Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Построение бюджетного ограничения



2019-07-03 261 Обсуждений (0)
Построение бюджетного ограничения 0.00 из 5.00 0 оценок




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4

ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

Задача самостоятельной работы - ознакомить студентов, изучающих курс «Микроэкономика», со следующими понятиями:

§ полезность (общая и предельная);

§ кривые безразличия;

§ бюджетное ограничение;

§ равновесие потребителя;

§ расширенное бюджетное ограничение.

Цель работы :

Используя анализ кривых безразличия, объяснить потребительский выбор и дать его графическую интерпретацию.

СТРУКТУРА РАБОТЫ:

Этап I

Сбор материала и построение кривых безразличия

План работы:

1. Студенты, принимающие участие в работе, должны проанализировать свои потребительские предпочтения, используя перечень благ (услуг), представленный в таблице 1.

2. В таблице будут представлены агрегированные показатели, поэтому для того, чтобы провести анализ группам будет необходимо разукрупнить представленные совокупные категории.

ПРИМЕР 1

Нематериальное благо – подготовка к занятиям. Агрегированный показатель – предметы, изучаемые на текущий момент времени. Для проведения анализа этот показатель должен быть разукрупнен: микроэкономика, высшая математика и т.д. Объяснить предпочтения необходимо по следующей схеме:

§ Исходя из того, что анализ двухфакторный, выбираются два предмета.

§ Полезность, получаемая вами от подготовки, может быть измерена в том бале, который вы предполагаете получить в итоге.

§ Параметром, ограничивающим вас, может быть время, выделенное на подготовку.

§ На основании выбранных показателей, необходимо построить графические предпочтения по данному нематериальному благу.

 

Важно помнить, что форма кривой безразличия, и изменение ее предельной нормы замещения, дает информацию о вкусах и предпочтениях потребителя.

 

Этап II

Предпочтения, отдаваемые свойствам продукта

Свойства продукта – это те характеристики товаров и услуг, которые желанны для потребителя. К свойствам дома относят его размер, число комнат, местоположение, участок, ванные комнаты, качество постройки и т.д. Отличительные свойства автомобиля – экономия горючего, объем внутреннего пространства и другие.

Отличительные свойства редко могут быть куплены сами по себе. Они доступны только будучи «связанными» в товаре.

Знание предпочтений потребителя относительно свойства продукта важно при разработке новых продуктов.

ПРИМЕР 2

Представьте, что при покупке автомобиля потребители принимают во внимание грузовой объем и расход горючего. Если известны их предпочтения, можно изобразить кривые безразличия для данных признаков. Предположим, что путем опроса выявлены типичные потребительские предпочтения между этими признаками. На рисунке изображены типичные кривые безразличия между грузовым объемом (в кубических метрах) и экономией горючего (литры на км). Обе эти кривые выпуклы и имеют уменьшающуюся величину MRSxy.

Бюджетная линия не может быть нарисована на данном графике, поскольку цены, которые потребители уплатили бы за эти признаки, не могут наблюдаться (исчисляться) непосредственно. Покупают автомобили, а не грузовой объем и экономию горючего. Однако выбор между автомобилями может быть проанализирован путем исследования их альтернативных вариантов (моделей), продаваемых по одной и той же цене, но обладающих разными сравниваемыми признаками (свойствами).

Предположите, что потребитель выделяет 15 000 $ для покупки нового автомобиля. Он рассматривает две альтернативы, доступные по цене: многоместный автомобиль обычного типа и автофургон. Многоместный автомобиль имеет 30 куб. метров грузового объема и проходит в среднем 10 км на литр бензин. Автофургон имеет 60 куб. метров грузового объема, но имеет пробег в среднем только 5 км на литр. Эти признаки отражены на рис. 1. Точка, соответствующая автофургону – V, соответствующая многоместному автомобилю – W. Поскольку обе альтернативы имеют одинаковую цену, выбор зависит целиком от предпочтений между рассматриваемыми свойствами. Альтернатива V дает большую полезность, чем W. Поэтому потребитель выбирает автофургон.


Предположите теперь, что появляется третья альтернатива – новый минифургон, который имеет 50 куб. метров объема и делает пробег в 10 км на литр. Это представлено точкой М. Чтобы можно было сравнивать этот минифургон с другими автомобилями, необходимо предположить, что он также доступен по цене 15 000$. Как введение третьей альтернативы повлияет на выбор потребителя? Поскольку точка М позволяет достичь еще большего уровня полезности, потребитель выбирает минифургон. Ясно, что любой новый продукт, который может дать потребителям большее значение рассматриваемых характеристик при той же самой цене, что и наличные альтернативы, всегда будет предпочитаться.

План работы:

1. На основе предложенного примера 2 проведите анализ потребительских предпочтений, отдаваемых свойствам продукта, выделив определенные признаки у выбранного блага (услуги). благо (услуга) может быть выбрана вами самостоятельно.

2. Вам необходимо произвести опрос потенциальных потребителей выбранного вами блага (услуги) для того, чтобы определить, что лежит в основе их потребительских предпочтений. Опрос потенциальных потребителей должен быть зафиксирован в табличном виде. При проведении опроса можно использовать следующие вопросы:

§ Что привлекает вас в данном товаре (услуге)?

§ Какими свойствами должен обладать товар для того, чтобы заставить вас его приобрести?

§ Какие свойства необходимо добавить данному благу (услуге) для того, чтобы вы его приобрели?

§ Что заставляет вас отказаться от приобретения данного блага (услуги) и т.д.

3. Помните, что некоторые признаки продуктов не всегда расцениваются потребителем как положительные для данного экономического товара (услуги), а, следовательно, потребителем предпочитаться не будут. Исходя из этого при проведении анализа потребительских предпочтений, отдаваемых свойствам продукта, внимание можно уделять не только положительным признакам, но и отрицательным (вопрос: как будут выглядеть кривые безразличия, описывающие с одной стороны положительный, а с другой, отрицательный признак?).

4. Не удивляйтесь, если итогом вашего анализа станет разработка принципиально нового экономического блага (услуги), учитывающего дополнительные свойства, полученные при проведении опроса.

5. Если при проведении работы вы столкнетесь с отрицательными свойствами блага, попытайтесь осуществить такой выбор, который принесет максимальную полезность вашему потребителю, т.е. определите, каким образом минимизировать эффект отрицательных свойств товара.

6. ПОМНИТЕ!!! Необходимо зафиксировать все личные данные тех потребителей, которых вы будете опрашивать.

 

Этап III

Построение бюджетного ограничения

 

План работы:

1. Для построения бюджетного ограничения вам понадобится информация о доходах семьи. Желательно провести анализ в динамике, хотя бы за два месяца.

2. Так как анализ по-прежнему двухфакторный, то для построения бюджетного ограничения вам необходимо выбрать два товара либо использовать расширенное бюджетное ограничение (один товар (услуга) и расходы на все другие блага).

3. Выбрав товар (услугу) для анализа, вы должны построить бюджетное ограничение исходя из следующих условий:

§ семья тратит весь свой доход только на покупку выбранных вами товаров (либо распределяет доход между выбранным вами товаром (услугой) и расходами на все другие блага);

§ для того чтобы получить изменение в доходах от периода к периоду, вы можете использовать понятия номинального и реального доходов (проследить, менялись ли цены на выбранные блага);

§ полученные данные представьте в табличной и графической форме;

§ проследив изменение в доходах семьи (попробуйте за 4 месяца), выясните менялось ли в зависимости от этого изменения потребление анализируемого блага, если да, то в какую сторону, если нет, то с чем это связано;

§ на основе полученной информации постройте кривую Энгеля для выбранного вами блага (услуги). Помните, что при построении кривой Энгеля вы анализируете доход за несколько периодов и потребление одного товара (услуги).

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Представьте выводы по работе!

Вводные данные

таблица 1

Благо (услуга)

фрукты Досуг
телепередачи летний отдых
кинофильмы (жанры) спортивные мероприятия
литература средства передвижения
хобби Цветы
музыка цветовая гамма
одежда (стили и направления) подготовка к летней сессии
молочные изделия лекции и учебные предметы (степень заинтересованности и необходимость получаемого материала)
хлебобулочные изделия сладости
мясные изделия Овощи
рыба бакалея


2019-07-03 261 Обсуждений (0)
Построение бюджетного ограничения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Построение бюджетного ограничения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)