ТЕМА 12: первоначальные сведения о строении вещества.
Урок1. Строение вещества. Молекулы. Все разделы физики используют то, что вещество состоит из отдельных молекул. Задача: Подвести учеников к пониманию о дискретном строении вещества. 1. Представление древних атомистов: - все тела состоят из отдельных частиц - между частицами имеются промежутки - все частицы находятся в непрерывном движении подвести детей к тому, что тела состоят из мельчайших частичек, и наоборот.
Чтобы познакомить с явлением, дети должны знать значение этого слова. Молекула – “ moles” и “ cula” – массочка. “moles”- масса, а “cula”-уменьшительный суффикс. Атом –с греческого – неделимый. Вещества бывают простыми и сложными. Простые состоят из одинаковых атомов, а сложные из нескольких атомов. Н2О-сложное вещество. Пример: вещество состоит из мельчайших частиц. Как доказать? Поставим такой опыт – стакан с водой + сахар-рафинад=сладкую воду. Это объясняет то, что вещество состоит из мельчайших частиц. Измерили размеры атома – 10-8см. (записать на доске обязательно). Нужно сравнить яблоко с землей для того, чтобы показать детям размер атома. Диаметр волосинки порядка 0,05 мм, т.е. размер атома в несколько млн раз меньше, чем размер волосинки. Вопрос: как молекулы расположены между собой? Опыт- 0,5 стакана воды + 0,5 стакана спирта, сливаем в стакан и получаем меньший объем, чем объем двух стаканов. Подводим к тому, что между молекулами есть промежутки, поэтому несоответствие объема. С газами – духи. С твердыми телами – штатив + шарик или стальной цилиндр + масло = при маленьком давлении ничего, при больших давлениях на стенках цилиндра появляются капельки масла.
Урок 2. Движение молекул. Диффузия. Задача урока: движение – есть неотъемлемое свойство материи. Когда говорим о диффузии, то приводим примеры: - распространение газов - чернило + вода Именно диффузия – экспериментальное обоснование движения молекул. Тогда можно показать опыт: весы, колба Петри, уравновешиваем, в эту чашу капаем несколько капель эфира, получаем отклонение весов, но через определенное время они уравновесятся и в колбе ничего не будет. Испарение – пример диффузии. Есть стекло и на него кладут лед, поливают воском, в результате воск меняет цвет через определенное время. Значение диффузии: - в консервных заводах используют явление диффузии - питание растения благодаря диффузии состав воздуха у поверхности атмосферы однороден – свойство диффузии. Для того, чтобы стальные поверхности уплотнить, то их покрывают углеродом (цементация). Вывод: молекулы и атомы любого вещества находятся в непрерывном движении, это подтверждает явление диффузии в газах, жидкостях, твердых телах. Двигаются ли молекулы одинаково в разных телах? , почему скорости различны? – массы разные. Ребята, так почему же если скорость 2000м/с , то например запах духов доходит медленно скажем до последней парты? Потому, что при движении молекулы сталкиваются и направленного движения нет. Опыт: модель броуновского движения. Домашнее задание: проделать опыт: 2 стакана, ______________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Цель домашнего задания: подготовка к следующему уроку.
Урок 3. Давление молекул и температура тела. Расскажите, что вы получили? Обобщаем и анализируем. Из опыта следует, что температура тела влияет на движение молекул. Вывод: чем выше температура тела, тем быстрее происходит диффузия. Опыт: горячая вода/холодная + кусочек сахара.
Урок 4. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул (атомов). Если все тела состоят из молекул, в них есть промежутки, и они двигаются, то почему оно не рассыпается. Опыт: весы с 2 чашами, к первой прикрепляем стеклянную пластинку на нитке. Подводим сосуд с водой, чтобы вода соприкасалась с пластинкой. Сколько гирек нужно положить, чтобы оторвать пластинку? Значит мы прикладываем силу. Приводим к тому, что есть силы притягивания. Размеры атома - расстояние при котором начинается притягивание. Примеры: 1. клей 2. присос 3. окраска ткани 4. сварка, спайка Нужно показать, что молекулы не только притягиваются, но и отталкиваются. Опыт: есть вода в стакане. Ее легко сжимать? – нет. Значит есть сила отталкивания. На глубине 8 км в океане сжатие воды на 4%. Если расстояние больше 10-8, то молекулы не взаимодействуют друг с другом.
ТЕМА 13: Формирование понятия физическая величина В средней школе.
Физическая величина – это характеристика определенных свойств объекта (тело, система тел, состояние процессов, и явлений) в качественном соотношении одинаковые для всех объектов, а в количественном индивидуальны для каждого объекта. Например, физическая величина ускорение характеризует быстроту изменения скорости со временем и это ее качественная характеристика одинакова для всех объектов. Однако для различных тел ее количественное отношение различно. (если ускоряется поезд и самолет, то их ускорение различны). Термин «величина» применяется к характеристикам и свойствам в том случае, если их можно количественно определить, т.е. измерить. Такие характеристики, как цвет, запах, вкус в настоящее время не подлежат измерению, поэтому их нельзя назвать величинами, а только характеристиками или свойствами. ГОСТ не рекомендует использовать словосочетание : величина скорости, сила по величине и направлению, величина давления; слово «величина» в этих словосочетаниях лишнее, т.к. скорость, сила и давление есть величинами. Вместо термина физическая величина можно использовать термин величина только в том случае, если из контекста следует, что речь идет о физической величине, а не о математической. Можно использовать термин размер величины и значение физической величины. Единица физической величины – это физическая величина, фиксированная по размеру и принятая в качестве основы для количественной оценки конкретной физической величины. Значение физической величины – это количественное содержание в объекте конкретной физической величины, выраженное в виде некоторого числа принятых для нее единиц. Например: l=2м 2м – значение физической величины 2 – числовое значение физической величины м – единица физической величины Иногда для определения физической величины используют термин – «называется». Например: Электроемкость проводника называется величина равная отношению заряда сообщенному проводнику к его потенциалу. Т.к. определение физической величины должно полностью раскрывать понятие о физической величине, то лучше давать такое определение: Электроемкость – это физическая величина, которая характеризует электрические свойства проводника, она измеряется отношением заряда q, сообщенному проводнику к его потенциалу j. Законы физики устанавливают количественные соотношения между физическими величинами, поэтому нужно уметь измерять физические величины. Измерить физическую величину (например скорость) – это значит сравнить ее с величиной того же вида (скоростью) принятой за единицу. Существуют основные системы единиц, которые отличаются выбором основных единиц. Те системы единиц, у которых в качестве основных выбраны единицы длины, массы и времени называются абсолютными. В качестве основной системы единиц ГОСТом выбрана международная система единиц: СИ. Основные единицы: - единица длины – метр (м) - единица массы – килограмм (кг) - единица времени – секунда (с) - единица силы тока – ампер (А) - единица количества вещества – моль (моль) кроме основных есть еще производные единицы : м/с, В; и дополнительные: единица плоского угла – радиан, единица телесного угла – стерадиан (ср). размерность физической величины – это соотношение, показывающее как изменяется единица какой то величины при изменении основной величины. Размерность физической величины: [u], в ГОСТах – dim u. Для размерностей основных величин используют такие обозначения: - размерность длины – L - размерность массы – М - размерность времени – Т - размерность термодинамической температуры – Q - размерность силы тока - I [l]=L размерность длины – l [m]=M [t]=T проверка размерности, например: . – это формула размерности.
Основные элементы рассказа ученикам о физической величине: 1. название величины 2. какое тело или явление описывает 3. условное обозначание величины ( ) 4. основное определяющее уравнение 5. физический смысл определяющего уравнения значение напряжения численно равно напряжению на проводнике при силе тока в 1А. - значение скорости численно равно пути, которое проходит тело за единицу времени. 6. Название единицы величины: 1 Ом – единица сопротивления. (ГОСТы не разрешают использовать термин «единица измерения») 7. Условное обозначение единицы величины: Ом, м, Н. 8. Определение единицы величины. 9. Прибор для прямого измерения единицы величины. 10. Примеры значения величины которые встречаются в природе или технике.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |