Общая характеристика законов Хаммурапи.
Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей: 1) введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства; 2) 282 статьи Законов; 3) обширное заключение. Источниками при составлении сборника послужили: обычное право; шумерские судебники; новое законодательство. Законодательству Хаммурапи известныдоговоры: аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены; поручения. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное' ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог, продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Ведениепроцессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются по рядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения: 1) ограничение максимального срока отработки долга тремя годами; 2) ограничение процентов, взимаемых ростовщиком; 3) ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. Древнекитайское государство, его общественный строй. Общественный строй . При переходе от общинно – родового строя к классовому в китайском обществе можно выделить три основных социальных слоя: а) привилегированной правящей родовой аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесемейных (клановых) объединений. б) свободными крестьянами-общинниками. в) бесправными рабами, которые находились в услужении у представителей знати. Господствующий класс занимали : • Светская аристократия • Жреческая знать • Аристократия подчиненных племен История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии : Период - период Шан (Инь) (XVHI-XI вв. до н. э.) - происходит становление -рабовладельческого общества. Причем, в этом периоде прослеживается еще два периода: а) ранний Шан (XVIII-XV вв. до н. э.) - характерны лишь начальные этапы процесса классообразования; б) поздний Шан (XIV-XI вв. до н. э.) - полностью складывается классовое общество; Период - период Чжоу (XI-III вв. до н. э.) - возникает иерархическая социальная система; Период - период Цинь (221-201 гг. до н. э.) - период Хань (с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э.) появляются зачатки новых, феодальных отношений.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (602)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |