

В то же время законодательство предусматривает и возможность уменьшения пособия по безработице. Так, например, размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случае неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости или отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплачивается пособие, как правило, два раза в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице, но только в размере 20% величины прожиточного минимума.

В некоторых случаях выплата пособия может быть приостановлена. Основанием для этого могут послужить:

— отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

— явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;

— отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

— нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;

— некоторые другие случаи, предусмотренные законодательством .

Основанием для прекращения выплаты пособия по безработице является признание гражданина занятым в соответствии с Законом о занятости.

Кроме того, выплата пособия по безработице прекращается одновременно со снятием гражданина с учета, в качестве безработного в случаях:

— прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

— длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

— переезда безработного в другую местность.

— в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством.

5. Профессиональное обучение безработных . В целом ряде случаев наиболее действенным видом помощи безработным гражданам со стороны государства

является организация их профессионального обучения: профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки.

Дело в том, что существуют разные виды безработицы. В частности, различают фрикционную и структурную безработицу. Фрикционная безработица выступает в виде временной потери работы, включая смену места работы, поиск более высокооплачиваемой, с лучшими условиями труда и т. д. Этот вид безработицы обычно связан с движением рабочей силы с одного предприятия на другое, из одного региона в

другой. Фрикционная безработица обусловлена техническим несовершенством рынка труда, отсутствием информации об имеющихся вакансиях, несоответствием между наличной рабочей силой и свободными рабочими местами.

Причиной структурной безработицы является несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест, явившееся результатом структурных изменений в экономике. Подобные изменения приводят к тому, что на некоторые профессии спрос резко

уменьшается или вообще исчезает, в то время как на другие — включая новые, ранее не существовавшие —увеличивается.

Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма существенна. Если в условиях фрикционной безработицы безработные обладают навыками, которые они могут «продать» при найме на работу, то в условиях структурной безработицы безработные не могут получить работу — даже при наличии свободных рабочих мест — без дополнительного обучения, переподготовки, повышения квалификации.

В этих условиях на первый план выдвигается такая составляющая государственной политики в сфере занятости, как организация профессионального обучения безработных.

Проблема профессионального обучения безработных является актуальной также в тех случаях, когда безработными являются граждане, вообще не имеющие профессии, или граждане, которые в силу каких-либо причин — например, по состоянию здоровья — утратили способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Во всех этих случаях целью профессионального обучения безработных, организуемого органами службы занятости, является повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, увеличение их возможностей в поиске достойно оплачиваемой работы

(или доходного занятия). Естественно, что для этого обучение должно проводиться по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда.

Особенностью профессионального обучения безработных граждан, организуемого органами службы занятости, является то, что оно, как правило, является интенсивным и краткосрочным — в большинстве случаев его продолжительность не должна превышать

шести месяцев, в отдельных случаях — одного года. Не допускается получение безработными гражданами по направлению органов службы занятости второго высшего или среднего профессионального образования.

Основными видами обучения безработных граждан являются:

— профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;

— переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям;

— обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;

— повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности;

— профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности);

— повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;

— стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения профессиональных и

организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.

              Вывод: Безработица – одна из важнейших проблем государства, тогда как обеспечение занятости населения – одна из важнейших задач государства. Понятие занятости закреплено в ряде нормативно-правовых актов. Важным является разграничение незанятого гражданина и безработного. Для обеспечения занятости населения созданы службы занятости разных уровней, которые предлагают населению ряд услуг, таких как: поиск подходящей работы, переобучение по другой специальности, повышение квалификации. Все услуги предлагаются бесплатно.

Литература:

1. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (последняя редакция)

2. Трудовой кодекс РФ (последняя редакция)

3. Смоленский, М. Б. Трудовое право Российской Федерации [Текст] : учебник для студ. сред. проф. образования / М. Б. Смоленский. - 3-е изд., испр. и перераб. - Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - 317 с. - (Среднее профессиональное образование)

4.  Румынина, Вероника Викторовна. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учеб. для студ. образоват. учреждений ср. проф. образования / В. В. Румынина. - 3-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2014. - 187 с.

5. Казанцев, Виктор Иванович. Трудовое право : учеб. пособие для студ. образовательных учреждений ср. проф. образования / В. И. Казанцев, В. Н. Васин. - 3-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008. - 426 с. - (Среднее профессиональное образование).

       

 

 



2019-07-03 251 Обсуждений (0)
Законодательство РФ о занятости и трудоустройстве. Государственные органы занятости населения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательство РФ о занятости и трудоустройстве. Государственные органы занятости населения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)