Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


А). Древнерусская семья



2019-07-03 229 Обсуждений (0)
А). Древнерусская семья 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Отличительной чертой традиционной русской семьи являлось проживание неразделёнными многопоколенными семьями. Фактически семья и род были неразделяемыми понятиями. В дореволюционной России преобладало сельское население, быт и семья были подчинены патриархальным отношениям. Мужчина - добытчик, кормилец и защитник традиционно противопоставляется женщине - матери, хранительнице домашнего очага. В ведении мужчины находилась внешняя жизнь, общественные связи, в ведении женщины - весь уклад и внутренний мир семьи.

В то время в патриархальных русских семьях существовала своя специфика: жена главы семьи, «большуха», имела достаточно серьёзное влияние на других членов семьи и на мужа. Недаром издавна существует пословица: «Муж в доме голова, а жена - шея, как повернет - так и будет».

В древней русской семье характерны были три вида отношений: кровное родство, усыновление -удочерение и свойство. Свойство подразумевало родство по браку, то есть отношения между одним супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов. Браки между свойственниками не допускались, так же, как и между кровными родственниками.

В разные периоды русской истории существовало несколько форм заключения брака. В дохристианский период в славянских племенах было распространено насильственное похищение - «умыкание» невесты. С течением времени и укреплением взаимосвязей между родами и племенами насильственное похищение стало заменяться символическим, по согласованию с родственниками и невестой. Именно с тех, языческих, времён сохранился до сегодняшнего дня шутливый обычай прятать невесту на свадьбе, когда жених должен её отыскать и даже заплатить выкуп. В некоторых национальных культурах обряд похищения невесты жив до сих пор.

Надо сказать, что и значительно позже, уже в христианский период время заключения браков увязывалось с календарём сельскохозяйственных работ. За этим строго следила церковь, запрещая или разрешая играть свадьбы в определённое время года.

Существовала ещё одна форма заключения брака - приведение. Она заключалась в том, что невесту вели в дом к жениху с приданым и оставляли там.

Необходимо помнить, что в то время, да и много позже знакомство невесты и жениха было необязательным. Любовь и взаимная симпатия никогда не считались необходимыми для брака. С тех пор дошла до нас поговорка: «Стерпится - слюбится». Станут молодые мужем и женой, а любовь или привычка потом придут.

Необязательность знакомство невесты и жениха до брака была распространённой нормой отношений практически в большинстве стран. Поэтому во все века поэты, сказители, писатели воспевали другие, хотя и очень редкие отношения, основанные на любви и взаимном желании быть вместе. По этой же причине до нас дошло так много волнующих, трагических историй о неземной любви и возможности быть рядом из -за противодействия родителей и родственников или нелюбимого, несвязанного против воли мужа. Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Анна Каренина и Вронский – эти примеры стали уже хрестоматийными.

Другой распространенной формой заключения брака была купля -продажа, «покупка». Это уже был брак по договорённости, со сватовством, сговором и свадьбой. Традиционная формула, произносимая сватами: « У вас есть товар - у нас есть купец». При этом жених должен был давать определённую плату за невесту - выкуп. Чем выше была социальная ценность невесты, тем выше цена. Оплата женихом невесты происходила из ранней формы обрядности - похищения. Это было символическое примирение жениха -похитителя с родом невесты и возмещение ущерба за уведённые из семьи рабочие руки.

Реже встречался осуждаемый и обществом и религией самовольный брак, который совершался посредством убегания из дома против воли родителей - «самокрутка». В этом случае речь шла о сердечной привязанности и тайной договорённости между женихом и невестой. Обычно к таким бракам готовились тайно, совершали их без соблюдения традиционных обычаев, чтобы обойти сопротивление родителей, не дававшим на него согласия. После тайного венчания молодые приходили в родительский дом и просили простить их за самовольный поступок. Родители мужа довольн6о часто даровали своё прощение, ведь такие браки обходились намного дешевле, чем обычные. С родителями невесты было сложнее. Чем богаче были родители, тем дольше они не могли идти на согласие и примирение, особенно если у них были другие планы на другой, более выгодный брак дочери. Могли и вовсе не простить, а отсутствие родительского благословения на брак нередко приводило к трагедиям.

Поздняя, одобряемая христианской этикой форма заключения брака - соглашение между сторонами, представляющими жениха и невесту. Согласие последних не очень требовалось. Но заключение брака брала на себя церковь через обряд венчания.

Церковь стремилась укрепить брак, придать ему характер таинства, то есть духовно осмысленного действия, угодного богу. В этом случае подразумевалось добровольное и обоюдное согласие жениха и невесты на брак перед священником и церковью. Но на деле многие браки по -прежнему заключались по принуждению родственников.

В силу долгого господства на Руси крепостного права брак между подневольными крестьянами обычно осуществлялся по воле и согласию помещика. Господин выполнял более древние функции главы рода и принимал решения о целесообразности того или иного брака. В этом случае свадебные ритуалы сокращались и упрощались.

В целом же среди свободного населения соблюдение принятых для определенной местности свадебных обрядов гарантировало дальнейшую счастливую жизнь будущих супругов.

К тому времени уже сложился обычай собирать для невесты приданое, то есть её собственное имущество, которое она приносила с собой в новую семью. В составе приданого обычно были предметы одежды и обихода, хозяйственные вещи, украшения, некая сумма денег. Размер приданого увеличивал ценность невесты. Жених тоже обязан был расплатиться с невестой и её родственниками. Если жених был беден и не мог заплатить, он мог отработать определённое время в семье невесты, чтобы таким образом получить разрешение на брак.

Наиболее полное описание предсвадебного ритуала содержит следующие обряды: выбор невесты, сватовство, показ дома жениха, смотрины невесты, сговор, скрепляемый рукобитием, обручение, подготовка приданого, девичник и мальчишник, обрядовое мытьё невесты в бане. Затем следовало венчание и собственно свадьба, также обставленные многочисленными ритуалами. Кстати девичники и мальчишники сохранились до сей поры, как символическое расставание с холостой и незамужней жизнью.

Выбором невесты и сватовством занимались люди специально выбранные - свахи и сваты. Это часто были крёстный отец или крёстная мать жениха, либо его ближайшие родственники: дядя, женатый брат и т.д. Позднее сватовство стало самостоятельной профессиональной деятельностью. Профессиональная сваха предоставляла в распоряжение жениха сведения о возрасте, красоте, приданом невесты, её нравственности, происхождении и осуществляла саму процедуру сватовства.

Из византийского брачного права пришла к нам процедура обручения, предваряющая брак. Смысл обручения - такой же, как у помолвки: соглашение осуществить брак на деле, скрепление перед богом и людьми взаимных обещаний.

Мужчины могли вступать в брак с 15 лет, женщины с 12 -14, но обручение могло быть совершенно раннее, уже с 7 лет.

Препятствием для брака могло быть несогласие родителей, наличие каких -либо степеней родства или свойства, состояние в другом браке или помолвка с другим партнёром. С окончательным принятием христианства на территории Руси постепенно устанавливается принцип единобрачия. В целом церковь проводила идею о нерасторжимости брачных уз и о вечности брака. Самовольные разводы - запрещались.

В дохристианские времена славяне заключали браки у воды, и у воды могли же расторгать нежеланный союз. Существовал такой обряд: муж и жена становились на противоположных берегах реки или ручья и, взявши за концы тонкую холстину, тянули её до тех пор, пока она не разрывалась. После этого они считались свободными от брачных обязательств.



2019-07-03 229 Обсуждений (0)
А). Древнерусская семья 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: А). Древнерусская семья

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)