Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС 12. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ ОТНОШЕНИЙ



2019-08-13 408 Обсуждений (0)
ВОПРОС 12. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ ОТНОШЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Выделяют следующие правовые формы использования природных ресурсов:

возникающие на основании административного акта: право постоянного или временного природопользования, право пожизненного наследуемого землевладения;

возникающие на основании договора: право частной собственности на землю, право пожизненного наследуемого землевладения, аренда природных ресурсов, концессия природных ресурсов, сервитут.

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» особенно обращает внимание на такие, основанные на договоре, формы использования природных ресурсов, как аренда и концессия.

Аренда природных ресурсов. Общие положения об аренде как договоре имущественного найма определены в главе 34 ГК. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законодательством или собственником сдавать имущество в аренду. Так, в соответствии со ст. 44 КоЗ арендодателями земельных участков являются сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и города Минска), районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции, которые осуществляют названное правомочие от имени собственника – Республики Беларусь. Арендаторами природных ресурсов могут быть юридические и физические лица Республики Беларусь, лица без гражданства, иностранные юридические и физические лица, ино­странные государства, международные организации.

Граждане Республики Беларусь, в частной собственности которых находятся земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства и дачного строительства, могут передавать их в аренду гражданам Республики Беларусь при условии сохранения целевого назначения этих земельных участков, а также с учетом того, что жилые дома, дачи и садовые домики могут передаваться в аренду только вместе с земельным участком.

Концессия природных ресурсов. Под концессией понимается договор, заключаемый Республикой Беларусь с национальным инвестором (юридическим лицом частной формы собственности либо (и) юридическим лицом, в имуществе которого доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также государственных организаций составляет не более 25 процентов), или иностранным инвестором о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь предусматривает использование на условиях концессии земель, недр, вод, лесов (ст. 51). Использование природных ресурсов на условиях концессии осуществляется в соответствии с нормами природоресурсного законодательства. По одному концессионному договору концессионеру может быть передано одновременно несколько разных объектов.

Отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения природопользования и охраны окружающей среды, будучи урегулированными нормами экологического права, становятся экологическими правоотношениями. Посредством правоотношений экологическое право приводится в действие и реализуется, т.е., достигаются поставленные в нем цели. Без правоотношений как формы проявления экологического права оно не действует.

Но не все экологические отношения становятся правоотношениями, а только те из них, которые выражены в нормах права, закреплены в законодательстве и в развитии которых заинтересовано государство. Это связано с тем, что одни экологические отношения вообще не требуют правового регулирования, другие в данный момент не могут быть урегулированы нормами экологического права, а третьи регулируются нормами других отраслей права.

 

Отличительные особенности экологических отношений от экологических правоотношений:

1. Экологические правоотношения являются правовой формой экологических отношений.

2. В экологических отношениях стороны свободны в выборе вариантов своего поведения, то в экологических правоотношениях эти варианты ограничены и регламентированы законом (граждане обладают неограниченным правом общего природопользования в лесах (сбор грибов, ягод, отдых и др.). Но когда интересы экономической и противопожарной безопасности в этих лесах требуют введения специальных правил, то граждане, становясь субъектами экологических правоотношений, получают ограничение в виде запрета пребывания в определенных участках леса в определенное время, обязанности соблюдения противопожарных правил в лесах и др.).

3. Экологические отношения могут возникнуть при любых условиях, а экологические правоотношения возникают только на основе и во исполнение правовых норм, устанавливающих определенные правила поведения сторон экологических отношений (если общее лесопользование, осуществляемое гражданином путем сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т.п. без применения технических средств, устройств и сооружений, может осуществляться им в любое время и по своему усмотрению, то специальное лесопользование с применением таких средств - только после реализации правовых норм о приобретении лицензии на такие виды лесных пользований).

4. Как правило, экологические правоотношения составляют предмет экологического права. Однако экологические отношения, могут входить в этот предмет, зачастую являются «потенциалом» для последующего правового урегулирования. (Так, остаются пока неурегулированными отношения по охране атмосферного воздуха от нерационального воздухозабора его в промышленных или иных целях, хотя они и входят в предмет экологического права.)

Юридические признаки, наличие которых позволяет признать ту или иную часть природы объектом экологических правоотношений:

1) естественное происхождение;

2) естественная связь с окружающей средой;

3) выполнение жизнеобеспечивающих функций (факультативный, поскольку ему отвечают не все части природы, например, животные и растения, включенные в Красную книгу).

 

ВОПРОС 13. СОДЕРЖАНИЕ ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Содержание правоотношенийэто объем прав и обязанностей субъектов.

Права и обязанности субъектов природоресурсных отношений перечислены в Законе «Об окружающей среде» и других актах.

Граждане имеют право:

· создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы;

· обращаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной экологической информации;

· принимать участие в обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду;

· вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

· оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;

· обращаться в государственные органы, иные организации в письменной, электронной или устной форме, а также вносить индивидуальным предпринимателям замечания и (или) предложения в книгу замечаний и предложений по вопросам охраны окружающей среды и получать мотивированные ответы.

Граждане обязаны:

· соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды;

· повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения;

· беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;

· выполнять требования в области обращения с отходами;

· выполнять требования пожарной безопасности;

· соблюдать правила охоты и рыболовства;

· выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах;

· выполнять требования (предписания) государственных органов и должностных лиц, осуществляющих контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

· возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вред, причиненный их действиями окружающей среде.

· предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду, и о приостановлении (запрете) хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду.

Правоотношение обычно возникает, изменяется и прекращается на основании не одного, а совокупности юридических фактов, образующих фактические составы. При этом для каждого вида природных объектов и комплексов характерны свои фактические составы.

• Так, для получения в пользование или собственность земель это могут быть: заявка, согласование, решение, земельный отвод и выдача государственного акта на право землепользования или собственности.

• При предоставлении в пользование недр необходимы ходатайство, согласование, экспертиза, решение, горный отвод, лицензия или иной документ, удостоверяющий право недропользования.

• Лесопользования осуществляются на основании заявок, лесорубочных билетов (ордеров) и лесных билетов.

• Для осуществления сложных и экологически опасных пользований водами требуются заявки, согласования, экспертизы, разрешения на специальное водопользование, а иногда даже отграничение предоставленных водных объектов в натуре по сухопутным или другим ориентирам.

• В процессе использования атмосферного пространства для полетов или запусков ракет необходимы заявки, специальные разрешения и оконтуривание трасс, линий и коридоров атмосферопользования.

• Использование животного мира должно осуществляться при наличии охотничьих или рыболовных билетов и (или) лицензий на добычу соответствующего дикого животного.

• По заявкам и специальным разрешениям производятся некоторые пользования растительным миром и т.д.

Как правило юридические составы состоят из следующей совокупности юридических фактов, расположенных в определённой последовательности:

- заявка;

- согласование мест расположения предполагаемых природопользований;

- рассмотрение ходатайств компетентными государственными органами и вынесение по ним решений;

- выдача специальных разрешений (лицензий);

 - отграничение (отвод) указанных объектов на местности (в натуре);

- выдачу документов, удостоверяющих на них соответствующее право (право собственности или право природопользования).

В отдельных случаях требуются экспертизы или иные заключения о возможности и целесообразности осуществления природопользования.

В качестве оснований изменения права природопользования могут быть юридические факты в виде событий (лесной пожар, заболевание или стихийное возгорание леса, эпизоотия и массовая гибель диких животных, вносящие юридически значимые коррективы в существующие права пользования лесом и животным миром) или действий (нарушение плодородного слоя почвы, повреждение или загрязнение лесов, браконьерство и другие нарушения, влекущие изменения содержания соответствующего вида права природопользования).

Конкретными основаниями прекращения экологических правоотношений являются:

• минования надобности в осуществлении природопользования;

• истечения сроков природопользования

• добровольного от него отказа;

• необходимость изъятия природных объектов для государственных либо общественных нужд;

• использования указанных ресурсов не по целевому назначению;

• систематического невнесения в установленные сроки платежей за природопользование;

• ликвидации или реорганизации юридического лица, смерти физического лица, выступавших в качестве природопользователей и (или) земельных собственников

• прекращение трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земельный надел; нерациональное использование природного объекта и т.д.

• аннулирование права на специальное природопользование (лесорубочного билета (ордера) или лесного билета).

Содержание экологического правоотношения – это субъективные права и обязанности, т.е. права и обязанности, принадлежащие субъектам в каждом конкретном экологическом правоотношении. Эти права и обязанности зависят от категорий субъектов указанных правоотношений, целей, видов и характера природопользования или природоохранных работ и мероприятий.

Содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности участников экологических правоотношений. Субъекты экологических правоотношений реализуют их путем совершения активных действий, например, добычи полезных ископаемых, проведения государственной экологической экспертизы, либо путем воздержания от совершения тех или иных действий, запрещенных законодательством.

Содержание экологических правоотношений зависит от отнесения их к тому или иному виду, состава участников, особенностей объекта. Так, круг прав и обязанностей лесопользователей, водопользователей, недропользователей определен соответствующих нормативно-правовых актах. Они охватывают отношения как между природопользователей как между собой, так и между ними и государством - собственником лесов, вод, недр.

Содержанием правоотношений собственности на природные объекты и ресурсы являются права и обязанности собственников: государства, юридических и физических лиц по владению, пользованию и распоряжению природными объектами и ресурсами.

Экологические правоотношения в области управления имеют своим содержанием права и обязанности государственных органов общей и специальной компетенции, а также природопользователей и собственников природных объектов и ресурсов по планированию природопользования, ведению кадастров природных ресурсов, осуществлению мониторинга за состоянием окружающей среды, проведению государственной экологической экспертизы планируемой хозяйственной деятельности, обеспечению экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности, осуществлению контроля в области охраны окружающей среды и другой управленческой деятельности.

Содержание охранительных экологических правоотношений определяется характером нарушения экологического законодательства и особенностями возникающей ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной.

 



2019-08-13 408 Обсуждений (0)
ВОПРОС 12. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ ОТНОШЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС 12. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)