Лекция 2. Концепция педагогического контроля.
1. Педагогический контроль, его структура и содержание. 2. Виды контроля в учебном процессе. 3. Функции контроля. 4. Принципы контроля. 5. Психолого-педагогические аспекты педагогического контроля. 1. Педагогический контроль, его структура и содержание. Педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направлена на оценку результатов учебного процесса. С помощью контроля можно оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять достоинства и недостатки новых методов обучения, сравнить работу преподавателей, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений и выполнить ряд других не менее важных задач [12; 28; 42; 47] Основные компоненты контрольно-оценочной деятельности. Косновным компонентам контрольно-оценочной деятельности относятся: - выделение тем, разделов и т.д., выступающих в роли понятийных индикаторов; - операционализация понятий путем формирования эмпирических индикаторов (вопросов, заданий и т.д); - создание модели желаемых результатов контроля; - проведение контрольных мероприятий; - сличение модели и реальных ответов учащихся; - формирование оценочных суждений и принятие на их основе решения о продолжении контроля или выставлении оценок. Перечисленные компоненты всегда присутствуют в структуре контрольно-оценочной деятельности педагога. Они интерпретируются и раскрываются по-разному в зависимости от того, проводится контроль традиционными средствами или применяются тесты. При тестовом контроле операционализация понимается как процедура перехода от понятийных индикаторов к эмпирическим референтам, в роли которых выступают задания теста. Модель результатов предельно стандартизируется и задается в виде правил оценивания и ключа ответов, сличение же результатов тестируемых с ключом ответов проводится с минимизацией субъективного фактора автоматизировано либо с помощью экспертов. Содержание контроля. Среди компонентов структуры контрольно-оценочной деятельности педагога наибольшую важность представляет выделение понятийных индикаторов, определяющее содержание контроля и предмет оценивания [7; 19; 47 и др.]. В повседневном учебном процессе реализуется контроль за усвоением знаний, который направлен на выявление и оценку результатов приобретения новых знаний учащимися, включая анализ этого процесса. Ему свойственен, как правило, пооперационный характер (Н.Ф.Талызина). Содержание контроля, предназначенного для оценки результатов учебного процесса, связано с трактовкой обученности, которую психологи рассматривают в контексте зависимости от обучаемости и совокупности свойств интеллекта (И.А.Зимняя). Педагоги же при оценке обученности ставят в центр внимания уровни освоения содержания обучения и способы учебной деятельности (В.М.Блинов и др.). Содержание контроля не только отражает, чему учат и что хотят видеть в качестве результатов обучения, но и задает определенные приоритеты при обучении. Требования, предъявляемые к учебным достижениям в процессе контроля, неизбежно становятся ориентирами для учителя в его повседневной работе, особенно в тех случаях, когда контроль имеет внешний характер, а оценки используются для принятия административно-управленческих решений в образовании. Подобное влияние наблюдается сегодня в связи с развитием эксперимента по введению ЕГЭ [9]. Оно может иметь деструктивные последствия для образования, привести к дисбалансу в правильных акцентах при обучении. Например, при постоянном применении некачественных тестов, включающих в основном задания для оценивания фактов и понятий, возможно усиление внимания учителей к изложению фактологического материала вместо выявления сути фактов и законов, развития творческой деятельности учащихся и обучения их применению теоретических знаний на практике. Стандартизация требований к освоению предметного содержания в контроле. Содержание контроля, нацеленного на результаты учебного процесса по отдельным предметам, задается в государственных образовательных стандартах (ГОС) обязательным минимумом содержания и требованиями к уровню его освоения выпускниками системы общего образования. В настоящий момент продолжается процесс совершенствования структуры ГОС. Происходит операционализация требований – приспособление формы представления требований к задачам измерения [8]. Также вводится уровневая дифференциация требований ГОС, обеспечивающая дополнительные стимулы для повышения продуктивности учебной деятельности (В.В.Фирсов) [67]. Опыт разработки и применения ГОС в других странах показал, что мотивация учащихся к реализации поставленных целей обучения растет, если четко выделены критерии достижений ученика и свидетельства его продвижения, задана и детально описана прогрессирующая последовательность уровней достижений и учащийся информирован о том, что нужно сделать, чтобы достичь более высоких оценок.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |