Основные тематические группы лирических песен.
1. Семейно-бытовая песня. Сюда мы включаем песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества 2. Трудовые песни. Мы считаем, что к данной группе традиционных 3. Отходнические песни включают следующие: бурлацкие; чумацкие; ямщицкие. 4. К удалым песням относим: разбойничьи; каторжные; тюремные. 5. Отдельно выделяем шуточные, сатирические, хороводные. 6. В особую группу относим песни литературного происхождения.
Реальность лирической песни представлена не только в описании картин Художественное своеобразие. В Л.п. используется 2 художественные системы: 1. Описание; 2. Иносказание, построенное на символике. В песнях есть свой условный язык, который состоит из традиционных формул. Без знания трудно понять содержание Л.п. В песнях внутреннее состояние передается через внешнее (сидение – формула грусти, задумчивости.). Чувства человека раскрываются в сопоставление с природой. Символы устойчивы, песенная символика восходит к архаическим представлениям. Символичны песенные персонажи, растения, животные. В песнях присутствует богатая цветовая гамма , причем в одном тексте встречается до 10 цветовых сочетаний. Цвет не имеет символический характер, он носит оценочный характер. Народная песня выражает типовые эмоциональные состояния, которые человек переживает в типичных жизненных ситуациях (общечеловеческое). Человек – носитель коллективного сознания (лирический субъект). Обобщенно-личное «я» => отсутствие индивидуальности. Герои – это выходцы из простого народа: девушки и молодцы из крестьянских семей. Они обладают богатым внутренним миром и нежеланием смириться с окружающей несправедливостью. Так рождаются жалобы, переживания, плачи героев. Вопрос 41 41.Народный жестокий романс: проблема возникновения жанра, специфика лиризма, богатство тематики и проблематики, своеобразие поэтики.( по книге «Современный городской фольклор»).
Жестокий романс входит в семью « народных» романсов, состав которой определяется по-разному. М.С.Петровский разделил все романсы на камерные и бытовые, последние, в зависимости от социальной принадлежности, на три разновидности: романс мещанской гостиной- «ах-романс», романс богемы и цыганского концерта – «эх-романс» и «жестокий» романс, звучащий в городских низах, на улице, в трактире, на заводской окраине, в подвале и на чердаке. Это движение романса сверху вниз по социальной лестнице Петровский комментирует так: « Чем ниже спускается романс по социальной лестнице, тем больше он приближается к лиро-эпическому строю, тем сильнее в нем фольклорные и мифопоэтические элементы».
Б.М.Добровольский - этномузыковед, выделял четыре вида романса: 1. романс как поздняя форма семейно- бытовых песен 2.мещанский романс 3.русский бытовой романс 4.романс- баллада
Жестокий романс всегда повествователен, всегда «некая» история – и в этом принципиальное отличие его от романса бытового, лирического по своей природе.
В 20 в. Большинство жестоких романсов записано в русской деревне.
«Жестокий романс – это те городские романсы, которые сочетают сюжетную претенциозность с лексической, особенно подчеркивают трагизм изображаемого в произведении события и накал человеческих страстей, вызванных им…Их герой не стремится к пересозданию действительности, к борьбе за высокие общественные идеалы. Его поступками движет гипертрофированное личное чувство» (Я.И.Гудошников).
Жестокий романс излагает драматическую историю, нередко – с трагическим исходом, поэтому он и «жестокий».
Широкому распространению жестоких романсов способствовала эстрада, бульварная литература.
Эстетика жестокого романса оказалась притягательной и для молодого русского кинематографа. Названия ранних русских фильмов берутся из романсов: «Мой костер в тумане светит», «Отцвели уж давно хризантемы в саду».
Так жестокий романс оказывается « своим» в городской массовой культуре конца 19- начала 20 вв., которая складывается на основе народных традиции, но по законам профессионального искусства. Отсюда двойственность, тот особый характер, который побуждает говорить о ней как о «третьей культуре».
Несмотря на связи жестокого романса с продуктами городской культуры, он имеет прочные фольклорные корни. Давно отмечена его близость к фольклорной балладе (генетическая связь). Это заметили Н.П.Андреев: «вторая половина 19 в. Уже переводит баллады в романсы», Э.В.Померанцева: «На известной стадии развития устного творчества жестокий романс является функциональным эквивалентом баллады».
По мнению Д.Балашова, жестокий романс развивается на основе жанра баллады. Сам термин «жестокий романс» в грудах Д.Балашова не фигурирует. Произведения данного жанра он рассматривает в составе «новейшей полулитературой (в известной своей части мещанской) баллады, теснее всего смыкающейся с другим несенно-фольклорным явлением, также полулитературного происхождения - романсом» Определяя содержательные, идейные и жанровые особенности новой баллады, ученый - наряду с традиционными сюжетами баллад, переработанными и сокращенными - обращает внимание на вновь возникшие на русской почве произведения. К ним он относит «самостоятельные, народные сочинения, где романтической страной, далекой от привычной, обыденной действительности, является море, где поэтизируется жизнь рыбаков и матросов», атакже «романсы», которые, в отличие от баллад, создавались «не для чтения, а для пения» «В народной среде баллады, частично по той же причине, получали распевы, очень близкие к романсным (так, баллада «Рыбак и жена охотника» поется на мотив известного мещанского романса «На Муромской дорожке стояли три сосны...»). Переплетение новой баллады с романсом было очень сильным и в силу лиризма, присущего новой балладе. Иногда грань между романсом и балладой весьма относительна». Действительно, именно определенная зыбкость границ между балладой и жестоким романсом является причиной его невыделения в отдельный раздел в сборниках русских баллад.
Также В.Я.Пропп, исследуя жанровые признаки русской баллады по сборнику «Народные баллады» под общей редакцией Л.М.Астаховой, обнаруживает среди текстов произведения, относящиеся, но его мнению, именно к жестокому романсу. В.Я. Пропп выделяет главную отличительную черту романса: «По сюжету может совпадать с балладой. Отличается от нее мелодраматизмом»
Содержательная и поэтическая близость жестокого романса балладе: 1. трагический характер жанрового конфликта (человек и Рок, Судьба), 2. сходство принципов построения системы образов (столкновение между близкими, родными людьми), 3. напряженность и драматичность взаимоотношений м\д персонажами, 4. нравственный максимализм этических установок.
Почему в новую эпоху жестокий романс стал «функциональным эквивалентом баллады»? Потому что и новая эпоха, наступившая после отмены крепостного права, обозначила кризис традиционных ценностей, связанных с патриархальным укладом жизни. Но романс защищает и утверждает эти ценности – ценой жизни героев своих. Здесь торжествует высшая справедливость, зло выставлено напоказ и осуждено.
Демократизация – смысл перемен, происшедших в балладе, ставшей жестоким романсом. Демократизация балладного жанрового содержания в жестоком романсе: «жестокий романс произвел массовые переселения балладных героев. Роман указывает без обиняков: «муж был шофер, жена – счетовод». Не терема, а захолустные домишки, где стоят буфеты и кровати с никелированными шишечками, не своды православного храма, а перроны вокзалов, городские бульвары и клубные ечеринки – меняется среда, меняются ее обитатели, маленькие люди большого города» (Е.А.Костюхин).
Специфика поэтики жестокого романса: 1. романс указывает на несовершенство мира вообще, 2. романс вызова эпохе не бросает, а только лишь сетует, утверждает высокие ценности, 3. в мире жестокого романса главная ценность – любовь. Когда она рушится, жизнь теряет смысл. Причины трагедий не важны, даже не всегда указаны. Одна универсальная причина – рок, судьба. 4. романс останавливает мгновение и продлевает его вечность 5. « романс – жанр окончательных приговоров, не подлежащих пересмотру. Поэтому он претендует на высокую страсть, доводя ее до надрыва. Никаких компромиссов, полутонов – романс любит краски яркие, лубочные. Окончательные приговоры обретают характер сентенций, и романс откровенно дидактичен, назойливо взбивает в сознание свои моральные ценности и рекомендации» (Е.А.Костюхин). 6. гиперболизация, 7. широко пользуясь обветшалыми лирическими штампами, жестокий романс создает собственную поэтику, 8. героини романса идеализированы
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3936)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |