СХЕМА - КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ.
┌────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────┐ │ -предупредительный │ │ -предупредительный │ │ -объяснительный │ │ -объяснительный │ │ - выборочный │ │ -выборочный │ │ -по памяти │ │ -картинный │ │ -по загадкам │ │ -кратковременный │ │ -по описательному обороту │ │ -по памяти │ │ -с использованием сигналь- │ │ -по загадкам │ │ ных карточек. │ │ -по описательному обороту│ └─────────────┬──────────────┘ │ -по перфокартам │ │ │ -с использованием сиг- │ │ │ нальных карточек │ │ │ -с пропущенными буквами │ │ └───────────────┬──────────┘ │ │ │ │ ┌──────┴────┐ ┌────┴───────┐ │ слуховые │ │ зрительные │ └──────┬────┘ └────┬───────┘ │ │ ┌──────┴────────────────────────────────┴──────────┐ │ простые │ └──────────────────────────┬───────────────────────┘ │ ┌──────────────────────────┴───────────────────────┐ │ словарные диктанты │ └──────────────────────────┬───────────────────────┘ │ ┌──────────────────────────┴───────────────────────┐ │ творческие │ └──────┬────────────────────────────────────┬──────┘ │ │ ┌──────┴───┐ ┌─────┴──────┐ │ слуховые │ │ зрительные │ └─────┬────┘ └─────┬──────┘ │ │ ┌────────────┴──────────────┐ ┌───────────────────┴───────┐ │-группировка по орфографи- │ │-группировка по орфографи- │ │ ческим признакам. │ │ ческим признакам. │ │-подбор родственных слов. │ │-подбор родственных слов. │ │-подбор слов с общим приз- │ │-подбор слов с общим при- │ │ наком. │ │ знаком. │ │-подбор синонимов,антонимов│ │-подбор синонимов, анто- │ │-запись цепочкой слов. │ │ нимов. │ └───────────────────────────┘ │-запись цепочкой слов. │ │-запись по алфавиту. │ │-запись с исправлением │ │ ошибок. │ │-работа с деформированными │ │ словами. │ │-запись слов с аналогичной │ │ орфограммой. │ │-составление словосочета- │ │ ний. │ │-использование ребусов. │ │-использование школьного │ │ словаря │ │-использование кроссвордов │ │-по пословицам. │ │-по перфокартам. │ │-составление рассказа │ │ по опорным словам. │ │-работа с деформирован- │ │ ным текстом. │ └───────────────────────────┘
Наиболее интересными для детей, а следовательно наиболее эффективными являются такие виды словарных диктантов: из простых зрительных – по загадкам, по перфокартам, картинный; из простых слуховых – по загадкам, по описательному обороту; из творческих зрительных – запись по алфавиту, работа над деформированными словами, использование ребусов, кроссоврдов, по пословицам и т.д.; из творческих слуховых – группировка по орфографическим признакам. Выводы 1. Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу формирования орфографических навыков в последнее время уделяется большое внимание. 2. Изучение статей многих ученых-методистов (Ераткиной В. В., Гордеева Э. В., Уткиной Т. И. и др.) позволяет утверждать, что успех обучения правописанию в значительной мере определяется способностью учителя организовать работу над изучаемым словом, от умения разнообразить используемые методы и приемы. 3. Мало дается рекомендаций по работе над значением слов с непроверяемыми написаниями, по разработке упражнений, развивающих не только память, мышление, но и творческое воображение, фантазию детей.
II. Некоторые методические рекомендации по совершенствованию навыков написания слов с непроверяемыми гласными в корне в 4 классе
Перед тем, как приступить к описанию разработанной нами методики обучения письму, следует кратко остановиться на характеристике уроков в 4 классе средней школы «Сантарвес» г. Шяуляй. В процессе изучения и анализа уроков, мы установили, что монотонное и однообразное изучение слов с непроверяемыми написаниями требует от ученика немалых затрат умственных и нервных сил, что приводит к перегрузке и быстрой утомляемости школьников, потере интереса учащихся к урокам родного языка. Для устранения вышеназванных недостатков мы предлагаем свою методику проведения уроков письма, в которой рассматриваем слова с непроверяемыми написаниями непосредственно в контексте и в привычном для них окружении. В качестве экспериментального был взят 4 «А» класс средней школы «Сантарвес» г. Шяуляй, в качестве контрольного – 4 «Б» класс средней школы «Сантарвес» г. Шяуляй. Для примера приводим фрагменты уроков по усвоению слов: билет, экскурсия, космонавт, адрес, семена, автомобиль, электричество, двенадцать, вокзал, сверкать, портрет, телефон, прекрасный, путешествие. Чтобы не повторяться в описании уроков, сразу хотим оговорить, что каждый из фрагментов уроков предлагаемых нами занимал 5-10 минут от урока и был связан с изучаемой темой. Одной из целей таких уроков было – совершенствование навыков грамотного письма. Параллельно мы старались обращать внимание и на развитие речи. Вокзал Урок 1 Послушайте небольшую историю и догадайтесь, о чем в ней идет речь. Кто сможет правильно написать это слово на доске? Лет триста тому назад английская дама Джейн Вокс превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала «Воксхолл», или «зал госпожи Во». Потом это слово стало означать «концертный зал на железнодорожной станции». Такой зал в городе Павловске под Петербургом начали называть вокзалом. Когда была построена Железная дорога из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали ... Урок 2 В схема слов записаны только гласные, которые являются орфограммами. Остальные буквы обозначены точками. Впишите вместо точек недостающие буквы. Подчеркните все орфограммы. . о . . . . . а . . . . о . а . . . . о . . . . . а . . . . . а . . . . о (расстояние, вагон, направо, вокзал, налево) Урок 3 Закончите предложения:
Семена Урок 1 Послушайте стихотворение-загадку. О каких водшебных зернышках в нем идет речь? Зернышко в черную землю сажаешь, Лейку берешь и его поливаешь. Смотришь и вырастет скоро в саду Клумба прекрасная в буйном цвету. Урок 2 Отгадайте слова по значению. Запишите их и подчеркните орфограммы. 1. Машина для посева семян. 2. Зерна, предназначенные для посева. 3. Крестьянин, земледелец. Урок 3 «Посадите» семечко и нарисуйте, как оно будет расти.
Двенадцать Урок 1 Запишите предложения, заменяя цифры словами. К 8 прибавить 4 получится 12. Разность 16 и 4 равна 12. Урок 2 Запишите названия сказок, в которых есть числительные. Сказку, которую вы любите больше всего, расскажите. Урок 3 Впишите в стихотворение числительное, написание которого следует запомнить. Прочитайте стихотворение выразительно. Вот опять . . . . палочек Разлетелись по двору – Это палочки-считалочки Начинаем мы игру. И пока . . . . палочек Собирал в траве Сергей, Мы с ребятами попрятались – Кто-куда и кто-быстрей. Ю. Синицын
В какую игру играли ребята? Поиграйте и вы в нее, но сначала расскажите о условиях игры.
Сверкать Урок 1 Послушайте стихотворение. Объясните, что зачит «сверкать босыми пятками». Кто чем сверкает? Сверкает яркий луг росой Карась – боками гладкими, Мудрец – умом, Лицо – красой, А трус – босыми пятками. О. Дриз Урок 2 Вставьте пропущенный корень в однокоренные слова. Подчеркните непроверяемые написания. Сверкать – за . . . ать, . . . ание, с . . . ающий.
Урок 3 Что может сверкать?
Прекрасный Урок 1 Посмотрите на эти слова и выберите из них однокоренные: красивый, красный, краска, красота, прекрасный. Произнося слово красивый, прекрасный вы всегда представляете что-то, отличающееся красотой. А почему мы можем поставить в этот ряд слово красный? Вспомните, древнейшим значением этого слова было «красивый»: красно солнышко, красна девица, красный день. Теперь понятно, как образовалось слово прекрасный: приставка пре- имеющая значение «очень» и слово красный в значении «красивый». Урок 2 С какими словами из группы можно составить словосочетание прилагательное + существительное? Запишите 2-3 таких словосочетания. (прекрасный, здесь, здравствуйте) Урок 3 Составте возможные пары:
Портрет Урок 1 Доскажите словечко, потом впишите его и выразительно прочитайте стихотворение. Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется . . . . . (портрет) А. Керингер Нарисуйте портрет своего лучшего друга (подруги). Урок 2 Из данной группы слов составьте фразы, которые начинаются словами: «Во всех этих словах есть...» или «Ни в одном слове нет...», «Во всех словах нужно запомнить...». Металл, железо, инженер, директор, портрет. Например. Во всех словах есть буква Е. (Да) Урок 3 Как вы понимаете данные словосочетания? Запишите с ними предложения. В однокоренных словах выделите корень. Прекрасный портрет, художник-портретист, портретный набросок.
Телефон Урок 1 Отгадайте загадку. Запишите отгадку. Поверчу волшебный круг – и меня услышит друг. (Телефон) Е. Авдиенко Урок 2 Разгадайте ребус. Запишите ответ и подчеркните орфограммы.
Урок 3 Сравните слова по значению. Какое из них «лишнее»? С «лишним» словом запишите предложение. Шестнадцать, телефон, двенадцать, восемь.
Адрес Урок 1 Отгадайте загадку. Белое поле Черное семя Кто его сеет Тот разумеет. (Письмо) Как письмо находит своего хозяина? Урок 2 Что нужно чтобы написать письмо?
Урок 3 Напишите письмо другу с пожеланиями на лето.
Путешествие Урок 1 Прочитав текст, выберите из данной группы слов то, о котором идет речь. (вокзал, аллея, путешествие, дорога) Слово путешествие – это сложное слово. В нем 2 корня. 1-й корень связан по значению со словом путь. 2-й корень (шеств-) – от глагола шествовать, близкого по значению глаголу идти. Буква е соединяет 2 корня. Путешествие – это поездка или передвижение пешком с какой-либо целью. Урок 2 Листочки с заданиями: 1. Разобрать слово ПУТЕШЕСТВИЕ по составу. 2. Вставить пропущенные слова. Путешествие – это . . . или . . . с какой-либо целью. (Танец, игра, поездка, пение, передвижение пешком, прогулка, встреча) Урок 3 «Соберите» текст, вставьте пропущенные орфограммы. Выпишите однокоренные слова.
Билет Урок 1 Прочитайте выразительно стихотворение. Подчеркните орфограммы в выделенном слове. Едет зайка на трамвае, Едет зайка рассуждает: - Если я купил билет, Кто я: заяц или нет? Что вы ответите зайке? Урок 2 Отгадайте слова по их значению. Запишите однокоренные слова в строчку, и дополните по одному слову. Выделите корень в однокоренных словах. 1. Поездка или передвижение пешком с какой-либо целью. 2. Коллективный поход или поездка куда-нибудь с целью осмотра, знакомства с чем-либо. 3. Человек, совершающий полеты в космическом пространстве. 4. Листок, дающий нам право пользоваться чем-нибудь, входить куда-нибудь. Урок 3 Приготовьте красочные пригласительные билеты для ваших мам, пап, бабушек и одноклассников.
Автомобиль Урок 1 Послушайте историю слова «автомобиль». Запишите это слово и подчеркните орфограмму. Слово «автомобиль» пришло к нам из французского языка. Составлено оно из двух слов: греческого слова аутос, что значит «сам», и латинского мобилис, означающего «движущийся, подвижный». Вот и получается: автомобиль – сам собою движущийся. В нашем языке уже много слов, в которых есть часть авто-, напимер: автокран, автобензовоз. А знаете ли вы такие слова? Урок 2 Соберите картинку. Что на ней изображено? Запишите.
Урок 3 Решите кроссворд. Подчеркните в словах буквы, написание которых следует запомнить.
6. Предлог, употребляемый в значении «кругом», «вокруг», «вблизи», «возле». 7. Слово из французского языка, где оно означает «дорожные вещи», и образовалось от слова БАГ («пакет»). 8. Название месяца, который заканчивает учебный год. 9. Время самых лучших каникул.
Космонавт Урок 1 О ком эта загадка? Ракету в звездную высь направляет, Землю сверху он изучает. (Космонавт) Урок 2 Составьте словосочетания.
Запишите слова, которые связаны с темой «космос». Урок 3 Сочините небольшой рассказ на тему: «Я хочу быть космонавтом». Проиллюстрируйте его. Запишите советы тем, кто готовится стать космонавтом. (см. приложение №2).
Экскурсия Урок 1 Наборщик перепутал предложения. Помогите ему собрать текст. Прочитайте и озаглавьте его. Подчеркните орфограмму в выделенном слове, запомните его написание.
Урок 2 Составьте и запишите словосочетания со словом «экскурсия». Расскажите, на какой экскурсии вы побывали. Урок 3 Напишите небольшой рассказ на тему: «Экскурсия, которая запомнилась мне больше всего» или «Экскурсия, на которой мне хотелось бы побывать».
Электричество Урок 1 Отгадайте загадку. Отгадку запишите , подчеркните орфограмму. Кто по проводам В дом приходит к нам? По ночам темно, Освещает дом оно. (Электричество) Урок 2 Запишите все слова с корнем ЭЛЕКТР - из текста об истории слова элетростанция. Электростанция - это сложное слово, которое образовалось путем соединения слова станция и части электро-, что значит «электрический». Электростанция – знчит электрическая станция. В русском языке есть много слов, первой частью которых является часть электро-: электродвигатель, электродойка, электросварка. Знаете ли вы такие слова? Урок 3 Отгадайте слова по их значению. Запишите однокоренные слова в строчку, и дополните в каждый ряд по одному слову. Выделите корень в однокоренных словах. 1. Машина для передвижения железнодорожных поездов, работающая от электросети. 2. Предприятие по выработке электрической энергии. 3. Скульптурное или архитектурное сооружение в память о ком- или о чем-нибудь. 4. Сохранившийся в памяти, незабываемый. Лото В его комплект входят несколько больших листов, разделенных на 4 квадрата, , в каждом из которых крупным шрифтом написаны слова с непроверяемым написанием (желательно, чтобы непроверяемое написание в слове было каким-либо образом выделено). На маленьких карточках, совпадающих по размерам с квадратом большого листа, записываются загадки, вопросы и другие задания, соответствующие словам-отгадкам, занесенным в квадраты. Количество маленьких карточек должно соответствовать общему количеству квадратов на больших листах. Правила игры аналогичны другим играм подобного рода. Лото можно использовать на разных этапах изучения слов с непроверяемыми написаниями. Мы применили его на этапе закрепления, с целью более прочного усвоения правописания слов с непроверяемыми гласными в корне. (см. приложение №3).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |