Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические школы и основные направления в психологии.



2019-07-04 452 Обсуждений (0)
Психологические школы и основные направления в психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие ощущений в психологии. Свойства, виды.

Понятие ощущения.

Предметы и явления внешнего мира имеют множество различных свойств и качеств: цвет, вкус, запах, звук и т. д. Для того чтобы произошло их отражение человеком, они должны воздействовать на него какими-либо из этих свойств и качеств. Познание осуществляется прежде всего органами чувств. Образы предметов и явлений действительности, возникающие в процессе чувственного познания, называются ощущениями. Это самые простые из всех психологических явлений.

Ощущения это простейший психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения есть у всех живых существ, обладающих нервной системой.

Наше сознание существует только благодаря наличию ощущений. Если человека лишить возможности ощущать и воспринимать окружающую действительность, он не сможет ориентироваться в мире, ничего не сможет делать. В условиях недостатка ощущений у человека меньше чем через сутки отмечаются резкое снижение внимания, уменьшение объема памяти, происходят серьезные изменения в психической деятельности. В обычной жизни нас утомляет не столько недостаток ощущений, сколько их изобилие – сенсорная перегрузка.

Физиологической основой ощущений является деятельность анализатора – специального нервного аппарата, осуществляющего функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Анализаторы (органы чувств) с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических и т.д.). Ощущение возникает в сознании всегда в виде образа. Энергия внешнего раздражителя превращается в факт сознания тогда, когда человек, у которого возникает образ предмета, вызвавшего раздражение, может обозначить его словом.

Виды ощущений

По известным еще древним грекам пяти органам чувств выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные). Выделяются следующие критерии классификации ощущений.

Обоняние – вид чувствительности, порождающие специфические ощущения запаха. Одно из наиболее древних, простых и важных ощущений.

Вкусовые – имеет 4 модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое.

Осязание – наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности.

 

По месту расположения рецепторов

экстероцептивные - рецепторы этих ощущений расположены на поверхности тела и принимают раздражения из внешнего мира,  

интероцептивные-(органических) ощущений расположены во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют самочувствие человека.).

проприоцептивные - рецепторы которых расположены в связках, мышцах и сухожилиях и получают раздражения из опорно-двигательного аппарата. Эти ощущения также свидетельствуют о положении тела в пространстве.

Свойства

1. Качество — это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

2. Интенсивность ощущения - количественная характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

3. Длительность ощущения — это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа.

Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.

4. Пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, болевые, температурные ощущения — с той частью тела, которая вызывает данное ощущение

5. Количественные параметры - степень чувствительности.

Различают два вида чувствительности:

· абсолютную чувствительность - способность ощущать слабые раздражители;

· чувствительность к различию - способность ощущать слабые различия между раздражителями.

Абсолютный нижний порог ощущения - минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Так исследования показали что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и расширение зрачка.

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий:

· характера деятельности,

· возраста человека,

· функционального состояния рецептора,

· силы и длительности действия раздражения и т. д.

 

Психологические школы и основные направления в психологии.

1. Бихевиоризм. Основатели – Д. Уотсон (1878–1958), Э. Толмен (1886–1959), Э. Торндайк (1874–1949), Б. Скиннер (1904–1990). Это школа психологии, предметом исследования которой является только то в психике, что доступно внешнему наблюдению.

Главные идеи бихевиоризма:

§ Внешне наблюдаемое поведение позволяет оперировать объективными критериями при исследовании психики.

§ Поставлен знак равенства между объективными и психологическими фактами: о внутреннем мире человека можно судить лишь на основе объективных фактов, к которым отнесены действия, поступки, поведение индивида.

§ Классический бихевиоризм рассматривал поведение как совокупность реакций организма, обусловленных воздействием внешней среды, выступающей в качестве наличного стимула.

§ Главная идея самого позднего его направления – теории социального научения (А. Бандура) – в том, что новые формы поведения можно приобрести путем подражания поведению других. И дети, и взрослые выбирают себе социально значимые модели в качестве образца поведения. А вот станет ли модель таковой, зависит от таких ее свойств, как яркость, необычность, привлекательность.

§ Идея подкрепления: позитивного (поощрения) или негативного (наказания), которые должны сопровождать процесс социального научения.

Плюсы и минусы:

§ Достоинства: бихевиоризм полагал, что психология может быть точной наукой, подобной физике, если она будет исследовать объективно наблюдаемое внешнее поведение человека. Благодаря этому направлению в науку был введен объективный метод исследования психики, основанный на регистрации и анализе психических процессов, т.е. метод наблюдения за поведением человека.

§ Главный недостаток методологии бихевиоризма состоит в том, что ключевой фактор человеческого поведения представители этой школы видели во внешнем окружении и особенностях ситуаций, рассматривая последние в качестве стимула. Сложные личностные образования: самосознание, интеллектуальные функции, творческое самоопределение личности, не рассматривались в качестве главных и определяющих компонентов поведения. Между тем люди не пассивно воспринимают окружающий мир, а творчески выстраивают и создают образ мира и образ «Я».

§ Связь психики и поведения носит сложный и неоднозначный характер. Даже если мы усвоим какую-либо форму поведения путем наблюдения за другими людьми, это не означает, что мы имеем способности к их виду деятельности и желание ею заниматься.

2. Гештальтпсихология. Основателями считаются немецкие психологи М. Вертгеймер (1880–1943), В. Келер (1887–1967), К. Коффка (1886–1941), К. Левин (1890–1947). Временем появления гештальтпсихологии как психологической школы принято считать 1912 год, когда вышла первая работа М. Вертгеймера.

Основные идеи:

§ Предмет психологии – сознание, однако в отличие от структурализма выдвинуто абсолютно противоположное его понимание. Главная идея – целостный подход к изучению явлений и феноменов сознания и психики. Сознание рассматривается с точки зрения наличия в нем целостных образований (гештальтов), которые не разлагаемы на ощущения.

§ Идея изначальности существования структуры сознания, факты которого рассматриваются как единственная психическая реальность. Сознание активно и с помощью определенных действий строит образы внешнего мира, опираясь на изначальные свои целостные структуры (гештальты).

§ Гештальт как целостная образная структура и единица сознания не сводима к сумме составляющих его ощущений.

§ Ведущим психическим процессом является восприятие, которое благодаря своим закономерностям обеспечивает группировку впечатлений от отдельных элементов физического мира в целостные гештальты. Среди этих закономерностей изучены:

а) апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта и общего содержания психической деятельности человека);

б) взаимодействие фигуры и фона, когда любое зрительное поле имеет фигуру, т.е. свое основное содержание, отличающееся яркостью и четкостью, и фон, который не обладает определенной формой, аморфен и не ярок.

в) целостность и структурность восприятия – как способность воспринимать предметы не по отдельности, а все вместе как единое целое;

г) константность восприятия – как постоянство образа предмета, несмотря на изменение условий его восприятия;

д) феномены «близости» (объединение элементов, смежных во времени и пространстве) и «замыкания» (заполнение пробелов между элементами воспринимаемой фигуры).

§ Мышление рассматривается как процесс решения задачи, в результате чего осуществляется формирование новой структуры поля, элементы которого начинают объединяться в связи и отношения для решения поставленной проблемы. Условием создания этой новой структуры является инсайт – внезапное озарение или осознание всей деятельности по решению поставленной задачи.

§ В отличие от представителей бихевиоризма гештальтпсихологи считали, что любой поведенческий акт обязательно имеет некий образ, который направляет деятельность и является ее сердцевиной.

3. Глубинная психология. Выдвинуто положение, противоположное традиционной эмпирической психологии сознания, а именно: помимо сознания существует и нечто глубинное, неосознаваемое – бессознательное, которое управляет человеческой психикой. Поэтому главным предметом изучения глубинной психологии является бессознательное как независимый от сознания и приоритетный по отношению к нему феномен. Основная задача глубинной психологии – доказательство существования бессознательного в человеческой психике через практическое изучение его специфики и механизмов.

Центральное место в глубинной психологии занимает психоанализ З. Фрейда (1856–1939), аналитическая психология К. Юнга (1875–1961), индивидуальная психология А. Адлера (1870–1937). Эти три направления представляют собой классическую глубинную психологию.

1. Психоанализ – часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый Фрейдом для диагностики и излечения истерии, который затем был положен в основу психологической концепции, направленной на изучение скрытых связей и основ человеческой психики. Эта концепция строилась на идее о том, что известный комплекс травмирующих представлений вытесняется из сферы сознания личности и действует уже из сферы бессознательного, проникает в сознание и угрожает целостности «Я». Последнее находит свое яркое проявление в различного рода забываниях, снах, оговорках, грезах, ложных поступках, неврозах.

2. Аналитическая психология Юнга. В психике, согласно Юнгу, существует наиболее глубокий слой – коллективное бессознательное, в котором отражены общие мысли и чувства всех людей как результат общего эмоционального прошлого, это своего рода «память поколений». Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов: Эго, Персона, Тень, Анима или Анимус и Самость. Каждый архетип выражает неосознаваемую нами предрасположенность воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.

§ Эго – центральный элемент личности: оно собирает разрозненные данные нашего опыта в единое целостное восприятие собственной личности.

§ Персона (маска) – это наше публичное лицо, т.е. то, как мы проявляем себя в отношениях с другими. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими

§ Тень представляет подавленную, темную и дурную сторону личности. Но тень имеет и положительные свойства, выступая источником жизненной силы и творческого начала.

§ Анима (внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона) и Анимус (внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона). Юнг считал, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены в человеке гармонично, чтобы не тормозить прогрессивное развитие личности.

§ Самость – сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все остальные ее элементы (это единство, гармония, целостность личности).

3. Индивидуальная психология Адлера. Он первым в психологии ввел положение об уникальности и целостности личности в ее стремлении к постоянному развитию индивидуальности. Адлер рассматривал личность как продукт ее собственного творчества. В основу положена идея компенсации как активность человека в стремлении преодолеть свои недостатки. Обоснование этой идеи Адлер начал с анализа комплекса неполноценности, как преувеличенного чувства собственной слабости и несостоятельности, возникающего в детстве. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться в глазах окружающих, человек проявляет гиперактивность (гиперкомпенсацию), на основе чего развивается комплекс превосходства. Эти комплексы, их воздействие на свое поведение человек, как правило, не осознает. Чувство превосходства помогает ему реализовать свой жизненный потенциал, оно и есть сама жизнь.

4. К. Хорни описала три типа невротической личности:

а) услужливая, ищущая одобрения от окружающих любой ценой;

б) отчужденная, стремящаяся обособиться от людей;

в) агрессивная, главным для которой выступает доминирование и враждебность к людям.

Эти три описанных линии поведения, согласно К. Хорни, имеются и у здоровой личности. Однако, в отличие от невротика, она более гибко и адекватно выбирает тот или иной стиль поведения в зависимости от особенностей ситуации. По-видимому, каждый из нас может столкнуться в своей жизни с представителями описанных К. Хорни типов невротических личностей. Надо знать их особенности, далеко не осознаваемые самими этими личностями, чтобы находить с ними общий язык.

5. Согласно Фромму, в современном обществе свобода человека повысила ценность для него чувства безопасности. Э. Фромм разработал опыт позитивной свободы, которая осуществляется благодаря постижению законов реальности и отысканию смысла жизни. Эта идея Фромма актуальна и для нас с вами: мы иногда в поступках настолько ведем себя свободно, что перестаем считаться с реалиями окружающего мира, с его объективными законами, и расплачиваемся за это порою очень дорого, иногда ценою собственной жизни.

4. Когнитивная психология (Д. Миллер, Д. Брунер, У. Найссер, А. Пайвио, Ж. Пиаже, Дж. Келли) – одно из самых влиятельных направлений в настоящее время. Само название «когнитивный» происходит от латинского «cognoscere», что означает «познакомиться с чем-то» или «познать». Оно было предложено основателями когнитивной психологии Д. Миллером и Д. Брунером.

Основные идеи когнитивной школы психологии:

§ Идея о главном месте процессов познания и мышления в психике человека, в результате чего поведение есть следствие когнитивной деятельности.

§ Идея личностных конструктов (Дж. Келли). Люди постоянно строят свой образ реальности с помощью индивидуальной системы категориальных шкал – личностных конструктов. Исходя из содержания последних, человек выдвигает гипотезы о будущих событиях.

§ Мотив прогнозирования будущего – ведущий в психике человека. Психическая деятельность человека определяется ведущим мотивом – стремлением к прогнозированию будущего. При этом необходим целостный подход к человеку, а не анализ его отдельных действий или переживаний.

§ Понимание индивидуальности: люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. По мнению Келли, два человека, будучи даже идентичными близнецами, интерпретируют одно и то же событие по-разному, следовательно, они могут быть похожими друг на друга, если схожим образом объясняют свой опыт.

Подводя итог, отметим:

§ Заслуга когнитивной психологии состоит в том, что познавательные процессы и их результаты рассматривались в качестве главного компонента психики. При этом исследовалось то, как человек воспринимает окружающий мир (личностные конструкты) и использует это для объяснения событий и поведения людей, с которыми общается.

§ Методологический просчет в том, что психологи не видели разницы между научным и обыденным сознанием. Не исследовали влияние сильных эмоций на процесс рационального мышления, а именно: почему, выступая в качестве антагонистов когнитивных процессов, сильные эмоции препятствуют точному восприятию объектов, искажают их.

§ Давая оценку теории Дж. Келли о личностных конструктах, следует отметить, что индивидуальные различия проявляются не только в том, как люди воспринимают окружающий мир и прогнозируют будущее. Понятие индивидуальности гораздо шире этих процессов:

а) каждый из нас имеет свой неповторимый прошлый и настоящий опыт;

б) мы являемся носителями генетически наследуемых и социально приобретенных психологических свойств, а не только отличаемся друг от друга способом восприятия окружающего мира

5. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл). В центр исследовательских интересов перемещаются проблемы позитивного, конструктивного начала целостной личности, ее неистребимое стремление к творчеству и самостоятельному принятию решений, выбору своей судьбы.

Главные идеи гуманистической психологии:

§ Каждый человек уникален и обладает свободой выбора, а не направляется позитивными и негативными подкреплениями (бихевиоризм) и бессознательными силами (психоанализ). Мы не существует вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем.

§ Свобода выбора предполагает личную ответственность каждого индивидуума за развитие своей системы ценностей, наполняющих определенным смыслом его собственную жизнь. Каждый из нас ответственен за то, кем становится.

§ Идея становления и движения личности: человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления, устремлен в будущее в поисках смысла жизни, и этот поиск не является легким и простым. Достижение состояния осмысленной жизни есть самореализация.

§ Идея приоритета творческой стороны в человеке. А. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей – как неотъемлемое свойство их природы.

§ Разработана иерархия врожденных базовых потребностей личности (А. Маслоу), включающая в себя:

а) физиологические потребности (голод, жажда, секс), удовлетворение которых ведет к сохранению человека как биологического вида;

б) потребности в безопасности и защищенности;

в) потребности в любви и чувстве привязанности;

г) самоуважение, принятие и уважение своего «Я», подтверждение ценности своей личности в социальных оценках тех, с кем мы работаем, учимся, живем. Маслоу разделил потребность в самоуважении на две части: на самоуважение и уважение другими. д) потребность в самоактуализации, которая может быть реализована лишь после удовлетворения всех предшествующих потребностей.

§ Самоактуализированные люди являются, по мнению А. Маслоу, наиболее здоровыми, так как достигают «вершинных» или «пиковых» переживаний радости и счастья. Отсюда следует: человек есть причина самого себя. Жизненный успех и удача во многом зависит от нас самих.

6. СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Важное значение для развития психологической науки рассматриваемого этапа имели открытия и разработки российских ученых. Исследовательская практика стала ориентироваться на прикладные проблемы.

Одним из основоположников научной психологии в России является Иван Михайлович Сеченов. Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным, а только указывал на сходство в их строении. Он смог соотнести рефлекс с психикой благодаря тому, что им было радикально преобразовано само понятие рефлекса. Согласно Сеченову, начальным звеном рефлекса является не высший механический раздражитель, а раздражитель-сигнал. Физиологическим основанием психической деятельности, по Сеченову, является саморегуляция поведения организма посредством сигналов. И. М. Сеченов показал, что наряду с возбуждением в мозгу осуществляется торможение. Раскрытие механизма центрального торможения, который позволяет задерживать рефлексы, позволило показать, как внешние действия могут преобразовываться во внутренние и таким образом заложить основы для исследования механизма интериоризации.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) – великий русский ученый-физиолог – основатель учения о высшей нервной деятельности, развил учение о рефлексе. Он ввел понятие условного рефлекса. Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий - внешних и внутренних.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927)- выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог - создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологический институт (1908), в которых проводились комплексные психофизиологические исследования. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексологию.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) - выдающийся отечественный психолог - создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой определил качественную специфику психики человека, описал генезис человеческого сознания и механизмы его формирования. Л.С.Выготский различал два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер - это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание). Высшие психические функции носят социальный характер. Л.С.Выготский выделяет три стадии интериоризации:первая- взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать;вторая- ребенок перенимает у взрослого способ общения и начинает воздействовать словом на взрослого;третья- ребенок начинает воздействовать словом на себя.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) – выдающийся отечественный психолог и философ – основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности).

Алексей Николаевич Леонтьев (1903 - 1979) - выдающийся отечественный психолог - выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности.

Петр Яковлевич Гальперин (1902 – 1988) – отечественный психолог - разработал концепцию последовательного формирования умственных действий, которая и сейчас реализуется в учебном процессе многих отечественных и зарубежных образовательных учреждений всех уровней.

 



2019-07-04 452 Обсуждений (0)
Психологические школы и основные направления в психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические школы и основные направления в психологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)