Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Третья научно-техническая революция



2019-07-04 241 Обсуждений (0)
Третья научно-техническая революция 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные тенденции и модели трансформации экономики после Второй мировой войны


Содержание

1. Третья научно-техническая революция

2. Экономика ведущих стран во второй половине 1940-1960 гг.

а) США. Экономические проблемы страны-лидера

б) Страны Европы — от возрождения к интеграции 

Великобритания.

в) Новый центр деловой активности в Юго-Восточной Азии. 

«Японское экономическое чудо»

3. Экономика ведущих стран в 70-90-е гг. XX в.

а) Системный кризис 1970-х — начала 1980-х гг.

б) Модель «догоняющего» развития

4. Процессы интеграции

а) Интеграция стран Западной Европы

б) Североамериканская интеграция

в) Азиатско-тихоокеанская интеграция

г) Три мировых центра деловой активности

д) Интеграция социалистических стран

е) Страны СНГ

5. Глобализация и глобальные проблемы


Вторая половина XX в. ознаменовалась качественными изме­нениями в развитии мировой экономики. Рассматриваемый пе­риод можно условно разделить на два основных этапа. Первый начался в момент окончания Второй мировой войны и продолжал­ся до начала 1970-х гг. Его наиболее яркой характеристикой явля­ются невиданные темпы развития индустриальных стран, достиг­шие своеобразной вершины к 1970-м гг., а также первые проявле­ния кризиса индустриальной модели. С момента окончания послевоенного восстановительного периода темпы роста среднеми­рового валового продукта с 1950 по 1973 г. были в три раза выше, чем в первой половине XX в., а темпы роста международного тор­гового оборота равнялись соответственно 7% против 1,3%.

Второй этап ознаменован попытками преодоления структурно­го кризиса на пути трансформации экономики ведущих стран в постиндустриальное состояние и характеризуется заметным паде­нием темпов роста, чередой глубоких кризисов.


Третья научно-техническая революция

 

Лидерство западной цивилизации, определявшей на протяже­нии по крайней мере трех последних веков вектор мирового раз-

вития, основано на техногенном характере прогресса. В силу это­го можно весьма определенно утверждать, что развитие третьей научно-технической революции (НТР)2 во второй половине XX — начале XXI в. оказывало непосредственное влияние на глубинные процессы, происходившие в экономике.

Предпосылки третьей НТР были созданы фундаментальными научными открытиями первой половины XX в. в области ядерной физики и квантовой механики, кибернетики, микробиологии, химии полимеров, а также высоким техническим и организаци­онным уровнем развития производственной базы ведущих стран.

В технологических революциях XVIII и XIX вв. импульс для развития науки создавало изобретательство, основанное на экспе­рименте. Производство стимулировало развитие науки, которая финансировалась главным образом частным капиталом. Расходы государства на образование и науку составляли лишь доли процен­та от ВНП. В XX в. наиболее мощные импульсы для развития производства создавали уже не столько прикладные и эксперимен­тальные науки, сколько фундаментальные исследования, чаще всего не имевшие непосредственного практического значения для экономики. Достижения фундаментальной науки в отличие от патента или лицензии, определявших цену конкретных изобрете­ний или инноваций, в большинстве случаев не могли стать пред­метом купли-продажи. Поэтому частный капитал не имел стиму­лов для долгосрочных и рискованных инвестиций в эту область. Расходы на развитие фундаментальных наук, требовавших огром­ных и всевозрастающих материальных затрат, стало брать на себя государство. Третья НТР по мере развития приобрела кумулятивный, гло­бальный и всеохватывающий характер, стала оказывать нараста­ющее влияние на все сферы хозяйства, политику, идеологию, быт, духовную культуру, психологию людей.

Принято считать, что НТР состоит из двух этапов: первый -с середины 1940-х — 1960-е гг., второй — с 1970-х гг. и по настоя­щее время. Очевидно, что двуэтапность НТР не случайно совпадала с выделенными выше двумя периодами послевоенного раз­вития мирового хозяйства.

Следует учитывать, что «повивальной бабкой» НТР стала Вто­рая мировая война, в ходе которой ряд воюющих стран вел ин­тенсивные разработки новых систем оружия и военной техники (ядерное оружие, реактивная авиация, ракетное оружие и т.д.). Экстраординарные обстоятельства изначально задали главные направления третьей НТР и во многом определяли ее развитие на первом этапе. Так, среди наиболее значительных достижений 1940-х гг. следует выделить создание телевидения, транзисторов, первых моделей электронно-вычислительной техники, радара, ракетной техники, атомного оружия, синтетических волокон, пе­нициллина. 1950-е гг. отмечены созданием водородной бомбы, искусственных спутников земли, реактивного пассажирского са­молета, электроэнергетической установки на базе ядерного ре­актора, станков с числовым программным управлением (ЧГТУ). В 1960-е гг. были созданы лазеры, интегральные схемы, спутни­ки связи, скоростные экспрессы. Второй этап ознаменовался в 1970-е гг. созданием микропроцессоров, волоконно-оптической передачи информации, промышленных роботов, развитием био­технологий; в 1980- 1990-е гг. шло ускоренное развитие инфор­мационных технологий и компьютерной техники, генной инже­нерии, термоядерного синтеза.

Первый этап НТР способствовал ускоренному росту хозяй­ственных показателей ведущих стран мира. Их научно-техничес­кий потенциал стремительно развивался, охватывая все новые отрасли хозяйства и изменяя его структуру. Так, наряду с даль­нейшим ростом занятых в промышленном производстве, быстро увеличивалась доля занятых в сфере услуг. Если в 1950 г. в сфере услуг трудилось 33% всего самодеятельного населения развитых стран, то в 1970 г. уже 44%, что несколько превысило долю заня­тых в промышленности, включая транспорт. Изменялись функ­ции, структура, облик, имущественное положение лиц наемного труда. Росла их квалификация, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, а вместе с ними уровень и стиль жизни, постепенно менялись ее качественные характеристики. Уже к началу 1970-х гг. численность средних слоев населения колебалась от '/4 Д° '/з самодеятельного населения. Наблюдался ускоренный рост мелких и средних собственников.

Второй этап вызвал еще более глубокие структурные сдвиги в экономике:

•ускоренный рост наукоемкости производства, т.е. увеличение доли расходов на НИОКР (научно-исследовательские и опыт­но-конструкторские работы) в стоимости затрат;

•заметное сокращение относительной потребности хозяйства в традиционных видах сырья, топлива и материалов;

•расширение использования новых материалов, видов энергии и сырья и т.д.;

•ускорение роста производительности труда;

•рост интенсивности обновления основного капитала;

•кардинальное изменение соотношения сфер занятости, где ли­дируют сфера услуг (третичная) и информационная (четвертич­ная) сферы;

•создание новейших отраслей и изменение структуры производ­ства.

На современном этапе НТР открылись новые возможности эффективного решения социально-экономических проблем на основе смещения приоритетов научно-технической политики в сторону информационных услуг, образования, медицины, эколо­гии и других аспектов устойчивого роста и повышения качества жизни.




2019-07-04 241 Обсуждений (0)
Третья научно-техническая революция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Третья научно-техническая революция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)