Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАЛОГ, ВЛАСТЬ И РОСКОШЬ.



2019-07-04 208 Обсуждений (0)
НАЛОГ, ВЛАСТЬ И РОСКОШЬ. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 Однако же не будем преувеличивать и делать из Византии нечто вроде раннекапиталистического оазиса в дремучей чаще глухого Средневековья. Нормальное развитие частной экономической инициативы (если, конечно, вести речь не о десятилетиях, а о веках) невозможно в обществе, где власти и высшие чиновники ощущают себя не простыми наемными менеджерами, а богоизбранными правителями. В Византии же было именно так.

Несмотря на принятие христианства, в сознании ромеев настолько укоренились отголоски языческого восприятия мира, что статуи императоров для них были чем-то вроде идолов. Известно, например, что в правление Льва к пьедесталу одного из его изваяний люди возлагали свои прошения.

И, что самое интересное, император забирал эти послания, а ответы оставлял на том же месте. Невольно напрашивается аналогия с современностью. От советской эпохи, а может, и от более ранней, мы унаследовали отношение к власти как к чему-то сверхчеловеческому. А ведь полноценная демократия возможна только тогда, когда к правительству относятся, как к подотчетным служащим, кормящимся за счет налогоплательщиков и обладающим главным образом обязанностями, а уже затем — правами.

Византийские купцы, задавленные фиском, оказались не в состоянии конкурировать с иностранцами у себя же на родине.

Приравнивавшие себя к богам правители Византийской Империи тяготели к непомерной роскоши. Возведение грандиозных храмов, дворцов и других сооружений, стоимость которых была непропорциональна национальному валовому продукту, служило вполне определенной цели — приравниванию личности конкретного императора к богам. Где брались средства? Повышались старые и вводились новые налоги. В 532 г. при подавлении народного восстания, вызванного непомерным фискальным бременем, погибли десятки тысяч людей. В 537-м же была освящена Айя-София (Святая София). Характерная деталь: храм был воздвигнут на месте старой церкви, сгоревшей во время уличных боев и сопровождавших их поджогов. Великолепие Айя-Софии поражает до сих пор. Даже турецкие архитекторы не удержались от подражания ее формам и воздвигли напротив Айя-Софии мечеть.

Как уже говорилось, прямые исторические аналогии не всегда корректны. В частности, народных восстаний, вызванных, как в Византии, непомерными налогами, в Украине, слава Богу, не было. Однако же и массовая постройка в Отечестве новых роскошных чиновничьих “храмов” для всяческих министерств, администраций и ветвей власти, осуществляемая на деньги налогоплательщиков в то самое время, когда большая часть этих самых налогоплательщиков живет на грани бедности, выглядит, мягко говоря, очень уж “по-византийски”.

 

СТРАТИОТЫ — ВИЗАНТИЙСКИЕ КАЗАКИ.

 

В VII столетии после ряда неудачных войн и нашествия арабов-мусульман Византия лишилась около двух третей своих территорий. Только ценой отчаянных усилий удалось отбросить завоевателей от стен столицы — Константинополя. В экономической сфере всеобщий упадок больнее всего ударил по крупным землевладениям. Вновь возросла роль средних крестьянских общин. В сочетании с необходимостью повышения обороноспособности это привело к образованию особой формы административной организации — фем, или военно-хозяйственных округов. Очень, кстати, похожих на известные нам казачьи поселения. Жители этих округов, как и казаки, были наделены самоуправлением в лице выборных должностных лиц. У казаков это были атаманы, у ромеев — стратиги. Крестьянам, которые отныне получили статус стратиотов, как и казакам, передавались в наследственное владение сельхозугодья. Они освобождались от уплаты всех налогов, кроме поземельного, и составляли основу вооруженных сил государства как профессиональные военные. Вспомним 1918 г. Какая еще сила проявила такую преданность российской державе, как казачество? А ведь было уже сказано: пальма первенства в организации такого типа отношений человека и государства принадлежит отнюдь не России.

Фемы способствовали сохранению независимости Византии в самые напряженные годы ее существования. В период, когда они занимали ведущие позиции в хозяйственной жизни, страна добилась огромных успехов в торговле. Салоники и Эфес, Трапезунд и Херсонес превратились в самые оживленные рынки мира. Коринф, Фивы и Константинополь стали центрами производства шелка. Византийцам первым в Европе удалось повторить китайскую технологию шелководства, которая столетиями хранилась в строжайшей тайне. Активная торговля велась с восточными славянами, создавшими в IX веке собственное государство. По великим рекам славяне спускались в Византию и находили здесь рынки сбыта для своих товаров, главным образом, мехов, воска и меда. Ведущая роль Византии в международной торговле обусловила получение ею сверхдоходов от портового обслуживания.

 

5. ЗАКАТ ЭКОНОМИКИ ВИЗАНТИИ-I:



2019-07-04 208 Обсуждений (0)
НАЛОГ, ВЛАСТЬ И РОСКОШЬ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАЛОГ, ВЛАСТЬ И РОСКОШЬ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)