Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


VIII – начало XX в. Анализ исторической ситуации. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов. (3 балла).



2019-07-03 515 Обсуждений (0)
VIII – начало XX в. Анализ исторической ситуации. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов. (3 балла). 0.00 из 5.00 0 оценок




Из сочинения историка.

«Царём стал сын убитого императора. Воспринимавший многие действия своего отца как недопустимый либерализм и мягкость, Александр III провёл серию мероприятий законодательного характера, имевших целью ослабить воздействие буржуазных реформ на русское общество. В области внешней политики царствование Александра III характеризуется почти полным отсутствием войн: только в самом его начале относительно небольшие по числу задействованных сил (сравнительно с войнами в Европе) боевые действия велись в Средней Азии — в Туркмении. В Европе произошёл поворот от традиции предыдущего царя, считавшего основой стабильности "Союз трёх императоров": русского, германского и австро-венгерского, в сторону сближения с Францией. Экономика страны интенсивно развивалась. Тяжёлая промышленность преодолела кризис пореформенной эпохи и набирала темпы. Страна покрылась сетью железных дорог, что само по себе стимулировало промышленное развитие. В 80-е гг. в России завершился промышленный переворот. Наиболее развитой, как и в период предыдущего царствования, продолжает оставаться текстильная отрасль. Появляются новые промышленные области: Донбасс, Кривой Рог, Баку. Бурное развитие промышленности привело к существенным изменениям в социальной структуре населения. Для царствования Александра III характерна твёрдость в проведении избранного курса, жёсткость по отношению к недовольным. Стремление придерживаться прорусского направления выражалось даже во внешнем облике императора: он носил одежду, напоминавшую русский национальный костюм, аналогичную форму он ввёл в армии».

31. Назовите уби­то­го императора, упо­мя­ну­то­го в отрывке. Под каким на­зва­ни­ем вошла в ис­то­рию серия мероприятий, о ко­то­рой сказано во вто­ром предложении текста?

32. Найдите в от­рыв­ке и вы­пи­ши­те предложение, со­дер­жа­щее положение, ко­то­рое подтверждается фактами, приведёнными в по­сле­ду­ю­щем тексте. Ука­жи­те не менее двух фактов, приведённых для под­твер­жде­ния этого

положения.

2. Из сочинения историка

«Совет решил, что пришло время действовать, и назначил на 7 декабря начало всеобщей политической забастовки и восстания, которое должно было свергнуть царскую власть. Несмотря на поддержку значительного числа бастующих, Совету всё же не удалось, как в октябре, остановить работу жизненно важных отраслей, в частности железнодорожного транспорта. Восстание было обречено. За четыре дня (15–18 декабря) войска под командованием адмирала Дубасова сумели расправиться с очагами восстания, во главе которых стояли боевые отряды большевиков, сконцентрированными главным образом в районе Пресни.

Власти, ощутив свою силу в борьбе с социальной революцией, решились начать наступление на права и свободы населения. Первая из обещанных Манифестом 17 октября свобод — неприкосновенность личности – была не более чем пустым звуком, ибо кругом шли аресты подозреваемых. За один только декабрь в столице было арестовано около 2 тыс. человек. Весной общее число заключённых в тюрьмы и высланных превысило 50 тыс. человек. Такого количества репрессированных при царской власти ещё никогда не было.

Право на забастовку фактически сводилось на нет законом от 2 декабря, запрещающим бастовать государственным служащим, служащим общественных учреждений и рабочим предприятий, жизненно важных для экономики страны.

О свободе слова и говорить было нечего. Как могла она сочетаться с законом от 13 февраля, согласно которому можно было подвергнуть преследованиям любое лицо, виновное в ”антиправительственной пропаганде“».

31. Укажите год, когда про­ис­хо­ди­ли опи­сы­ва­е­мые в пер­вом аб­за­це тек­ста события. На­зо­ви­те императора, под­пи­сав­ше­го манифест, упо­ми­на­е­мый в отрывке.

32. Во вто­ром аб­за­це от­рыв­ка най­ди­те и за­пи­ши­те предложение, где опи­сы­ва­ет­ся ситуация, при­зна­ки ко­то­рой ука­зы­ва­ют­ся в даль­ней­шем тексте. Ука­жи­те не менее двух при­зна­ков дан­ной ситуации.

Из сочинения историка

«С началом царствования новый император отстранил от власти всех министров своего отца во главе с Лорис-Меликовым. На первый план выдвинулись другие, близкие новому государю люди. Ярым проводником идей «народного, самобытного, тёплого самодержавия», связанного с народом «живым звеном» дворянства, стал издатель «Московских ведомостей» М. Н. Катков. Он же написал проект манифеста 29 апреля 1881 г., известный как «ананасовый» из-за высокопарных слов в нём: «А на нас возложить долг самодержавного правления…»

С этого манифеста началось наступление на реформы предыдущего царствования, на всякий, даже умеренный, либерализм. Были смещены либеральные министры; введён реакционный университетский устав, который упразднил автономию университетов, стеснил условия учёбы и жизни студентов. Консерватор Катков вместе с Победоносцевым и министром внутренних дел Д. А. Толстым составили фактически правящую в стране группировку.

Неудивительно, что и экономическая политика правительства состояла в ревизии реформ 1860-х гг. и выработке экономической доктрины, основанной на усилении власти государства во всех сферах, на контроле за земствами и другими выборными органами».

31. Назовите имя российского императора, политика которого описывается в отрывке. Укажите название, которое получила описываемая политика.

32. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого указываются в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода.

 

VIII – начало XX в. Анализ исторической ситуации. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов. (3 балла).

33.1. Общественный деятель, сын дворянина, был аре­сто­ван за уча­стие в сту­ден­че­ском круж­ке и от­прав­лен в ссылку. Через не­сколь­ко лет после воз­вра­ще­ния из ссыл­ки он эми­гри­ро­вал из России. За гра­ни­цей этот об­ще­ствен­ный де­я­тель раз­ра­бо­тал тео­рию «русского социализма» (существуют и дру­гие на­зва­ния дан­ной теории), в со­от­вет­ствии с ко­то­рой Россия, где со­хра­нил­ся со­слов­ный институт, ру­ко­во­див­ший всей жиз­нью деревни, до­стиг­нет социализма, минуя капитализм.

1) На­зо­ви­те об­ще­ствен­но­го деятеля, о ко­то­ром идёт речь.

2) На­зо­ви­те со­слов­ный институт, который, по мне­нию этого об­ще­ствен­но­го деятеля, поз­во­лит Рос­сии до­стичь социализма.

3) Ука­жи­те на­зва­ние об­ще­ствен­но­го дви­же­ния в России, идео­ло­гия ко­то­ро­го была ос­но­ва­на на тео­рии «русского социализма», раз­ра­бо­тан­ной этим деятелем.

 

33.2. Существует ис­то­ри­че­ская версия, что Ека­те­ри­на II по­ру­чи­ла А.Г. Ор­ло­ву аре­сто­вать самозванку, жив­шую в Европе, и при­вез­ти её в Россию. Эта жен­щи­на на­зы­ва­ла себя кня­ги­ней Ели­за­ве­той Владимирской, а в ис­то­рию вошла как княж­на Тараканова. А.Г. Орлов аре­сто­вал кня­ги­ню Ели­за­ве­ту в Ливорно, до­ста­вил её в Петербург. Она была по­са­же­на в Пет­ро­пав­лов­скую крепость, где умер­ла от туберкулёза.

1) Чьей до­че­рью пред­став­ля­лась самозванка?

2) Какой по­сту­пок княж­ны Та­ра­ка­но­вой за­ста­вил Ека­те­ри­ну II от­дать при­каз об аре­сте самозванки?

3) Назовите ещё од­но­го самозванца, дей­ство­вав­ше­го в пе­ри­од прав­ле­ния Ека­те­ри­ны II.

 

33.3. Пребывание этого императора на троне было одним из самых коротких в истории Российской империи, но принятый в годы его правления закон о престолонаследии действовал 120 лет, вплоть до крушения российской монархии. Этот закон предусматривал передачу трона только по мужской линии — от отца к старшему сыну, при невозможности такой передачи — к младшим сыновьям, а при отсутствии таковых — к братьям императора.

1) Назовите императора, о котором идёт речь.

2) Назовите с точностью до десятилетия время появления данного закона о престолонаследии.

3) Чем было вызвано издание данного закона? Назовите одну любую причину.

 

33.4. Министр государственных имуществ П. Д. Киселёв провёл реформу, которую считают одним из немногих удавшихся мероприятий правительства той эпохи. Он считал, что опыт этой реформы станет основой для шага, которого ждали от правительства либерально настроенные деятели. Но император, показав однажды Киселёву множество папок с документами по данному вопросу, сказал: «Три раза начинал я это дело и три раза не мог продолжать его; видно, это перст Божий».

1) Назовите императора, о котором идёт речь.

2) Укажите вопрос, решения которого ждала прогрессивно настроенная общественность.

3) Почему император был нерешителен в данном вопросе?

 

33.5. В Московском Кремле произошла катастрофа: рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита да камень не тверд», но сами за постройку нового собора не взялись. Московскому князю срочно необходим был опытный и талантливый архитектор.

1) Укажите век, к которому относится описанная ситуация.

2) Назовите московского князя, ко времени правления которого относятся описанные события.

3) Назовите архитектора, который был приглашён князем для руководства строительством Успенского собора.

 

34.1. В 30−е гг. XIX в. в философско−литературных круж­ках западники и сла­вя­но­фи­лы спорили о бу­ду­щем России, ис­ка­ли решение прак­ти­че­ских вопросов рус­ской жизни. Бу­дучи либералами по убеждениям, они счи­та­ли пе­ре­ме­ны в Рос­сии необходимыми. Но на­прав­ле­ния преобразований они по­ни­ма­ли по−разному. При­ве­ди­те не менее двух раз­ли­чий во взгля­дах западников и сла­вя­но­фи­лов о на­прав­ле­ни­ях преобразований.

 

34.2. Существует точка зрения, что, не­смот­ря на су­ще­ство­ва­ние серьёзных отличий, про­ек­ты программных до­ку­мен­тов Северного и Юж­но­го обществ де­каб­ри­стов («Конституция» Н.М. Муравьёва и «Русская правда» П.И. Пестеля) имели общие черты. При­ве­ди­те не менее двух фак­тов (положений), под­твер­жда­ю­щих эту общность.

 

34.3. Существуют точки зрения, что, несмотря на принадлежность к партиям социалистического направления, Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеры) имели много различий в программных установках и (или) методах борьбы. Приведите не менее двух положений, подтверждающих существование серьёзных отличий в программных установках и методах борьбы этих партий.

 

35.1. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Развитие науки и об­ра­зо­ва­ния Рос­сии во вто­рой по­ло­ви­не XIX в.». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунктов. План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (явления), свя­зан­ные с раз­ви­ти­ем рос­сий­ской науки и об­ра­зо­ва­ния во вто­рой по­ло­ви­не XIX в.

 

35.2. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Внешняя по­ли­ти­ка Алек­сандра III». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунктов. План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (явления), свя­зан­ные с раз­ви­ти­ем рос­сий­ской науки и об­ра­зо­ва­ния во вто­рой по­ло­ви­не XIX в.

 

 

Ответы:



2019-07-03 515 Обсуждений (0)
VIII – начало XX в. Анализ исторической ситуации. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов. (3 балла). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: VIII – начало XX в. Анализ исторической ситуации. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов. (3 балла).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (515)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)