Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИЦИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА



2019-07-04 628 Обсуждений (0)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИЦИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




В практике прошлых лет привлечение населения (общественности) к участию в охране общественного порядка и борьбе с преступностью занимало одно из важных направлений правоохранительной деятельности. Однако в последнее десятилетие XX века эти позиции были утрачены. Игнорирование роли граждан и общественных объединений в поддержании правопорядка привело к деформации общественно-правового сознания, способствовало снижению гражданской активности населения, более ориентированного ранее на готовность оказывать содействие в борьбе с преступностью и иными негативными проявлениями в обществе[6].

Вместе с тем под воздействием современных реалий, отражающих криминогенную обстановку в стране и результативность правоохранительной деятельности, в общественном сознании в последние годы формируется убеждение в том, что без широкой поддержки общественности и институтов гражданского общества правоохранительные органы не смогут обеспечить состояние правопорядка на социально одобряемом уровне. Подобная поддержка может иметь и имеет различные формы проявления, среди которых наиболее действенной является взаимодействие институтов гражданского общества и населения с правоохранительными органами через непосредственное участие граждан, общественных организаций и других негосударственных структур в охране правопорядка.

Государство также в высокой степени заинтересовано в подобном взаимодействии, которое происходит в процессе нормативного закрепления его особенностей в статусе различной направленности общественных объединений, в многообразии форм их деятельности, обусловленных целями этих объединений.

Сегодня в России происходит активизация процесса участия общественности в обеспечении правопорядка, появляются новые формы такого участия, но этот процесс тормозится из-за различных к нему подходов, обусловленных отсутствием федерального законодательства, и наличием активного нормотворчества на региональном и местном уровнях.

Другими причинами, препятствующими повсеместному распространению данного вида взаимодействия, являются: низкий уровень доверия населения к правоохранительным органам в целом; невысокий уровень правовой культуры граждан; недостаточная осознанность различными категориями общественности и сотрудниками органов охраны правопорядка необходимости такого сотрудничества, в результате наблюдается пассивность граждан в деле обеспечения общественного правопорядка; отсутствие должного финансирования со стороны государства в деле обеспечения привлечения к сотрудничеству с органами полиции институтов гражданского общества[7].

Необходимо отметить, что с начала 1990-х гг. в нашей стране делались неоднократные попытки активизировать участие граждан и общественных объединений в обеспечении правопорядка – в 1991, 1999 и 2002 годах, а также в 2008 году путем разработки проекта Федерального закона «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка». Однако на сегодняшний день указанный проект так и не был принят.

И поэтому мы рассмотрим состояние текущего российского законодательства в области осуществления взаимодействия между органами правопорядка и институтами гражданского общества в рамках обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью.

Это, на наш взгляд, важно в связи с началом формирования в структуре правовой системы государства нового правоохранительного института – полиции, принципы организации деятельности которого предполагают конструктивный диалог и тесное взаимодействие с гражданским обществом[8].

Права граждан и общественных объединений страны на участие в обеспечении правопорядка устанавливаются в первую очередь конституционными нормами, что определено п. 1 ст. 30, ст. 32 и п. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации.

В настоящее время возможность привлечения общественности к обеспечению правопорядка закреплена в ряде федеральных законов. К ним можно отнести следующие: ФЗ «О полиции»; ФЗ «О безопасности»; Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; ФЗ «О государственной службе российского казачества»; ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; ФЗ «О противодействии терроризму».

Кроме того, имеется ряд подзаконных и ведомственных нормативных актов, среди которых по хронологическому порядку: Приказ МВД РФ от 20.11.1992 г. № 420 «Об утверждении Временной инструкции по организации работы внештатных сотрудников милиции»; Указ Президента РФ от 18.09.1993 г. № 1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 339 «О порядке привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 16.04.1996 г. № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе»; Указ Президента РФ от 16.04.1996 г. № 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательство по несению государственной и иной службы»; Приказ МВД РФ от 16.09.2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции (вместе с «Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции»); Указ Президента Российской Федерации от 25.02.2003 г. № 249 «О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества» 6; Приказ МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»); Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.09.2008 г. № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью»; Приказ МВД РФ от 01.01.2009 г. № 1 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009–2014 годы»[9].

Однако эти правовые акты определяют лишь определенную часть комплекса отношений, связанных с привлечением граждан и их объединений к участию в охране правопорядка.

Ввиду отсутствия должной нормативной базы федерального уровня в субъектах Российской Федерации принято значительное число нормативных правовых актов, специально регулирующих деятельность граждан, участвующих в обеспечении правопорядка. Согласно им, например, современные народные дружинники фактически наделяются определенными властными полномочиями (проверять документы при наличии законных оснований, участвовать в регулировании дорожного движения и др.). А это, прежде всего, противоречит декларированному статусу членов общественных объединений и Федеральному закону «Об общественных объединениях». Действующее законодательство об объединениях (общественных или некоммерческих) не содержит в себе ни одной организационно-правовой формы, в рамках которой объединение правоохранительной направленности могло бы выполнять задачи, реализация которых связана с наличием отдельных государственно-властных полномочий и применением мер принуждения. Принятие специального федерального закона устранило бы данное противоречие, а также определило бы порядок взаимодействия полиции с общественностью и объединениями граждан правоохранительной направленности. Сегодня же любое представительство государства, а именно органов государства, отвечающих за охрану общественного порядка, в общественном объединении, пусть даже и созданном для охраны общественного порядка, исключается полностью[10].

Все вышесказанное еще раз указывает на то, что, к сожалению, в развивающемся законодательстве России институт привлечения населения к участию в борьбе с преступностью не находит должного законодательного отражения. Специалисты справедливо подчеркивают, что «государство, если бы даже оно было более стабильным и богатым, не в состоянии обеспечить действенный социальный контроль без опоры на общественность».

Осуществить все вышеизложенное достаточно сложно. Для этого необходимо принять, наряду с Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка», другие нормативные акты, которые конкретизировали бы положения этого закона, вносили изменения в действующие нормативно-правовые акты как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов.

В настоящее время (до принятия федерального закона по указанному вопросу) регулирующую функцию выполняют правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ибо, как уже отмечалось, практика участия общественности в охране правопорядка имеет тенденцию к развитию.

Наиболее активно работа по расширению участия населения в правоохранительной деятельности ведется в г. Москва, республиках Башкортостан и Чувашия, Краснодарском крае, Московской, Нижегородской, Орловской и Тамбовской областях, а также в ряде других регионов.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом проведя исследование на тему «Организация и совершенствование работы полиции по охране общественного порядка» следует сделать следующие выводы.

1. Только при условии реализации целей, указанных в данном исследовании, отвечая приоритетным направлениям современного реформирования российской государственности, подразделения вневедомственной охраны полиции займут достойное место в системе обеспечения национальной безопасности, а эффективность решаемых ими задач в сфере ее обеспечения существенно возрастет.

2. Что же касается взаимодействия полиции с институтами гражданского общества, то следует заметить, что возрождение общественных организаций правоохранительной направленности происходит благодаря осознанию граждан Российской Федерации того, что совместная с органами полиции практика обеспечения общественной безопасности – это один из основных атрибутов современного гражданского общества.

3. Новый Федеральный закон «О полиции» определяет перспективы развития взаимодействия полицейских структур с гражданским обществом. Но для реализации этих перспектив требуются не только правовые условия, о чем говорилось, но и социальные предпосылки. К таким предпосылкам следует отнести авторитет полиции, эффективность ее работы; правовая культура; общественное мнение; готовность граждан к подобному взаимодействию; стремление самой полиции к привлечению общественности; расширяющаяся практика общественной правоохранительной деятельности и ее результаты; стимулирование государством этой деятельности и т. п.

Формирование этих предпосылок требует времени и активности как со стороны полиции, так и со стороны общественности.


 



2019-07-04 628 Обсуждений (0)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИЦИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИЦИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (628)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)