Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Признаки мер административного принуждения



2019-07-04 250 Обсуждений (0)
Признаки мер административного принуждения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Стоит также заметить, что не все принудительные меры, установленные нормами административного права, могут считаться мерами административного принуждения. Административное законодательство также закрепляет дисциплинарно-правовые и общественно-правовые меры принуждения[13].

В качестве признаков мер административного принуждения могут быть названы:

1. Меры административного принуждения в своей совокупности представляют собой форму, внешнее выражение административного принуждения как метода государственного управления, и в то же время каждая мера в отдельности является способом воздействия, который властвующий субъект избирает для реализации целей административного принуждения при возникновении обстоятельств, предусмотренных нормой права. Применение административного принуждения каждый раз выражается в применении конкретной меры, выбранной из всего многообразия мер административного принуждения.

2. Цель применения мер административного принуждения. Применение мер административного принуждения всегда обусловлено наличием у властвующего субъекта цели обеспечения правопорядка и общественной безопасности, надлежащего исполнения физическими лицами и коллективными образованиями их обязанностей, закрепленных правовыми нормами. В зависимости от видовой принадлежности меры административного принуждения могут иметь основной целью предупреждение правонарушений, прекращение противоправных действий, обеспечение надлежащего осуществления административного процесса, наказание правонарушителя в административном порядке.

3. Правовые основы применения. Виды мер административного принуждения, основания и порядок их применения регулируются в основном административно-правовыми нормами. Притом нормы, регламентирующие административно-принудительные меры, могут содержаться в нормативных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в законах и подзаконных актах. Также нормы, закрепляющие отдельные меры административного принуждения, содержатся, например, в части первой Налогового кодекса РФ, в Таможенном кодексе РФ, в Гражданском кодексе РФ, что, конечно, не способствует упрощению и повышению эффективности деятельности правоприменителей. В связи с этим в юридической литературе неоднократно ставился вопрос о необходимости кодификации законодательства, регулирующего административное принуждение[14].

4. Основания применения. Меры административного принуждения служат средством реагирования уполномоченного субъекта на совершенное правонарушение и, в то же время, они могут применяться в случаях необходимости обеспечения общественной безопасности, то есть к лицам, не совершавшим правонарушения.

5. Субъект, уполномоченный применять. В литературе не раз указывалось на "множественность" органов и должностных лиц, уполномоченных применять меры административного принуждения[15], к которым относятся органы управления и действующие от имени органов, организаций и учреждений должностные лица. Между тем применять меры административного принуждения вправе не все органы (должностные лица) исполнительной власти, а лишь уполномоченные на то законом. Такие меры административного принуждения, как административные наказания, применяют также судьи районных судов, судьи арбитражных судов и мировые судьи. Однако в соответствии с правовой природой мер административного принуждения основной формой их реализации остается все же непосредственное применение уполномоченными органами исполнительной власти и должностными лицами. Суды же обладают лишь правом наложения наиболее строгих административных наказаний за совершение административных правонарушений.

6. Относительная простота процессуального оформления большинства административно-принудительных мер (по сравнению с уголовно-процессуальным принуждением). При этом суть мер административного принуждения не сводится к внесудебному (административному) порядку их применения, "скорее, наоборот, природа административных мер предопределила их применение в административном порядке"[16].

7. Объект принудительного воздействия. Меры административного принуждения применяются к физическим лицам и коллективным образованиям в рамках внеслужебного подчинения, что отличает их от мер дисциплинарного принуждения.


Заключение

 

Административное принуждение является функцией правоохранительных, как правило, органов, входящих в общую систему органов исполнительной власти. Например, это все органы, наделенные административно-надзорной компетенцией, органы внутренних дел и т.п.

Административное принуждение, используемое в необходимых случаях, является проявлением административной власти, под которой предлагается понимать средства, используемые в процессе реализации исполнительной власти, т.е. фактически юридически властные полномочия субъектов государственно-управленческой деятельности. Однако надо учитывать при этом ранее отмеченные ограничения (не все субъекты, не все нормы и т.п.). Поэтому объем односторонних юридически властных полномочий таких субъектов, разумеется, шире, чем объем их же полномочий по применению мер административного принуждения.

Мера административного принуждения - установленный нормами административного и административно-процессуального права способ (средство) целенаправленного воздействия уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти и суда на физических и юридических лиц в рамках внеслужебного подчинения, применяемый с целью предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения надлежащего осуществления административного процесса, наказания правонарушителей, а также при возникновении иных обстоятельств, угрожающих безопасности личности и общественной безопасности.

Арсенал такого рода принудительных мер достаточно широк. При этом они используются не только в целях обеспечения исполнения норм, устанавливаемых административным правом. Они являются средством охраны норм многих других отраслей права (например, финансового, трудового и т.п.).


Список литературы

 

1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. М., 2004.

2. Андреевский И.Е. Полицейское право: 2-е изд. Т.1. Санкт-Петербург, 1874.

3. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма, 2005.

4. Белявский Н.Н. Полицейское право (Административное право).3-е изд. Петроград, 1915.

5. Гессен В.М. Популярные лекции для самообразования. Административное право. Санкт-Петербург, 1903

6. Гессен В.М. Лекции по полицейскому праву. Санкт-Петербург, 1907-1908.

7. Елистратов А.И. Основные начала административного права.М., 1917

8. Ивановский В.В. Учебник административного права. Казань, 1908.

9. Каплунов А.И. О понятии административного принуждения как отраслевого вида государственного принуждения // Правоведение. 2004. № 3. С.118.

10. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): дис. докт. юрид. наук. М., 2005.

11. Клюшниченко А.П. Меры административного принуждения, применяемые милицией. (Особенности. Классификация. Системовыражение.) Киев: Киевская ВШ МВД СССР, 1979

12. Князьков А.С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции как мера административно-правового пресечения: дис. канд. юрид. наук. Томск, 1998. С.27.

13. Кононов П.И. Законодательство об административном принуждении: проблемы кодификации // Журнал российского права. 1998. № 8

14. Коркин А.В. Институт административно-правового принуждения: меры, применяемые сотрудниками милиции: дис. канд. юрид. наук. Челябинск. 2004.

15. Леженин А.В. Административно-предупредительные меры правового принуждения: дис. канд. юрид. наук. Воронеж, 2004

16. Макарейко Н.В, Никифоров М.В, Скляров И.А. Административное принуждение в России. Н. Новгород, 2002.

17. Тарасов И.Т. Очерк науки полицейского права. М.: Печатня С.П. Яковлева, 1897.

 


[1] Макарейко Н.В, Никифоров М.В, Скляров И.А. Административное принуждение в России. Н. Новгород, 2002, С. 55

[2] Леженин А.В. Административно-предупредительные меры правового принуждения: дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2004, С. 66

[3] Леженин А.В. Административно-предупредительные меры правового принуждения: дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2004, С. 69

[4] Каплунов А.И. О понятии административного принуждения как отраслевого вида госу­дарственного принуждения // Правоведение. 2004. № 3. С. 118.

[5]         Князьков А.С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции как мера административно-правового пресечения: дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 1998. С. 27.

[6]         Коркин А.В. Институт административно-правового принуждения: меры, применяемые сотрудниками милиции: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск. 2004.

[7]         См. напр.: Андреевский И.Е. Полицейское право: 2-е изд. Т. 1. Санкт-Петербург, 1874. С. 17—19; Ивановский В.В. Учебник административного права. Казань, 1908. С. 146; Белявский Н.Н. Поли­цейское право (Административное право). 3-е изд. Петроград, 1915. С. 36; Гессен В.М. Популярные лекции для самообразования. Административное право. Санкт-Петербург, 1903. С. 28—32.

[8]         Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., 1917. С. 167.

[9]         Тарасов И.Т. Очерк науки полицейского права. М.: Печатня С.П. Яковлева, 1897. С. 67—68; Ивановский В.В. Указ. соч. С. 143—152; Гессен В.М. Лекции по полицейскому праву. Санкт-Петербург, 1907-1908. С. 64.

[10]        Леженин А.В. Административно-предупредительные меры правового принуждения: дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2004. С. 45.

[11]        Коркин А.В. Указ. соч. С. 49.

[12]        Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): дис. ... докт. юрид. наук. М., 2005. С. 35.

[13]        Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма, 2005. С. 494.

[14] См. напр.: Кононов П.И. Законодательство об административном принуждении: проблемы кодификации // Журнал российского права. 1998. № 8 С. 31; Макарейко Н.В, Никифоров М.В, Скляров И.А. Административное принуждение в России. Н. Новгород, 2002. С. 22.

[15]        КлюшниченкоА.П. Меры административного принуждения, применяемые милицией. (Осо­бенности. Классификация. Системовыражение.) Киев: Киевская ВШ МВД СССР, 1979. С. 14.

[16]        Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. М., 2004. С. 319.



2019-07-04 250 Обсуждений (0)
Признаки мер административного принуждения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Признаки мер административного принуждения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)