Второй период творчества поэта (осень 1817 — весна 1820): петербургский.
ü Основные темы: любовь, дружба, свобода, творчество ü Особенности: этап романтического творчества Пушкина ü Произведения: Вольность, Деревня, К Чаадаеву, Погасло дневное светило. Сквозной мотив стихотворений - прославление политической свободы, протест против самодержавной власти и крепостнического рабства. Эти сихотворения были названы Александром Первым "возмутительными", за что поэт и был сослан в мае 1820 года на юг Российской империи. ü Пушкин после окончания лицея живет в Петербурге, сближается с декабристами, испытывая влияние их идей, является членом многих литературных обществ, создает политическую лирику, выражающую идеи Союза Благоденствия «Ода «Вольность», «К Н.Я. Плюсковой», «К Чаадаеву», «Деревня») ü Работает над поэмой «Руслан и Людмила», в которой намечаются принципы повествования, позже проявившиеся в романе «Евгений Онегин». ü Лирический герой — не элегический мечтатель, а полный сил и мужества человек, верный идеалам товарищества. В отличие от современников — романтиков для Пушкина любовь не противоречит свободе, а является ее синонимом. ü Политическая и любовная лирика сливаются в общем порыве свободолюбия: «Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой». ü В столице поэт ведёт активную светскую и литературную жизнь, посещает театры, балы, становится участником литературных кружков "Арзамас" и "Зелёная лампа". Мировоззрение Пушкина складывается в особой атмосфере ожидания общественных перемен.
21. Жизнь и творчество А.С.Пушкина до 1820 -1826 гг. Южная ссылка (1820-1824): ü В июне 1820 года Пушкин прибыл в Екатеринослав (нынешний Днепропетровск), где пробыл 12 дней и где зародился замысел поэмы "Братья-разбойники". Начальник Пушкина на юге генерал Инзов предоставил поэту отпуск, и в течение трёх месяцев Пушкин совершает путешествие по югу России, по Кавказу и Крыму, а в сентябре возвращается на новое место службы - в Кишинев, куда перевели генерала Инзова. Значительное влияние на Пушкина оказывает знакомство с будущими декабристами - деятелями Южного тайного общества во главе с П.И. Пестелем. ü В 1823 году генерал Инзов был освобождён от должности наместника Бессарабии, и на его должность был назначен граф Воронцов. Резиденция наместника перенесена из Кишинева в Одессу. В августе 1823 года туда переехал и Пушкин. Ухаживания за женой Воронцова Елизаветой Ксаверьевной, а также знаментиая эпиграмма на Воронцова "Полу-милорд, полу-купец..." привели к тому, что в июле 1824 года поэт был выслан из Одессы в село Михайловское Псковской губернии.
ü Начинает работать над созданием романа в стихах "Евгений Онегин". ü Пишет несколько лирических стихотворений, в которых продолжают звучать вольнолюбивые мотивы: "Узник", "К морю", "Свободы сеятель пустынный", "Кинжал", "Кто, волны, вас остановил", "Песнь о Вещем Олеге". + Об историзме и отличии от баллад Жуковского. ü Создаёт цикл южных романтических поэм: "Братья-разбойники", "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы". + Влияние Байрона. Романтическая поэма соединила лирическое и эпическое, пушкинский романтический герой изображен на фоне народной среды, которая и судит его.
ü Пушкин определяет романтизм как свободу поэтической формы. ü Лирика Пушкина становится средством овладения действительностью в ее конкретных чертах. Любовная лирика все больше связывается с характеристикой внутреннего мира.
Ссылка в Михайловское (1824-1826) : ü Ссылка была воспринята Пушкиным болезненно, поэтому в лирике этого периода звучит тема одиночества, мотив изгнанничества ("К Языкову", "Зимний вечер"). ü Однако именно здесь, в российской глубинке, Пушкин по-настоящему узнаёт и русский фольклор, и русскую природу. ü В Михайловском, он завершает работу над своим последним романтическим произведением - поэмой "Цыганы" и продолжает работать над романом "Евгений Онегин". ü В Михайловском Пушкин пишет свои лучшие стихи о любви: "Сожжённое письмо", "Талисман", "Всё в жертву памяти твоей..." (все названные стихотворения посвящены Елизавете Ксаверьевне Воронцовой), "Признание" (посвящено Александре "Алине" Осиповой), "Я помню чудное мгновенье..." (посвящено Анне Петровне Керн). Любовная тематика здесь подчинена философско-психологической, и главным оказывается изображение разных состояний внутреннего мира поэта: встреча с красотой — утрата воспоминания, приводящая к спаду творчества — пробуждение эстетических ценностей жизни и возвращение радости творчества. Хотя стихотворение было подарено А. Л. Керн, его смысл не ограничивается биографической деталью. Его гуманистическая сущность — одна из причин исключительной известности. ü Тема поэта и поэзии звучит в стихотворениях "Разговор книгопродавца с Поэтом", "Пророк", в цикле "Подражание Корану". ü Утверждение восточной темы. ü Лучшее стихотворение о лицее и лицейской дружбе - "19 октября" - написано здесь же, в Михайловском, в 1825 году. ü В этот же период создаётся трагедия "Борис Годунов" + посвящение Карамзину, попытка помириться с Николаем I, подписка на монархистские взгляды. ü Основные темы: любовь, дружба, свобода, творчество, история + национальный колорит. ü Особенность: становление реализма.
ü В декабре 1825 года Пушкин узнаёт о восстании на Сенатской площади и подаёт прошение об освобождении из ссылки, но по совету Жуковского решает пока остаться в Михайловском и не компрометировать себя появлением в Петербурге в такое сложное время. ü В июле 1826 года лидеры декабристского восстания - Рылеев, Пестель, Муравьёв-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский - были казнены, а более сотни причастных к восстанию сосланы в Сибирь. ü В сентябре Пушкин неожиданно получает высочайшее повеление явиться в Петербург для встречи с новым императором - Николаем Первым.
О южных поэмах: Критикуя господствующие общественные отношения, протестуя против них, воплощая мечту о свободе, Пушкин романтических поэм рисовал не только из ряда вон выходящих героев, положительных или отрицательных, но и придавал им широкомасштабную обобщаемость. Все герои этих поэм освобождены от строгой социально-бытовой обрисовки, от систематической обусловленности всех переживаний и поступков. Их характеристика по преимуществу эскизна, условна, в той или иной степени односторонне схематична, дана наиболее важными признаками. Любой из них проявляется крупно и широко обозначенной сущностью: Пленник — разочарованностью; черкешенка — увлеченностью, любовью и преданностью любимому; братья разбойники — стремлением к воле; Мария — духовностью; Зарема — чувственностью и т.д. Основная идея поэмы «Бахчисарайский фонтан» — в победе осознанного духовного начала над стихийно чувственным, цивилизации — над варварством. В поэме сталкиваются две культуры: западнохристианская и восточномусульманская. Мария олицетворяет нравственно-христианский идеал самоотречения, а хан Гирей воплощает власть необузданных страстей, деспотизма, жестокости, которые, по словам Белинского, просветляются и перерождаются «через высокое чувство любви». Выражая типические для своей эпохи чувства, настроения, идеи, романтические герои южных поэм показываются в несвойственных для них условиях: человек из высшего света в плену у черкесов («Кавказский пленник»); мирные труженики полей в стане разбойников ( «Братья разбойники»); польская княжна в татарском гареме ( «Бахчисарайский фонтан»). Эта необычность, даже экзотичность положения героев давала возможность подчеркнуть их нравственно-волевую силу. Лиризм южных поэм весьма рельефно сказывается в возвышенно-эмоциональной, перифрастической изобразительности. Лексика южных поэм поразительно многоцветна. Пушкин пользуется в них, кажется, всем эмоциональным регистром родного языка. Но, начиная с поэмы «Братья разбойники», задуманной в духе устно-народных песен о разбойниках, в его произведения более широко, нежели в «Руслана и Людмилу», проникает просторечная лексика: «харчевня», «ловитва», «кистень». Этой поэме свойственно и обилие народно-песенных эпитетов: «булатный нож», «темная ночь», «красных девушек», «в чистом поле», «месяц ясный». Романтическая тональность южных поэм создается также метафорической фразеологией. Пуля здесь — «гибельный свинец», пребывание героини в плену — «узрела небеса чужие» («Бахчисарайский фонтан»).
22. Русский романтизм. Поэтика и проблематика. Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным. В романтизме русской литературы показываются страдания и одиночество главного героя. К поэтам-романтикам можно отнести также К. Н. Батюшкова , Е. А. Баратынского , Н. М. Языкова . Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова , «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России. ВОЗНИКНОВЕНИЕ: В России возникновение романтизма происходит в других условиях, нежели западноевропейского, и связано с событиями Отечественной войны 1812 года – потрясениями передовых людей того времени, разочарованием их в существующих самодержавно-крепостнических порядках. Передовые взгляды заключались в надежде на благотворность социально-исторических перемен. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕЧЕНИЯ: Романтики пытались освободить личность от порабощения ее социальными и материальными обстоятельствами. Они мечтали об обществе, где первичным будет духовное начало. Поэтому критиковали существующую действительность, либо полностью отрицали ее. 1. Асоциальные тенденции в творчестве романтиков – результат их критического отношения к действительности. Они мечтают о внесоциальном существовании. Появляется тоска по несостоявшемуся идеалу, который был возможен либо в прошлом, либо в потустороннем мире, либо в далеком будущем. Отсюда интерес романтиков к истории и фантастике. 2. Романтизм раскрепостил душу человека (Шеллинг говорил, что дух человеческий раскован), велик интерес к человеку как личности. Романтики считали, что человек таит в себе массу великих возможностей, которые скрыты и не получают развития. 3. В обращении к истории прослеживается некое двойственное отношение. С одной стороны, романтики были критически настроены по отношению к истории: ее развитие не сопровождалось ростом духовной свободы. Отсюда – культ «естественного человека», уход в доисторическое прошлое жизни народов, когда действовали законы природы, а не установленные цивилизацией правила (А.С.Пушкин. Народы Кавказа в «Кавказском пленнике», цыгане в «Цыганах»). Соответственно романтический герой чувствует себя свободно не в светском салоне, а вне общества (в таборе, с индейцами, на лоне природы и т.д.). С другой стороны, романтики охотно пользовались историческим материалом, но исторический факт не интересовал романтиков. 1) Им интересен был исторический колорит, национальные корни. 2) Использовали исторический материал как форму отрицания феодальной и капиталистической формации, т.е. как форму политического бунта. Поэтому исторический факт толковали поэтически, не как историческую действительность, а как предания, сказания. 4. Так как романтической гармонии нет места в становящейся действительности, возникает известный (романтический) конфликт идеала (мечты) и действительности, противопоставление того, что есть, и того, что возможно. Данный конфликт характеризует романтическое двоемирие, т.е. «сознание полярности идеала и действительности, ощущение разрыва, пропасти между ними, а с другой стороны, жажда их воссоединения» (А.М.Гуревич, с.7). Это одна из самых существенных черт романтизма, определяющая его глубинный пафос. 5. Из отрицания всемогущества разума и действительности рождается романтический герой. Романтический герой – это герой, находящийся во враждебном отношении с окружающим обществом. Он одинок в современной ему жизни, считает себя «человеком вне социальной среды» (Ф.Лессинг). Противостоит культу вещей, служебной карьере, мещанскому существованию, т.е. всему бездуховному в обществе. Это человек внебытовой, именно поэтому он чаще всего одинок и трагичен. Романтический герой – воплощение бунта против действительности. Это герой, который знал «одну лишь пламенную страсть». На нем лежит черта избранности, выделенности. Романтический герой бунтует против: Ø действительности, которая его не устраивает (английский тип романтизма); Ø бунтует против всего мира, жизни, идеал в потустороннем мире (немецкий тип романтизма). Необычность героя выражается во всем: в портрете (горящий взгляд, бледное чело, темные волосы); поступках (пленник, скиталец). Романтический герой показан на фоне необычной природы: море, горы, стихия, леса. Необычные перипетии связаны с самим героем. 6. Презирая толпу (тех, кто живет повседневными заботами), романтики интересовались людьми исключительными, личностями титаническими и могучими. (Отсюда противопоставление гения и толпы). 7. Отходя от реальной действительности, романтики особое место в своем творчестве уделяли экзотическому, которое, по их мнению, выходит за пределы реальности. Все далекое во времени и пространстве становится для них синонимом поэтического, следовательно, презираемому «здесь» противопоставляется таинственное «там». 8. Так как в центре внимания писателей-романтиков – человеческая личность, ее духовный мир, то они, как правило, изображают человека в напряженных жизненных ситуациях. Отсюда – острый драматизм и психологизм романтической литературы. 9.Один из принципов романтизма – программность, которая включает в себя определенные лейтмотивы, повторяющиеся на протяжении всего творчества того или иного поэта (например, В.А.Жуковский воспевает дружбу, любовь (элегии, песни), выражает свой эстетический взгляд – элегия «Вечер»). 10. Романтический культ – культ поэта и поэзии. Раз поэтическое чувство есть средство познания истины, то утверждение поэтического, высокого начала жизни – жизненное призвание поэта. Истинное предназначение искусства, с точки зрения романтиков, служение прекрасному, доброму, истинно человеческому. 11. Двойственность романтического миропонимания (дух и материя, мир реальный и мир ирреальный) обусловили изображение жизни в резких контрастах. Наличие контрастности – одна из характерных черт романтизма. 12. Интерес к фольклору. 13. Интерес к художественному переводу. Задача стояла не в создании точной копии переводимого текста, а в выступлении соперником переводимого автора. 14. Ввели в литературный оборот историзм. Часто изображали современные характеры на фоне исторического прошлого (Скотт, Гюго, Дюма). Своеобразие взглядов романтиков на историю (история не была понята как объективный, саморазвивающийся процесс) породило убеждение, что движение жизни можно направлять по желаемому руслу усилиями героических личностей. 15.Распространение романтизма привело к рождению новых и трансформации старых поэтических жанров(элегия, баллада (Жуковский, Катенин), поэма (Байрон, Пушкин), послание, трагедия, исторический роман (Скотт, Гюго, Загоскин) – традиционные для романтиков жанры). Лирика стала жанром, который подчинил себе в системе романтизма все другие, поскольку лирика изображает мир души. ХРОНОЛОГИЯ : Первый связан с войной 1812 года, которая породила поэзию Жуковского, Пушкина, декабристов. Вторая волна – после реакции на восстание 1825 г. Поражение восстания вызвало скепсис и разочарование, отрицание старых ценностей. Поэты стремились уйти от реального мира в мир философских идей. Обусловлено это недостатком социальных и политических идеалов в жизни. Гуревич указывает на три главных периода развития романтизма Ø 1801 – 1815 годы – период зарождения романтического направления в России (в недрах классицизма и сентиментализма) Ø 1816 – 1825 – время интенсивного развития (становится событием лит. жизни) Ø 1826 –1840 годы – последекабрьский период – романтизм получает самое широкое распространение в русской лит-ре: обретает новые черты, завоевывает новые жанры. Романтические настроения в это время значительно углубляются, и русские романтики окончательно порывают с традициями классицизма и сентиментализма. Испытывают воздействие со стороны нового лит. метода – реализма и сами воздействуют на него. Борьба заканчивается к середине 40-х годов. Традиционно романтиков делят на 2 течения: Ø активных (революционных): протест против царящего в мире зла и настроения борьбы Ø пассивных (созерцательных): мысль о господстве в мире каких-то высших сил, недоступных человеческому разуму. Отсюда мысль о необходимости подчиняться судьбе. Ø общее: едины в своем отрицании существующего общества, расчета, пошлости, скуки. Маймин Е.А. предлагает свою схему: · Романтизм Жуковского (условно-созерцательный) · Гражданский, революционный романтизм декабристов · Романтизм Пушкина – синтетический · Романтизм Лермонтова – синтез бунтарского, философского, гражданского, «байронического». Самойлова Г.М. говорит о 5 типах романтизма. · Элегический (Жуковского) · Античный (Батюшкова) · Ренессансный (Пушкина) · Философский (Веневитинов, Баратынский, Одоевский) · Революционный (Рылеев, Б.-Марлинский, Кюхельбеккер). ОТЛИЧИЯ: Русский романтизм шел в своем развитии по пути все большего сближения с жизнью. Изучая действительность в ее конкретно-историческом, национальном своеобразии, романтики постепенно приоткрывали тайны исторического процесса. Они искали пружины исторического развития в социальных факторах. Меньшая отчетливость, выраженность основных признаков, свойств романтизма. Более тесная (по сравнению с Европой) связь с другими лит. направлениями. Романтизм тесно соприкасался сначала с классицизмом и сентиментализмом, затем с идущим ему на смену критическим реализмом. Русские романтики (за небольшим исключением, например, Жуковского) старались избегать мистики. Поскольку считали, что действительное поэтично не одним инстинктом, но и рассудком. К тому же, русский романтизм никогда не противопоставлял себя просвещению, просветительской философии, основанной на абсолютном доверии к разуму. У русских романтиков заметно ослаблено внимание к индивидуальному, личностному началу, свойственно соборное начало. Не было культа индивидуализма (за некоторым исключением поэзии Лермонтова). Хотя тема индивидуализма звучала, связана была в основном с образом Наполеона. Раскрепощение человека в интимной жизни, эротика – появляется впервые также в романтизме. Но в русском романтизме, в отличие от европейского, эротизм никогда не переходил в порнографию. Связано это с русским менталитетом и православной верой. 23. Жизнь и творчество А.С.Пушкина 1827-1830 гг. Годы странствий (1826-1830). Встреча Пушкина с Николаем Первым состоялась 8 сентября 1826 года. В результате поэт, пообещав не действовать против власти, получил свободу и освобождение от общей цензуры. В этот период происходит ряд важных событий в жизни Пушкина: путешествие на Кавказ, знакомство с будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой, работа совместно с лицейским одноклассником Антоном Дельвигом в "Литературной газете". ü В творчестве этого периода преобладает социально-философская и политическая тематика: "Во глубине сибирских руд...", "Анчар", "Арион".
ü Сразу несколько произведений Пушкин посвящает теме Петра Первого: поэму "Полтава", повесть "Арап Петра Великого", стихотворение "Стансы". ü Интимная лирика представлена стихотворениями "На холмах Грузии", "Зимняя дорога", "Что в имени тебе моём...", "Я вас любил", "Брожу ли я вдоль улиц шумных...".
В апреле 1830 года Пушкин делает предложение Наталье Гончаровой и со второй "попытки" (по причине недостаточной, по мнению матери Гончаровой, политической благонадёжности поэта) получает согласие. Однако свадьба, назначенная на осень, откладывается: в Москве начинается эпидемия чумы, и Пушкин вынужден на три месяца уехать в село Болдино.
НЕ ПАНИКОВАТЬ, ЭТО ТОТ ЖЕ ПЕРИОД. Пятый период творчества Пушкина (сентябрь 1826-сентябрь 1830) хронологически определен возвращением поэта из ссылки и жизнью его до женитьбы на Н.Н. Гончаровой. Это года переездов и странствий, трагедии декабристского движения и стремления обрести семейный очаг, влюбленности в Гончарову и своеобразного подведения итогов в законченном романе «Евгений Онегин». Признание «лета к суровой прозе клонят» реализуется в работе над «Повестями Белкина», открывающими прозаический период творчества. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», характеристика: Книга-сборник: 5 повестей Ø «Выстрел» (реализм) Ø «Метель» (= «Светлана» Жуковского): замута в том, что Марья Гавриловна любит Владимирова Николаевича, но вот песат — ентот мудак ошибся церковью и умер под Бородином, но гусарский полковник (не даром, что гусар!) Бурмин оказался не промах — ему удалось склеить как раз ту телачку, с которой он случайно обвенчался. Пиздец. Ø «Станционный смотритель» (=сентиментализм, отсылки к Карамзину): Дуня, Самсон Вырин. [!] Текст пародический, так как, в отличие от БЛ, Дуня норм устроилась и не сдохла. МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК. Ø «Барышня-крестьянка» (= отсылки к Карамзину и Шекспиру): Алексей (тип Карамзинский Эраст, как, впрочем, и каждый второй фраер из руслита) + Лиза (ну вы поняли, да?), она же Акулина = нет повести печальнее на свети, чем о махаче Монтекки с Капулетти. В одной из отдалённых губерний в имении своём Тугилове живёт отставной гвардеец Иван Петрович Берестов, давно овдовевший и никуда не выезжающий. Он занимается хозяйством и почитает себя «умнейшим человеком во всем околотке», хотя ничего не читает, кроме «Сенатских ведомостей». Соседи любят его, хотя и считают гордым. Лишь ближайший его сосед Григорий Иванович Муромский не ладит с ним. Муромский завёл у себя в имении Прилучине дом и хозяйство на английский манер, консервативный же Берестов не любит нововведений и критикует англоманию соседа. Ø «Гробовщик» (= элементы готической повести). Дата написания 1830 год, село Болдино Дата публикации 1831 год. Несколько рассказчиков. Каждая история рассказана Белкину кем-то, повести изданы другом Белкина по его записям. Белкин — вымышленный персонаж, молодой помещик, занимавшийся на досуге сочинительством и умерший в 1828 г. Созданы «Маленькие трагедии», в которых отразился европейский мир и сознание европейского человека, т.е. наметился философский, расширительный подход к изображению мира. Тематический и жанровый диапазон пушкинской лирики все более расширяется. Гражданские, политические стихи, независимо от адресата, связаны с одним и тем же кругом понятий — надеждой, славой, добром. Они определяют, по Пушкину, нормы поведения и общения, по ним поэт характеризует свои отношения к царю (Стансы, Друзьям) и к декабристам («Во глубине сибирских руд»). Память о декабристах, верность дружеским идеалам пронизывает стихи «Арион», «19 октября 1827 г.» и т. д. Одновременно в пушкинской поэтике этого периода возникают концентрированные образы зла, смерти («Аквилон», «Анчар»). Все значимее звучит в лирике тема поэта, соединяясь с темой трагической судьбы автора («Дар напрасный, дар случайный», написан в день рождения, 1828 г.) «Воспоминание» — с одной стороны, и с другой, ежегодные стихи о поэте как выражение авторской позиции: Поэт — 1827, Поэт и толпа (или Чернь) — 1828, Поэту — 1830).
24. «Болдинская осень» в творчестве Пушкина. Болдинская осень (сентябрь — декабрь 1830) : ü Один из самых плодотворных периодов в творчестве Пушкина ü Здесь поэт завершает работу над романом в стихах «Евгений Онегин» (дальшее будет подробнее, поэтому здесь не останавливаюсь). ü Пишет пять повестей, составивших цикл «Повести Белкина» (см. выше), цикл «Маленькие трагедии», более тридцати стихотворений, среди которых «Моя родословная», «Прощание», «Безумных лет угасшее веселье». Элегия
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |