Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России



2019-07-03 1730 Обсуждений (0)
Географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России 0.00 из 5.00 0 оценок




Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Кемеровский областной медицинский колледж»

 

 

Методическая разработка комбинированного теоретического занятия

Дисциплин «География» и «История»

Раздел 2. Региональная характеристика мира

 

 

 Для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Занятие № 32

Тема 32 «Географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России»

 

 

Составлен преподавателями:

Федосовым Антоном Станиславовичем,

Златкус Еленой Вячеславовной 

 

 

2019г.

Обучающая цель:

  1. формирование базовых знаний обособенностях современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
  2. закрепление знаний об историческом развитии Российского государства.

Развивающая цель:

1. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

2. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

Воспитательная цель:

1. Достичь понимания сущности и социальной значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

2. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

3. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Тип занятия: комбинированное

Вид занятия: лекционное занятие

Междисциплинарные связи: история

Оснащение занятия:

  • технические средства(+): мультимедиа оснащение (компьютер, проэктор)
  • наглядные средства(+): учебные презентации с использованием физической карты мира и политической карты мира
  • раздаточный материал.

Литература:

Основные источники:

1. Баранчиков, Е.В. География. [Текст] : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2017. – 320 с.

 

Дополнительные источники:

2. Артемов, В. В., Лубченков, Ю. Н. История. [Текст] : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. В 2 ч. – 5-е изд., - М. : Издательский центр «Академия», 2018. – 352

Структура занятия

1. Организационный момент

2. Проверка самостоятельной работы студентов/контроль знаний по предыдущей теме

3. Постановка целей и задач занятия

4. Мотивация

5. Изложение нового материала

6. Закрепление нового материала

7. Подведение итогов занятия, выставление отметок

8. Домашнее задание

Ход занятия

 

№ п/п Элементы занятия, учебные вопросы (мин) примерное  Методы и приемы обучения

1.

 

 

Организационный момент

2

 
1.1. Приветствие студентов, проверка отсутствующих Приветственное слово
1.2. Освещение плана занятия  
2. Постановка целей и задач занятия Цель – интеграция географических и исторических знаний знаний в профессию младшей медицинской сестры. 2 Сообщающее слово
3. Проверка самостоятельной работы студентов (по предыдущей теме)/ контроль знаний по предыдущей теме Мексика как ведущая страна Латинской Америки (Приложение 1) 15-20 Устный индивидуальный опрос
4. Мотивация (ключевое предложение)Подготовка в ссузе грамотных специалистов предполагает формирование кругозора мышления через освоение дисциплины география 5 Сообщающее слово
5. Перерыв (физкультминутка) (Приложение 2) 5 Здоровьесбережение
6. Изложение нового материал. Географическое положение России Геополитическое положение России Геоэкономическое положение России (Приложение 3)   15 Изучение нового материала (лекция)
7. Закрепление нового материала Тренировочные задания по теме История развития России Во время выполнения студентами заданий преподаватель контролирует работу студентов, исправляет ошибки, неточности, дает рекомендации, советы (Приложение 4) 40-45 Групповая работа, индивидуальная работа  
8. Подведение итогов занятия Обсуждение результатов по изученной теме. Ответы на затруднения студентов в изучении темы. Проверка и обсуждение выполненных упражнений и индивидуальных заданий. 2 Итоговое слово с элементами беседы
9. Домашнее задание повторение записей конспекта лекции; устная подготовка ответов на контрольные вопросы 2  

 

Приложение 1

Физкультминутка. Профилактика дискинезии рук

Приложение 2

Тест

Латинская Америка

Вариант 1

1. Назовите страну Латинской Америки, для которой важнейшей статьей экспорта является зерно:

1. Куба

2. Никарагуа

3. Венесуэла

4. Аргентина

 

2. Назовите три страны Латинской Америки, входящих в группу ключевых развивающихся стран:

1. Куба, Никарагуа, Ямайка

2. Парагвай, Уругвай, Бразилия

3. Аргентина, Бразилия, Мексика

4. Колумбия, Мексика, Аргентина

 

 

3. Какая из стран Латинской Америки является самой большой по площади и численности населения?

1. Бразилия

2. Аргентина

3. Перу

4. Уругвай

 

4. Все государства Латинской Америки характеризуются:

1. наличием выходом к морю

2. низким уровнем рождаемости и смертности

3. богатством почвенно-климатических ресурсов

4. значительной долей сельского хозяйства в структуре экономики

 

5. Государственным языком в Аргентине является:

1. португальский

2. испанский

3. аргентинский

4. английский

 

6. Установите соответствие между страной Латинской Америки и ее столицей. Запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пропусков и знаков препинания.

Страна Столица

1) Перу А. Гавана

2) Аргентина Б. Лима

3) Куба В. Монтевидео

Г. Буэнос-Айрес

 

7. Выращивание каких трех сельскохозяйственных культур является отраслью международной специализации Бразилии? Запишите получившуюся последовательность букв запишите в бланк ответов в алфавитном порядке без знаков препинания.

А) кофе

Б) чай

В) сахарная свекла

Г) сахарный тростник

Д) бананы

Е) кукуруза

 

8. Установите соответствие между названием языка и страной Латинской Америки, в которой он является государственным. Запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пропусков и знаков препинания.

Язык Страна

1) португальский А. Гайана

2) английский Б. Мексика

3) испанский В. Бразилия

 

9. Выберите три правильных ответа. Запишите получившуюся последовательность цифр в бланк ответов без пропусков и знаков препинания.

1) самым большим и многонаселенным государством Латинской Америки является Бразилия

2) Боливия и Парагвай не имеют выхода к морю

3) Латинская Америка занимает первое место в мире по топливным и почвенным ресурсам

4) в Латинской Америке нет монархий

 

10. Выберите из предложенного списка три страны Латинской Америки, являющимися федерациями по типу административно-территориального устройства. Запишите получившуюся последовательность букв запишите в бланк ответов в алфавитном порядке без знаков препинания.

А) Бразилия

Б) Боливия

В) Аргентина

Г) Мексика

 

Вариант 2

1. Для обрабатывающей промышленности Латинской Америки характерно:

1. размещение на атлантическом побережье

2. равномерное размещение

3. размещение вокруг столичных городов

4. размещение как вокруг столичных, так и вокруг портовых городов

 

2. Бразилия характеризуется:

1. небольшим объемом производства

2. высоким естественным приростом

3. низким уровнем урбанизации

4. хорошо развитой транспортной структурой

3. В экспорте стран Латинской Америки преобладает:

1. сырье, топливо и продукция сельского хозяйства

2. продукция сельского хозяйства и машиностроение

3. сырье и топливо

4. лес и топливо

 

4. Латинская Америка занимает первое место среди регионов мира по обеспеченности ресурсами…

1. климатическими

2. земельными

3. водными

4. почвенными

 

5. Большинство верующих в Латинской Америке исповедуют:

1. ислам

2. православие

3. католицизм

4. конфуцианство

 

6. Подберите пару: страна – полезные ископаемые, которыми она богата. Запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пропусков и знаков препинания.

Страна Полезные ископаемые

1) Венесуэла А) медные руды

2) Мексика Б) изумруды

3) Чили В) железная руда

4) Колумбия Г) нефть

 

7. Определите общую черту государств Латинской Америки – Бразилии, Колумбии и Коста-Рики?Запишите получившуюся последовательность цифр в бланк ответов без пропусков и знаков препинания.

1) имеют выход к Тихому океану

2) столицы всех государств – города-миллионеры

3) официальный язык – испанский

4) являются крупными производителями и экспортерами кофе

 

8. Какие три из перечисленных объектов Всемирного культурного и природного наследия расположены в Латинской Америке?Запишите получившуюся последовательность цифр в бланк ответов без пропусков и знаков препинания.

1) национальный парк «Игуасу»

2) крепость Альгамбра

3) исторический центр Лимы

4) Стоунхендж

5) Древний город Чичен-Ица

 

9. Определите страну Латинской Америки, о которой идет речь в приведенном ниже описании: «Это крупнейшее государство, расположенное в центральной и восточной частях материка Южная Америка. Страна обладает богатейшей природно-ресурсной базой. По численности населения входит в первую десятку стран мира; характеризуется очень пестрым национальным составом. Важнейшими отраслями хозяйства является машиностроение, черная металлургия и нефтехимия. Отличительная черта сельского хозяйства – крупное землевладение».

 

10. Назовите три государства, с которыми Мексика имеет сухопутную границу. Запишите получившуюся последовательность цифр в бланк ответов без пропусков и знаков препинания.

1) Никарагуа

2) Белиз

3) Гватемала

4) США

5) Панама

 

Критерии оценивания:

Максимальный балл:

21 балл – 1 вариант

17 баллов – 2 вариант

«5» - 19-20 (1в);15-17 (2в)

«4» - 14-18 (1в); 9-14 (2в)

«3» - 9-13 (1в); 5-8 (2в)

«2» 8 и менее (1в); 4 и менее (2в).

Приложение 3

Географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России

 

Геополитическое положение России взаимосвязано с экономико-географическим положением (ЭГП).

Россия занимает площадь 17,1 млн км2. По численности населения Российская Федерация находится на седьмом месте в мире, по результатам переписи населения 2005 г. численность населения составляет примерно 145 млн человек.

Крайняя северная точка страны - мыс Флигели на острове Рудольфа в составе архипелага Земли Франца-Иосифа, а на материке - мыс Челюскин; крайняя южная - на границе с Азербайджаном; крайняя западная - на границе с Польшей у Гданьского залива на территории анклава, образованного Калининградской областью Российской Федерацией; крайняя восточная - остров Ратманова в Беринговом проливе. Большая часть территории России расположена между 50-й параллелью и Северным полярным кругом, т.е. находится в средних и высоких широтах. Максимальное расстояние между западными (не считая Калининградскую область) и восточными рубежами - 9 тыс. км, между северными и южными - 4 тыс. км. В пределах России находится 11 часовых поясов. Протяженность границ составляет 58,6 тыс. км, в том числе сухопутных - 14,3 тыс. км, морских - 44,3 тыс. км.

Россия выполняет функции постоянного члена Совета Безопасности ООН, входит в важнейшие международные организации, в том числе Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Она подписала соглашение с НАТО «Партнерство ради мира», участвует в совещаниях «Большой семерки» (США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Канада).

Геополитическое положение страны - это ее место на политической карте мира и отношение к различным государствам.

Россия в своей геополитике ориентируется на многие группы государств:

1) страны СНГ и другие новые независимые государства;

2) страны Западной и Южной Европы;

3) страны Восточной Европы;

4) страны бассейнов Балтийского и Черного морей;

5) страны Азиатско-Тихоокеанского региона;

6) особая роль принадлежит развитию многосторонних связей России с США.

Геополитическое положение России в современных условиях определяется многими факторами разного уровня - от глобальных до региональных. Существенное влияние на экономическое и социальное развитие страны оказывают следующие обстоятельства:

1) образование в результате распада СССР по всему периметру сухопутных границ России суверенных государств;

2) возникновение по отношению к России ближнего и дальнего зарубежья;

3) «прозрачность» границ с ближним зарубежьем (кроме Украины);

4) ликвидация военного присутствия России в Германии, странах Восточной Европы (включая страны Балтии).

В целом геополитическое положение России решительным образом улучшилось благодаря окончанию «холодной войны», ликвидации военного противостояния с США и другими странами НАТО. Россия перестала быть страной, имеющей войска за рубежом, во всяком случае, за границей бывшего СССР. Положительное влияние на геополитическую ситуацию оказывает и активизация интеграционных процессов вхождения России в мировое хозяйство.

Как евразийская страна Россия имеет широкие возможности экономического и политического сотрудничества с зарубежными странами различной геополитической ориентации. Через ее территорию проходят коммуникации мирового значения, обеспечивающие транспортные связи между западом и востоком, севером и югом.

 

 

Приложение 4

Игровые занятия – это комплекс активных методов обучения, необходимые для совершенствования учебного процесса. Они используются для эффективного освоения навыками профессиональной деятельности будущих специалистов. В процессе игр студент значительно пополняет свои практические навыки, у него развивается самостоятельное мышление, проявляются и формируются организаторские способности. Игра способствует формированию общих и профессиональных компетенций (поиск и использование информации).

 



2019-07-03 1730 Обсуждений (0)
Географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1730)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)