Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РеформыМ.С. Горбачева.



2019-07-03 812 Обсуждений (0)
РеформыМ.С. Горбачева. 0.00 из 5.00 0 оценок




В 1986 г. на XXVII съезде КПСС (25 февраля - 6 марта 1986 г.) в выступлении Горбачева впервые прозвучало о необходимости широкой "демократизации" страны. Тогда же он пустил в оборот еще одно слово, ставшее символом его эпохи - "гласность", то есть открытость принятия решений и свободный доступ граждан к информации.

Часть доклада Горбачева на XXVII съезде партии, посвященная анализу международной обстановки, также показалась слушателям новаторской. Молодой советский руководитель обратил внимание делегатов на "общность", на "взаимозависимость" отдельных составляющих мирового целого, на сложность "глобальных проблем", на их "общечеловеческий" характер, на то, что они "не могут быть решены силами одного государства или группы государств", но требуют сознательного взаимодействия государств и народов "в планетарном масштабе".

Впоследствии такой подход к мировым проблемам стал называться "новым мышлением", которое привело к окончанию "холодной войны", объединению Германии.

В мае 1986 г. была введена госприемка. В отличие от контролеров ОТК (отделов технического контроля предприятий), работники госприемки не зависели от администрации и не были материально заинтересованы в выполнении плана.

Госприемка вводилась первоначально на 1500 важнейших предприятиях. Однако эффект от ее введения оказался значительно ниже ожидаемого. Выполнение планов существенно снизилось, упали заработки. Просуществовала госприемка лишь год-два.

19 ноября 1986 г. был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности. Закон разрешил индивидуальное предпринимательство в сфере производства товаров народного потребления и бытового обслуживания. Был установлен запрет на применение наемного труда. Допускалось лишь выполнение вспомогательных работ по договору. От того, кто решил заняться индивидуальной трудовой деятельностью, требовалась масса справок и разрешений.

В декабре 1986 г. Горбачев вернул из политической ссылки академика Андрея Сахарова и предложил ему участвовать в московских международных антивоенных совещаниях. При Горбачеве начался процесс возвращения советского гражданства лишенным его и высланным диссидентам, была развернута широкая кампания реабилитации жертв политических репрессий.

В 1987 г. Михаил Горбачев провозгласил политику "гласности" - политический термин, обозначающий политику открытости, доступности информации для общественного ознакомления, обсуждения, для контроля деятельности учреждений, организаций и должностных лиц.

1 июля на Конференции без обсуждения была принята резолюция "О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны", в которой предусматривалось вынесение на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета СССР проектов законодательных актов по перестройке советских органов, необходимые дополнения и изменения в Конституцию СССР, а также организация выборов и проведение съезда народных депутатов в апреле 1989 г., на котором должны быть образованы новые органы государственной власти.

Деятельность Д.А.Кунаева в должности Первого секретаря ЦК Компартии

Казахстана.

Он внес значительный вклад в социально-экономическое и культурное развитие Казахстана. Высокого уровня достигло горно-рудное производство республики, сформировались новые производственные регионы Казахстана, строились новые города и крупные населенные пункты. В годы его руководства республикой начали работать Павлодарско-Екибастузский топливно-энергетический комплекс, Карагандинская ГРЭС-2, Буктырминская ГЭС в Восточном Казахстане, Павлодарский тракторный завод, многие другие промышленные предприятия, были освоены Мангыстауские нефтяные месторождения, получило развитие железно-дорожное строительство, началась добыча и производство титана, магния, синтетического каучука, быстрыми темпами развивались различные отрасли электротехники, машиностроения, химии. Образовались Мангыстауская, Жезказганская, Торгайская области. Особое внимание Кунаев уделял освоению Кербулакской равнины, строительству Капшагайского водохранилища, Большого Алматинского канала (канал Улькен Алматы).
дополнительно:он всегда передвигался до свлей работы пешком и к нему можно было зайти без никаких либо проблем, все его люди уважали его, Н.Назарбаев раскритиковал его и его планы на будущее и выиграв встал президентом.

Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и других городах республики и их

Истинные причины.

Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате началась демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошла в историю как декабрьские события 1986 года в Алма-Ате. К полудню 17 декабря на площади им. Л. Брежнева демонстрантов было около 5 тысяч. С утра площадь была оцеплена силами МВД, после обеда к милиции добавили курсантов школы милиции и пожарно-технического училища. Перед собравшимися выступали с увещеваниями и призывами разойтись секретарь ЦК 3. Камалиденов, Председатель Президиума Верховного Совета С. Мукашев, Председатель Совета Министров Н. Назарбаев, первый секретарь Алма-Атинского обкома КПК М. Мендыбаев, прокурор республики Г. Елемисов и др. Успеха эти речи не имели.

Вечером 17 декабря была предпринята первая попытка разгона демонстрации, применены, пожарные машины, саперные лопатки, дубинки, служебные собаки. Начались массовые беспорядки.

Утром 18 декабря в Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны. Вечером началось «вытеснение» демонстрантов с площади. Демонстрация была разогнана.

Они призывали уважать суверенность республики, обеспечить развитие национального языка и культуры, не препятствовать выдвижению политических деятелей из среды местного населения

Несколько участников Декабрьских событий погибли. Центральный Комитет назвал эти выступления хулиганскими выходками алкоголиков и наркоманов, провокацией националистов. Но восстание молодежи 1986 года не было проявлением национализма. Это было выражением протеста против проводившейся социально-экономической политики. Декабрьские события стали толчком к экономическим реформам и социальным преобразованиям

 

61.Основные три ветви власти: Президент, Парламент и Правительство.

Президент является главой государства, его высшим должностным лицом, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, обеспечивает согласованное функционирование всех органов власти. Президент также является верховным главнокомандующим вооружёнными силами страны. Он избирается сроком на 5 лет всеобщим и тайным голосованием. Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан во главе с премьер-министром, который назначается президентом с согласия парламента. премьер-министром: Возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Парламент Республики Казахстан (каз. Қазақстан Республикасының Парламенті) — высший представительный орган Республики Казахстан, осуществляющий законодательные функции. Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Сенат (49 мест). Сенат образуют депутаты, представляющие по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан, избираемых косвенными выборщиками. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом республики. Срок депутатских полномочий — 6 лет, при этом половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые 3 года. Мажилис (107 мест). 98 депутатов избираются народом по пропорционально-списочной системе с 7-процентным заградительным барьером по общенациональному округу, 9 — избираются Ассамблеей народа Казахстана . Срок депутатских полномочий — 5 лет. Срок полномочий Парламента определяется сроком полномочий депутатов Мажилиса очередного созыва. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат. Депутатом Сената может быть лицо, достигшее тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет. Депутатом Мажилиса может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет.

62. Послание Президента народу Казахстана: «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» (16 октября 1997 года), долгосрочные приоритетные цели развития РК. 

«Казахстан-2030» — программа развития Казахстана до 2030 года, впервые озвученная в Послании Президента страны народу Казахстана в 1997 году. Принятие этого документа стало отправной точкой в стремительном движении Казахстана к построению процветающего государства в течение последующих лет. 10 октября 1997 года Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев обратился с ежегодным Посланием народу Казахстана «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».В обращении впервые была обнародована долгосрочная стратегия развития Казахстана на основе детального изучения мирового и собственного опыта.В Послании, помимо конкретных задач на предстоящий год, главный упор был сделан на введение в стране системы стратегического планирования и контроля. Следует отметить, что система стратегического планирования, вводимая в Казахстане, пока не имеет аналогов на пространствах бывшего Советского Союза. Глава государства предложил основной целью развития страны считать построение независимого, процветающего и политически стабильного Казахстана с присущим ему национальным единством, социальной справедливостью и экономическим благосостоянием всего населения. Да, задачи конкретные и требуют приложений колоссальных усилий. Тем более сегодня особо остро стоит проблема: будет ли задействован творческий потенциал народа, покажутся ли ему близкими цели и задачи модернизации, сможет ли народ, испытывающий в большинстве своем материальные тяготы и лишения, поддержать масштабное реформирование, реализация которого отнюдь не безболезненна.Кроме всего этого, ведущая роль в выполнении долгосрочной программы Президента принадлежит государственному управлению и высшему эшелону власти.В октябре 1997 года на смену правительству Кажегельдина А. М. приходит правительство во главе с Балгинбаевым Н. У., призванное осуществить выполнение программы развития Казахстана до 2030 года. Эта программа изложена в Послании Президента страны Н. А. Назарбаева «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Выполнение этих сложных задач в течение трех десятилетий предполагается решить по семи приоритетным направлениям: 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Обеспечит развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности. 2. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА. Сохранить национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетий. 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, БАЗИРУЮЩИЙСЯ НА ОТКРЫТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ВНУТРЕННИХ СБЕРЕЖЕНИЙ. Достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста. 4. ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду. 5. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. Эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа. 6. ИНФРАСТРУКТУРА, В ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ. Развивать эти ключевые секторы таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту. 7. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. Создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей.

63.Перенос столицы из Алматы в Астану.                                                       Перенос столицы Казахстана из Алма-Аты в Акмолу (10 декабря 1997 года) — третий по счёту перенос столицы в истории Казахстана и первый в независимом Казахстане. В отличие от предыдущих, данный перенос был инициирован властями самой республики. Он также стал первым и единственным переносом столицы государства на постсоветском пространстве, значительно повлияв на экономические и демографические процессы в стране. Само решение о переносе столицы из Алма-Аты в Акмолу было принято Верховным Советом РК 6 июля 1994 года. Активным сторонником переноса столицы стал президент республики Нурсултан Назарбаев. 15 сентября 1995 года он подписал указ «О столице Республики Казахстан», в котором дал распоряжение образовать Государственную комиссию для организации работы по перемещению высших и центральных органов власти в город Акмолу. Официально Акмола была объявлена столицей Казахстана 10 декабря 1997 года. 6 мая 1998 года столицу переименовали в Астану. Международное представление Астаны в качестве новой столицы состоялось 10 июня 1998 года. Власти хотели, чтобы представление было главным событием дня в мире. Но выбор даты для презентации новой столицы оказался крайне неудачным — именно в этот день во Франции матчем сборных Бразилии и Шотландии стартовал чемпионат мира по футболу, и внимание всего мира к Астане оказалось невысоким. Как потом сообщалось, многие чиновники в связи с этой ошибкой лишились своих должностей.

64.Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» (14 декабря 2012 года).                                                                        14 декабря 2012 года глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев обратился с Посланием к народу Казахстану «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». Данное обращение носит ряд определенных особенностей. Во-первых, ранее президентские ежегодные послания в основном приходились на начало календарного года, в этот раз оно было озвучено накануне Дня независимости. Во-вторых, Президент впервые выступил с трибуны нового института культуры -недавно возведенного и впервые открывшегося астанинского Театра оперы и балета. Это своего рода политический символ, отождествляющий народный характер Стратегии «Казахстан-2050», ее обращенно-сти к каждому казахстанцу. В-третьих, и это, пожалуй, наиболее важная черта нынешнего Послания, это сформулированная в нем новая долгосрочная стратегия развития республики. Новая главная цель Казахстана, к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира. Республика уверенно идет по пути строительства молодого, независимого, демократического и социально ориентированного государства.

65.Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». (17 января 2014 года).                                                                                                                              Мы приняли Стратегию-2050, чтобы казахстанцы крепко держали в своих руках штурвал будущего страны.Сегодня по долгосрочным планам работают многие успешные страны - Китай, Малайзия, Турция. Стратегическое планирование в ХХI веке является правилом номер один. Ибо никакой ветер не будет попутным, если страна не знает маршрута и гавани прибытия. Стратегия-2050, как путеводный маяк, позволяет нам решать вопросы ежедневной жизни людей, не теряя из виду нашей главной цели. Это означает, что мы ежегодно, а не через 30-50 лет, будем улучшать жизнь людей. Я ставлю задачу о внедрении в Казахстане ряда принципов и стандартов ОЭСР. Они отражены в проекте Концепции. В экономике планируется достигнуть ежегодного роста ВВП не ниже 4 процентов. Надо обеспечить увеличение объёма инвестиций с нынешних 18 процентов до 30 процентов от всего объёма ВВП. Внедрение наукоёмкой модели экономики преследует цель увеличить до 70 процентов долю несырьевой продукции в казахстанском экспортном потенциале. Создание новых высокотехнологических отраслей экономики потребует роста финансирования науки до уровня не ниже 3 процентов от ВВП. Важно в 2 раза снизить энергоёмкость валового внутреннего продукта. К 2050 году малый и средний бизнес будет производить не менее 50 процентов объёма ВВП Казахстана, вместо нынешних 20 процентов. Производительность труда надо увеличить в 5 раз – с нынешних 24,5 тысячи до 126 тысяч долларов. Главные ориентиры развития социальной сферы до 2050 года заключены в конкретных индикативных цифрах. Нам надо в 4,5 раза увеличить показатель объёма ВВП на душу населения - с 13 тысяч долларов до 60 тысяч долларов. Казахстан станет страной с преобладающей долей среднего класса. Следуя глобальной тенденции урбанизации, доля городских жителей вырастет с нынешних 55 до порядка 70 процентов всего населения. Города и населенные пункты свяжут качественные дороги и скоростные маршруты всех видов транспорта. Утверждение здорового образа жизни и развитие медицины позволит увеличить продолжительность жизни казахстанцев до 80 лет и выше. Казахстан станет одним из ведущих евразийских центров медицинского туризма. Завершится формирование передовой национальной образовательной системы. Казахстан должен стать одной из самых безопасных и комфортных для проживания людей стран мира. Мир и стабильность, справедливое правосудие и эффективный правопорядок – это основа развитой страны. (Н.A.Н)

66.Трудности переходного периода: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня, безработица, криминогенность.

Экономический кризис и его последствия. С распадом в 1991 г. СССР развалилась административно-командная система и плановая экономика. При этой системе экономика страны постоянно переживала кризисы. Общественная собственность на средства производства ослабляла заинтересованность людей в труде и его результатах, установилась уравниловка. Политика перестройки, провозглашенная М. С. Горбачевым во второй половине 80-х годов, не смогла устранить эти недостатки. В результате в своем экономическом и научно-техническом развитии, по эффективности производства и качеству продукции СССР отставал от наиболее развитых капиталистических стран. В 1995 г. Республика Казахстан состояла из 19 областей, 220 районов, 83 городов. В результате укрупнения в 1997 г. количество областей сократилось до 14, а районов — до 160. В 1991 г. в республике функционировало свыше 5 тыс. крупных промышленных предприятий, 2119 совхозов и 407 колхозов, множество тепловых и гидроэлектростанций, учреждений строительства и связи. Нефть в основном добывалась в Атырауской и Мангыстауской областях. В республике действовали три нефтеперерабатывающих завода, всемирно известные Карагандинский и Экибастузский угольные бассейны. Продукция заводов и комбинатов Джезказгана, Балхаша, Усть-Каменогорска, Ачисая, Кентау, Чимкента, Джамбула была известна даже за пределами страны. В первые годы независимости в связи с переходом к рыночной экономике и рыночным отношениям все отрасли народного хозяйства были охвачены кризисом. Кризис переживали все страны СНГ. В результате в 1991—1996 гг. производство значительно сократилось. Сокращение объема производства составило: в химической и нефтехимической промышленности — 71%, в легкой промышленности — 84%, деревообрабатывающей промышленности — 76%, в машиностроении и металлообработке — 64%, строительстве — 82%, в производстве электроэнергии — 30%, черной металлургии — 30%, цветной металлургии — 28%, в производстве топлива — 40%.

Резко уменьшилось поголовье скота. Поголовье овец и коз с 35,5 млн. голов (1991) сократилось до 13 млн. голов (1997). Государственный сектор сельского хозяйства был приватизирован, колхозы и совхозы были распущены. Кризис охватил и сельское хозяйство. В результате ухудшился жизненный уровень населения, росла безработица. К августу 1997 г. прекратили свою работу 585 промышленных предприятий с шестидесятитысячным контингентом рабочих и служащих; 1064 предприятия, где были заняты 232,6 тыс. человек, использовали только половину мощностей; 374 предприятия перешли на неполный рабочий день; 152,9 тыс. рабочих находились в вынужденных, 136 тыс. — в неоплачиваемых отпусках. К июлю 1997 г. в стране насчитывалось 288,6 тыс. безработных, 40% которых составляли жители сельской местности. Истощение плодородных земель и дефицит биоресурсов превратились в общенациональную проблему. Иртыш, Сырдарья, Или и другие реки обмелели. Ощущались дефицит и ухудшение качества питьевой воды. Приватизация — одно из важных направлений экономической реформы. Основой рыночных экономических отношений являются отделение собственности от государства, приватизация, формирование различных форм собственности. Рыночная экономика способствует укреплению связей между товаропроизводителями и потребителями.Процесс разгосударствления собственности в республике начался с первых дней независимости. В 1992 г. было приватизировано 6200, в 1993 г. — 2700 предприятий. На первом этапе приватизации преимущественно образовывались коллективные предприятия. С 1993 г. особое внимание уделялось созданию акционерных предприятий. Их доля в общем количестве предприятий в 1993 г. составила 57%. Эта форма приватизации в сфере промышленности и строительства составила 73% всех приватизированных предприятий. В эти годы в основном были приватизированы малые предприятия торговли, бытового обслуживания и общепита. Программа приватизации была продолжена в 1994—1996 гг. В 1996 г. поступление в бюджет составило 19359 898 тенге. За два первых месяца 1997 г. за счет проданных предприятий в бюджет поступило свыше 2 млрд. тенге.В 2001 г. доля отечественного частного сектора производства превысила 74%, рабочих, занятых в нем, насчитывалось более 60%, они производили 83% продукции республики.На селе приватизация агропромышленного сектора в основном завершилась. Вместо распущенных колхозов и совхозов формировались различные виды крестьянских хозяйств — индивидуальные, коллективные, смешанные в форме коллективно-паевых, крупных сельскохозяйственных кооперативов и индивидуальных фермерских хозяйств.Полностью приватизированы жилищные и коммунально-бытовые хозяйства, они объединились в акционерные общества, товарищества, осуществляющие свою деятельность на договорной основе. Свыше 142 млн. м2 жилой площади было передано в личную собственность граждан. Таким образом, к маю 1997 г. приватизация всех отраслей экономики республики в основном завершилась, в незначительном объеме сохранилась государственная собственность. В тяжелой промышленности новые рыночные отношения утвердились окончательно. В частности, принятие специальных законов по вопросам приватизации, налоговой реформы и других законов и законодательных актов по вопросам промышленности привело к значительным сдвигам. На первом этапе приватизации подавляющая часть промышленных предприятий из-за физически и морально устаревшего оборудования и технологических систем функционировала только после ремонта. На сегодняшний день доля устаревшего основного фонда на заводах и фабриках цветной металлургии составляет 40—70%, а черной металлургии — 50—60%. В связи с этим отдельные компании проводят работу по модернизации оборудования и технологических систем. Например, компания “Испат-Кармет” инвестировала 640 млн. долларов США в модернизацию оборудования, техники и технологических систем предприятий. На такие же цели АО “Казахмыс” выделило 570 млн. долларов США. В г. Балхаше начато строительство завода по производству цинка. Значительное количество предприятий тяжелой промышленности размещено на территории Восточного Казахстана. ОАО “Казцинк” с каждым годом наращивает производство цинка, на предприятиях объединения занято свыше 24 тыс. человек. Возродилась и химическая промышленность. Стабильно работают такие крупные предприятия, как “Актюбинский завод хромовых ферросплавов”, ЗТО “Карагандарезинотехника” и “Сараньрезино-техника”. В целом прирост химической продукции в первом полугодии 2001 г. по сравнению с первым полугодием 2000 г. составил 150%. Малый и средний бизнес. В 1991—1992 гг. во всех отраслях народного хозяйства возникли предприятия малого и среднего бизнеса. Государство оказало им поддержку, предоставило льготы. В начале 1996 г. насчитывалось 21260 предприятий малого бизнеса, в которых работало 147 тыс. человек. В 1997 г. было принято специальное постановление правительства по развитию малого и среднего бизнеса. В результате поддержки со стороны государства количество таких предприятий в течение одного года увеличилось в 1,8 раза, на них работало уже 355 тыс. человек.Придавая большое значение роли малого и среднего бизнеса, президент страны уделяет особое внимание его развитию. Был принят ряд законов, способствующих его дальнейшему развитию. Благодаря постоянной заботе президента, представители казахстанского малого и среднего бизнеса получили возможность ознакомиться с опытом деловых людей Японии, Италии, Германии, Малайзии, Сингапура, Пакистана, Объединенных Арабских Эмиратов, Южной Кореи. В результате, начиная с 2006 г., в нашей стране малый и средний бизнес получил новый импульс для дальнейшего успешного развития.В 2005 г. в Астане состоялся Конгресс предпринимателей Казахстана, где был решен вопрос об образовании общенационального союза предпринимателей. В настоящее время союз успешно занимается не только проблемами развития малого и среднего бизнеса, но и вносит ощутимый вклад в общее дело развития всего общества. В последнее время в результате проведенных мероприятий на законодательной основе в малом и среднем бизнесе стали укрепляться товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). К концу 2006 г. в стране было зарегистрировано более 170 тыс. предприятий, работа 60% из них отвечает поставленным требованиям, доля их в объеме внутреннего валового продукта (ВВП) составляет более 30%. Развитие производства и его влияние на другие отрасли. В связи с увеличением численности безработных серьезное внимание было уделено развитию малого и среднего бизнеса. Было намечено к 2000 г. приостановить кризис промышленности, внедрить в производство новую технику и технологию. В 2003 г. была возобновлена работа пяти нефтехимических предприятий. В Атырау вступил в строй завод полиэтиленовых труб, в Костанае — завод дизелей. Впервые темпы роста обрабатывающей промышленности превысили темпы роста добывающей промышленности. В машиностроении этот показатель превысил 20%. За последние 7 лет (включая 2006 г.) в машиностроении рост производства составил 600%. Уровень жизни казахстанцев заметно повысился. За последние 10 лет (2000—2009) средняя заработная плата увеличилась в среднем в 5 раз, а средний размер пенсии увеличился в 3 раза. В 2 раза уменьшилась материнская смертность, рождаемость увеличилась в полтора раза. Распахнули двери 652 школы, построены и введены в строй 463 объекта здравоохранения, 350 тысяч семей, около 1,2 млн. человек стали обладателями собственного жилья. В 2010 г. в связи с 65-летием Великой Отечественной войны участникам войны и труженикам тыла было уделено большое внимание и оказана значительная материальная помощь.Увеличилась численность населения республики. Согласно переписи населения от 25 февраля 2009 г., в стране проживало 16 млн. 48 тысяч 800 человек. С того времени число казахстанцев увеличилось на более, чем 1 млн. человек.

67.Переход от плановой к рыночной экономике.                                                                                  Переход к рыночной экономики оказался трудным и сложным. Разорванные производственные связи между предприятиями, нарушение договоров привели к осложнению многих предприятий, их остановке. Возник дефицит продуктов питания и товаров народного потребления. Бесконтрольный выпуск бумажных денег, привел к их обесцениванию. Либерализация цен в России с начала 1992 года еще более осложнила положение в республике. Казахстан был вынужден повторить эти же меры. Либерализация цен привела к их резкому повышению. Начавшийся в 1992 году экономический кризис, охватил все отрасли народного хозяйства. Сократились объемы промышленного производства, сократился национальный доход. Появился так называемый кризис неплатежей, что означало невозможность проведения взаимных расчетов между предприятиями или государствами, связанными экономическими отношениями. Западный рынок был переполнен продукцией металлургии из стран бывшего Союза, поэтому цены на эту продукцию значительно снизились. В ноябре 1993 года была введена национальная валюта. Ранее Казахстан подписал двухстороннее соглашение с Россией о создании единой денежной системы. Но потом, Россия стала выставлять неприемлемые для Казахстана условия, ограничивающие его суверенитет. Казахстан отказался участвовать на таких условиях в рублевой зоне, а с введением в России купюр нового образца, старые деньги «хлынули» в Казахстан. Резко подскочил уровень инфляции. Все эти обстоятельства вынудили Казахстан срочно вводить собственную валюту. Президент подписал Указ о введении 15 ноября 1993 года национальной валюты республики – тенге. В 1993 году в республике завершился первый процесс приватизации. Десятки тысяч казахстанцев стали владельцами собственных предприятий: магазинов, кафе, фермерских хозяйств. Весной 1994 года правительством предпринимались меры, направленные на улучшение положения. Проводилась работа по развитию малого и среднего бизнеса. К концу 1997 года правительству удалось погасить задолженности по пенсиям. Для безработных начали выдаваться кредиты. Удалось остановить темпы падения экономики и даже добиться некоторого роста. Цены были стабилизированы, сокращен уровень инфляции. Значительно выросла доля частного сектора в народном хозяйстве. 90% экономики страны перешло в частный сектор. Казахстан занял первую позицию среди стран СНГ по показателю привлечения в экономику иностранных инвестиций. Было произведено реформирование системы пенсионного обеспечения.

68.Привлечение иностранных инвестиций для развития экономики Казахстана. В настоящее время одним из приоритетных направлений развития экономики Казахстана является привлечение иностранных инвестиций. Как показывает, мировой опыт многих стран, приток иностранного капитала и государственное регулирование его использования положительно воздействуют на экономику. Инвестиции способствуют становлению и укреплению частного предпринимательства в странах со средним и низким уровнями экономического развития, мобилизуют капитал для реализации серьезных проектов, создания смешанных компаний, рынков ссудного капитала. От того, насколько успешно экономика Казахстана будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика преодоления кризиса.Основным позитивным аспектом влияния иностранного инвестирования на экономику принимающей страны является его воздействие на уровень инвестиционной активности в стране и, как следствие, на повышение экономического роста. В условиях недостаточности инвестиционных ресурсов в стране, или их ограниченности в целом в экономике страны в отдельных ее отраслях иностранные инвестиции восполняют частично инвестиционный пробел. Рост инвестиционной активности ведет к росту ВВП.Другим аспектом влияния иностранных инвесторов на принимающую экономику можно считать их воздействие на использование трудовых и материальных ресурсов. Широко распространено мнение о том, что под влиянием иностранных инвестиций, выраженных как в притоке капиталов и создании современных производств, так и в передаче передовых технологий, в принимающей экономике формируется новый тип рабочей силы, сравнимой с мировыми стандартами. С одной стороны, это действительно так: осуществляется приспособление рабочих к режиму и характеру работы в современных рыночных условиях (пусть даже в рамках одного предприятия). Также иностранные инвесторы содействуют созданию новых рабочих мест, несмотря на применение трудосберегающих технологий.Инвестиционная сфера в экономике любой страны является основной и определяет экономический рост страны, а инвестиционная политика является приоритетной сферой экономической политики.Об этом свидетельствует и мировая практика. Замечено, например, что на каждый процент прироста ВВП страна, решающая задачи экономического роста, должна выделять на производственные инвестиции не менее 3% ВВП.Инвестиционная деятельность в Казахстане направлена на оживление процесса воспроизводства за счет внутренних и внешних источников финансирования. Поэтому государство держит курс на всемерное привлечение иностранного капитала, создание для этого комплекса притягательных факторов Правительство, старается создать все условия для иностранных инвестиций, что является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества между странами. С помощью иностранных инвестиций можно улучшить производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.

Важность и значение иностранных инвестиций для казахстанской экономики можно подтвердить следующими факторами:

- недостаточностью внутренних ресурсов государства на момент первоначального привлечения иностранных инвестиций в виде займов международных финансовых организаций;

- возможностью привлекать прямые иностранные инвестиции в крупные инвестиционные проекты;

- получением доступа к новейшим технологиям, технике, прогрессивным формам организации производства;

развитием международных экономических отношений.

Тем самым, прилив иностранных инвестиций в казахстанскую экономику должен был способствовать решению следующих проблем социально- экономического развития:

- продвижению казахстанских товаров и технологий на внешний рынок;

- содействию расширения и диверсификации экспортного потенциала и развития импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

- содействию притока капитала в трудно избыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

- созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства;

- освоению опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

- содействию развития производственной инфраструктуры .     

Таким образом, привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана выступает как объективно необходимый процесс, направленный на решение стратегических и тактических задач макроэкономического характераПривлечение иностранного капитала в экономику республики осуществляется в виде: прямых иностранных инвестиций; предоставления кредитов под инвестиционные проекты и товарные закупки (критический импорт); официальной помощи развитию, а также посредством создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным фирмам крупных промышленных предприятий и инвестирования банковского сектора. Официальная помощь развитию предоставляется республике в виде технической и финансовой помощи.Техническая помощь предоставляется, как правило, в форме консультаций, проведения семинаров, подготовки документации по нескольким основным направлениям - сельское хозяйств<



2019-07-03 812 Обсуждений (0)
РеформыМ.С. Горбачева. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РеформыМ.С. Горбачева.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (812)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)