Общие черты перехода от авторитаризма к демократии
В различных странах переход к демократии специфичен, тем не менее политологическая наука на основе сравнительного анализа может выявить некоторые общие черты. Один из теоретиков и руководителей процессов демократизации в Испании Ф. Гонсалес пишет: «...не думаю, что имеется какая-то, универсальная модель политического перехода, применимая в мировом масштабе. Гораздо полезнее ... поразмышлять об элементах, которые чаще всего встречаются и являются наиболее общими для любого политического изменения при переходе от авторитарной диктаторской формы к демократической»[23]. Ф. Гонсалес, в частности, отмечает следующие элементы: желание перемен, воля большинства к преобразованиям в обществе; способность членов обществ к соглашению, к договоренности. При каких же обстоятельствах эти элементы формировались? Известные факты о ситуации в Испании накануне краха франкистского режима свидетельствовали о глубоком кризисе, существовавшем в стране. Аналитики отмечают его особенности: то был кризис государственных институтов (институциональный) и кризис легитимности. В обществе созрело массовое Таким образом, начало в обществе политического Кризисная ситуация, как показывает испанский опыт, является предшественником перехода к демократии при наличии у населения данной страны определенной политической культуры и способности к соответствующим переменам. Тем более, если речь идет об эволюционном переходе. Какие элементы культуры имеются в виду? Прежде всего традиционное уважение воли большинства и; вместе с тем признание за каждым членом сообщества и отдельными меньшинствами (будь то социальными или атоническими) защищать свои интересы, выражать свою Следовательно, наличие культурно-политических предпосылок, обеспечивающих способность большинства общества, его элит к социально-политическим изменениям в направлении демократии, и ответственность за судьбы прогресса, выступает другим общим признаком переходного процесса. «Конечно, нельзя осуществить, целенаправленных политических преобразований, если общественное сознание масс будет таким, каким его характеризовал один из персонажей Пушкина в трагедии «Борис Годунов»:
«... бессмысленная чернь Изменчива, мятежна, суеверна, Легко пустой надежде предана, Мгновенному внушению послушна, А баснями питается она»».[24]
Конкретные особенности как политического национального кризиса, так и реформаторского процесса определяются спецификой' общественно-политической ситуации, характерной для той или иной страны. Общие черты переходного процесса проявляются по разному и в условиях авторитарных и тоталитарных режимов. И естественно. Тоталитарный режим "существенно, отличен от авторитарного. При нем государство поглощает гражданское общество. Оно, стремится контролировать все стороны Жизни людей; принуждает граждан к единообразию их социальных отношений, придавая им государственную, Итак, возможное разнообразие демократических режимов, приходящих на смену авторитаризма или тоталитаризма, - еще одна общая черта рассматриваемых переходных политических процессов. В зависимости от конкретных исторических условий, характера стартового политического состояния общества, особенностей политической культуры граждан могут быть установлены плюралистическая, элитарная, корпоративная либо какие-то разновидности идентитарной демократии. Скажем, элитарная демократия формируется в ситуации, когда широкие массы населения не проявляют готовности принимать активное участие в управлении государственной жизнью. В итоге политическими факторами выступают элитные группы, интеллектуальная элита, реформаторски настроенная часть бюрократии, деятели экономики и др. Плюралистическая форма демократии складывается в обществе с более или менее дифференцированной социальной структурой, наличием элементов многопартийности. Такими признаками обладали, в частности, бывшие соцстраны Восточной Европы, в том случае, если политический кризис выливается в революционный, да еще насильственный переворот, как это произошло в Иране, тоталитарный режим, в том числе в форме монархии, сменяется авторитарной системой с элементами демократии (конституция, выборы парламента, и пр.). Причем, такие элементы скорее относятся к идентитарной модели демократии. Переход общества к демократии закрепляется институционализацией механизмов новой государственной власти, что также выступает существенной чертой рассматриваемого политического процесса. Институционализация включает: установление институтов парламентаризма или президентской демократии; законодательное оформление разделения властей, создание соответствующих структур всех трех ветвей власти на различных уровнях. Институционализация новой системы власти предполагает ее конституционное закрепление, что обеспечивает легитимность. Институциональное и конституционное становление демократического режима неотделимо от реформирования государственного аппарата. Ведь происходит смена правящих элит. Этот процесс имеет свои закономерности и противоречия; он весьма существенным образом влияет на формы и методы осуществления переходного периода. Переход к демократии требует формирования соответствующих институтов гражданского общества: создание общественно-политических организаций, разного рода ассоциаций, через посредство которых граждане различных слоев населения могли бы принимать участие в политическом процессе, артикулировать свои интересы и добиваться реализации в политическом курсе правительства. В процессе укрепления гражданского общества, обретения им самостоятельности страна адаптируется к новому режиму, решается проблема «перехода лояльности». Достигается лояльность новому режиму прежних элит,
Список используемой литературы:
1. Андреев С. С. Политический режим и политическая демократия // Социально-политические науки. 1992. № 2/3 с. 10-22. 2. Бурлацкий Ф. М., Галкин А.А. Современный Левиафан // Очерки политической социологии капитализма. М., 1985. С. 35-36 3. Зеркин Д. П. Основы политологии: курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 544с. 4. Князев С. Д. Основы государства и права // Учебное пособие для абитуриентов. 1992. 184с. 5. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права // Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Изд. гр. ИНФРА, 1997. 6. Лазарева В. В. Общая теория права и государства: Учебник // 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1996. – 472с. 7. Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 41. 8. Марченко М. Н. Теория государства и права: Курс лекций – М.: Зерцало, 1997. 476с. 9. Марченко М. Н. Политология: курс лекций // Моск. Гос. ун-т Им. М. В. Ломоносова. Юрид. фак. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Зерцало, 1997. 384с. 10. Онан Э. С. Понятие и классификация политического режима в развивающихся странах // Право и политика в развивающихся странах. Сборник обзоров. М., 1991 11. Работяжев Н. Политическая система тоталитаризма: структура и характерные особенности // Вестник Московского университета – Сер. 12 – Политические науки. 1998. № 1 с. 3-23. 12. Федотов Г.П. Сталинократия//Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992. С. 352. 13. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997. – 568с. 14. Цыганков А. П. Политические режимы // Современный политический журнал. 1996. №. 1 с. 82-85. 15. Эрме Г. Авторитаризм // Политология вчера и сегодня. Вып. третий. С.193
[1] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Зерцало, 1997. С. 98 [2] Цыганков А. П. Политические режимы // Современный политический журнал. 1996. №. 1 с.82 [3] Онан Э. С. Понятие и классификация политического режима в развивающихся странах // Право и политика в развивающихся странах. Сборник обзоров. М., 1991 [4] Цыганков А. П. Политические режимы // Современный политический журнал. 1996. №. 1 с.82
[5] Цыганков А. П. Политические режимы // Современный политический журнал. 1996. №. 1 с.84 [6] Бурлацкий Ф. М., Галкин А.А. Современный Левиафан. Очерки политической социологии капитализма. М., 1985. С. 35-36 [7] Цыганков А. П. Политические режимы // Современный политический журнал. 1996. №. 1 с.85
[8] Основы государства и права. Учебное пособие для абитуриентов. / Под редакцией С. Д. Князева. 1992. [9] Политология: курс лекций / Моск. Гос. ун-т Им. М. В. Ломоносова. Юрид. фак.; Ред. М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Зерцало, 1997. С.145
[10] Эрме Г. Авторитаризм // Политология вчера и сегодня. Вып. третий. С.193 [11] Троцкий Л.Д. Преданная революция. М., 1991. С.151 [12] Каганович Л.М. От 16 к 17 съезду партии. М., 1934. С.35. [13] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. 5-е изд. Т.41. С. 403. [14] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. 5-е изд. Т.41. С. 30-31. [15] Работяжев Н. Политическая система тоталитаризма: структура и характерные особенности // Вестник Московского университета – Сер. 12 – Политические науки. 1998. № 1. С. 7. [16] Федотов Г.П. Сталинократия//Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992. С. 352. [17] Работяжев Н. Политическая система тоталитаризма: структура и характерные особенности // Вестник Московского университета – Сер. 12 – Политические науки. 1998. № 1. С. 15. [18] Радаев В.В. Властная стратификация в системе советского типа//Рубеж. 1991. №1. С. 123. [19] Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С.168 [20] Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С.178 [21] Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С.179
[22] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997. – С.185 [23]Гонсалес Ф. Создать в обществе основе для согласия и перемен // Свободная мысль. 1995. №15 [24] Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С.254
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |