Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы законодательства о незаконном обороте наркотиков и психотропных веществ в России



2019-07-03 299 Обсуждений (0)
Основы законодательства о незаконном обороте наркотиков и психотропных веществ в России 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

АСТРАХАНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра – уголовно – правовых дисциплин

 

 

Учебная дисциплина – Уголовное право (Общая часть)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Ответственность за преступления связанные с незаконным оборотом наркотических средств  и психотропных веществ

Выполнила:

Студентка 2СПО группы Очного отделения Астраханский филиал ФГБОУ ВО «СГЮА» Дусбаева А.К. Научный руководитель: к.ю.н., доцент Петрашова О.И.
    Астрахань 2019

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, СВЯЗАННЫЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ.. 5

1.1. Основы законодательства о незаконном обороте наркотиков и психотропных веществ в России. 5

1.2. Основы законодательства о незаконном обороте наркотиков и психотропных веществ зарубежных странах. 12

ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ.. 20

2.1. Юридический анализ состава поступления, предусмотренные ст. 228 УК РФ 20

2.2. Юридический анализ состава поступления, предусмотренные ст. 230 УК РФ 28

2.3. Юридический анализ состава поступления, предусмотренные ст. 232 УК РФ 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .. 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ .. 36

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, являются одной из наиболее опасных категорий уголовно-наказуемых деяний, причиняющих значительный вред обществу и государству в целом. Нелегальное распространение и употребление наркотикосодержащих веществ и препаратов деградирует личность наркомана, постоянно толкает его к совершению различных преступлений, значительно уменьшает интеллектуальный потенциал общества, путем мутации изменяет его генофонд.

В связи с этим назрела необходимость в уголовно-правовом анализе законодательства, следственно-судебной практики, связанной с исследуемой проблематикой, разработке научно обоснованных предложений и рекомендаций по квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, и совершенствованию уголовного законодательства в данной сфере. Несмотря на огромное количество публикаций по исследуемой теме, проблематика, связанная с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, остается по-прежнему актуальной в связи с необходимостью разработки и совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с данным явлением.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблема ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ обоснованно привлекала внимание многих правоведов, среди которых следует выделить таких ученых, как Ю.М. Антонян, Ю.Н. Аргунова, Э.А. Бабаян, Т.А. Боголюбова, Э.Г. Гасанов, И.М. Гальперин, Я.И. Гилинский, А.Я. Гришко, А.И. Гуров, А.И. Долгова, В.Н. Дранников, В.А. Жабский, Н.И. Загородников, , Б.Ф. Калачев, И.И. Карпец, К.А. Карпович, B.C. Комиссаров, А.Н. Кравченко, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, К.Ш. Курманов, П.С. Матышевский, Г.М. Миньковский, Н.А. Мирошниченко, А.В. Наумов, В.П. Ревин, Л.И. Романова, С.В. Роганов, П.Н. Сбирунов, М.Д. Тищенко, Ю.М. Ткачевский, и др.

Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, возникающих в связи с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

Предметом исследования является существующее законодательство Российской Федерации в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ.

Целью исследования является характеристика института отнесенности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ.

Задачи исследования:

Основы законодательства РФ и зарубежья в области оборота наркотиков и психотропных веществ;

- рассмотреть юридический анализ состава поступления, предусмотренные ст. 228 УК РФ;

- охарактеризовать юридический анализ состава поступления, предусмотренные ст. 230 УК РФ;

- определить особенности состава поступления, предусмотренные ст. 232 УК РФ.

Методологической основой исследования является материалистическая теория познания. При проведении исследования применялись следующие методы: историко-правовой, статистический, системно-сопоставительный, системно-структурный, сравнительного анализа, формально-логический, изучение уголовных дел, метод экспертных оценок.

Структура работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, СВЯЗАННЫЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Основы законодательства о незаконном обороте наркотиков и психотропных веществ в России

Система источников права, регламентирующих регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ, включает в себя Конституцию РФ и федеральные конституционные законы, международно-правовые акты различных уровней, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, решения Конституционного и Верховного судов РФ.

Конституция РФ[1] является базовым источником правового регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить нормам Конституции РФ. Так, согласно пункту «м» ст. 71 Конституции РФ, производство наркотических средств и порядок их использования находятся в ведении РФ.

Согласно Конституции, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В Конституции закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ (ст. 76, 90, 104, 105).

Из числа федеральных конституционных законов, принятых в РФ и регулирующих отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, выделим Федеральные конституционные законы «О Правительстве Российской Федерации»[2], «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[3].

Основной особенностью правовых норм, содержащихся в данной группе источников права, является то, что они содержат предписания преимущественно общего характера, которые выступают базовыми для нижестоящих источников права.

Следующую группу источников составляют федеральные законы (ФЗ), нормы которых регулируют отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Они составляют достаточно объемную совокупность нормативно-правовых актов.

Наибольшего внимания заслуживает ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[4] — базовый правовой акт, устанавливающий правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности, а также определяющий структуру законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

В ФЗ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» впервые дается определение правовых понятий, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; установлен порядок отнесения того или иного средства к наркотическому или психотропному; определена государственная политика в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и в области их незаконного оборота, указана правовая основа оборота наркотических средств и психотропных веществ; установлена государственная монополия на основные виды деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; выделены органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.

В целом положения ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определяют содержание оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Однако, несмотря на прогрессивное значение данного нормативно-правового акта для регулирования отношений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, нельзя сказать, что он полностью лишен недостатков. К сожалению, анализируемый закон оставил без внимания сильнодействующие вещества, существенное увеличение употребления которых наблюдается в последнее время.

Далее, согласно части 2 ст. 45 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»: «Руководители юридических лиц, а также должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 41 настоящего Федерального закона, в пределах их компетенции отстраняют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, от выполнения любых видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения».

К ФЗ, регулирующим отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, относятся также Кодекс РФ об административных правонарушениях[5], Уголовный кодекс РФ[6], ФЗ «О полиции»[7] и многие другие.

ФЗ содержат нормы, призванные урегулировать как отдельные общественные отношения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ, так и их группы. Однако совокупность правовых норм, содержащихся в названных нормативно-правовых актах, выступающих в качестве источников права, регламентирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ, не представляется нам достаточной для урегулирования отношений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, налицо отсутствие системного подхода к решению задачи урегулирования отношений в рассматриваемой сфере. Наличие большого числа противоречий и других недостатков свидетельствует о необходимости принятия законодателем адекватных мер по устранению имеющихся недоработок, приводящих зачастую к неоднозначному пониманию правоприменителем правовых норм. Вместе с тем отметим, что основная нагрузка в правовом регулировании оборота наркотических средств и психотропных веществ лежит на административно-правовых нормах, поэтому законодатель в первую очередь должен ориентироваться на качество правовых норм именно этой категории.

Следующая группа нормативно-правовых актов включает в себя указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Положения, содержащиеся в них, в основном определяют направления общей политики государства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, кроме того, они устанавливают полномочия Президента РФ и Правительства РФ в названной сфере и регламентируют решение некоторых системных вопросов в области оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Так, к нормативно-правовым актам Президента РФ относятся: Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации «[8]; Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 644 (ред. от 4 февраля 2013 г.) «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»[9]; Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 449 «О порядке перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов»[10] и др.

Оценивать качество норм, содержащихся в правовых актах данной категории источников, достаточно сложно, связано это в первую очередь с тем, что они издаются в целях эффективной реализации федеральных законов, а так как последние не всегда имеют должное качество, то говорить о достаточности норм указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ не приходится. Во-вторых, административно-правовые нормы, содержащиеся в названной группе правовых актов, не всегда в полном объеме реализуются на различных уровнях исполнительной власти.

Наиболее внушительную часть источников права, регламентирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ, составляют нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти.

Особого внимания заслуживают акты Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, которые играют ключевую роль в организации и осуществлении контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Согласно части 2 ст. 41 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», координация деятельности в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Координация деятельности в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Подтверждением такого рода участия является принятие ими нормативно-правовых актов, нормы которых регламентируют различные направления оборота наркотических средств и психотропных веществ, например Приказа МВД России, Минюста России, Минздрава России, Минэкономики России, ГТК России, ФСБ России и ФПС России от 9 ноября 1999 г. № 40/320/388/472/726/530/585 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения».

Велика роль в регламентации легального оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и федеральных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения.

В заключение необходимо обратить внимание еще на один источник правового регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — Постановление Пленума Верховного суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами;[11], которое разъясняет, что административной ответственности может быть подвергнуто лицо при наличии к тому оснований, если оно незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, размеры которых в отдельности не превышают указанный в списках крупный размер таких средств или веществ. Содеянное совершенное в крупном или особо крупном размере квалифицируется как уголовно наказуемое деяние (ст. 228 УК РФ).

Проведенный анализ состояния правовой регламентации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров позволяет сделать вывод о низком качестве основных параметров правовых норм, регламентирующих такой оборот. Недостатки федеральных законов находят дальнейшее продолжение в ведомственных нормативно-правовых актах. Наличие многочисленных пробелов в законодательстве приводит к неоднозначному восприятию норм правоприменителем, что в свою очередь снижает качество работы основного элемента механизма правового регулирования — нормы права и как следствие не позволяет должным образом урегулировать отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Отсутствие системного подхода к целенаправленному урегулированию этих отношений на федеральном уровне, наличие многочисленных противоречий в центральном нормативно-правовом акте — ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» способствует дегармонизации источников права и на других уровнях регулирования, что влечет несбалансированность системы источников права, регламентирующих отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также их прекурсоров.

 



2019-07-03 299 Обсуждений (0)
Основы законодательства о незаконном обороте наркотиков и психотропных веществ в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основы законодательства о незаконном обороте наркотиков и психотропных веществ в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)