Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Первый позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер)



2019-08-13 206 Обсуждений (0)
Первый позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер) 0.00 из 5.00 0 оценок




Позитивизм представляет собой философское направление, в котором с большой силой подчеркивается ценность позитивного, научного знания по сравнению с идеологическими утопиями и философскими умозрениями. Родоначальник – О. Конт (1798-1857), основные идеи которого были изложены в работах «Курс позитивной философии», «Дух позитивной философии», «Система позитивной политики». По Конту, челов интеллект проходит 3 степени развития: 1 – состояние теологическое, или фиктивное (мифы и религия), 2- состояние метафизическое, или абстрактное (философск объяснение мира), 3- состояние научное, или позитивное (научное познание мира). Отсюда негатив отношение к философии и высокая оценка науки и научного подхода. Для Конта наука – твердые, несомненные, устойчивые данные. основн дело науки – собирать и систематизировать их. Основн методы научного познания – наблюдение, а главн функция науки описание. Во Франции идеи Конта не были популярны, но были встречены с энтузиазмом в Англии благодаря Г.Спенсеру (1820-1903). Для Спенсера наука – это вообще всякое знание. Спенсер приблизил науку к здравому смыслу среднего человека. С точки зрения Спенсера, весь мир развивается эволюционно. Эволюция заключается в переходе от простого к сложному, в котором первоначально нерасчлененное единство сменяется дифференциацией. Конечным пунктом эволюции является интегрированная целостность. Идея всеобщего эволюционного развития схематична и умозрительна, но в определенной мере она предвосхитила теорию эволюции Ч.Дарвина и подготовила почву для ее быстрого признания. Общая схема эволюции использована спенсером и для истолкования развития науки. За гранью познанного простирается темная область непознаваемого. В этой области непознаваемого Спенсер находит место для религии. Спенсер говорит о мирном сосуществовании религии и науки, чем и обеспечивает себе симпатии респектабельной публики.Второй позитивизм (Э.Мах, Р.Авенариус)Новый всплеск интереса к позитивизму пришелся на конец 19 в. Теперь им увлеклись не только философы, но и физики. Лидером становится австр физик Эрнст Мах(1838-1916), который придает позитивизму новую форму, получившую название эмпириокритицизм (критика опыта). Вместе с Махом идеи позитивизма в этот период разрабатывали физхимик В Ф Оствальд, философ Р Авенариус, физик Дюгем и др. Почему овь стал моден позитивизм? Коней 19в-переломная эпоха в науке. К концу 19в были открыты явления, которые невозможно объяснить с позиций механики, как это успещно получалось до середины 19 в. Философия Моха выразила умонастроение ученых на рубеже 19-20вв., но быстро потеряла свою привлекательность, когда ученые приступили к созданию теорий для объяснения явлений, которые не носили уже механического характера. Основные положения философии Маха: 1- мир состоит из элементов, которые представляют собой соединение физического и психического. Эти элементы однородны и равнозначимы; 2- между элементами мира нет отношений «сущности-явления2, «причины-следствия». Единственный вид отношений-фунциональные. В функц отношении изменение, возникновение или существование одной из его сторон сопровождается определенным изменением, возникновением или существованием другой стороны. 3- Из науки должно быть изгнано понятие «причина» и заменено понятием «функция», тк между элементами мира существуют только функциональные отношения. 4- Принцип экономии мышления. Все закона науки не более чем описания, а теория – худший вид описания, ибо она дальше всего отстоит от объекта. Но мы вынуждены пользоваться теориями, поскольку они в сжатом виде аккумулируют в себе огромное множество отдельных описаний, которые трудно было бы запомнить и воспроизвести. Третий позитивизм Как направление философии науки, третий позитивизм (логический позитивизм, «Венский кружок» или неопозитивизм) возник из дискуссий группы интересующихся философией учёных-специалистов (математиков, физиков, социологов), которые в 20-х — 30-х годах регулярно собирались в Венском университете. Участники этого кружка были вдохновлены успехами двух видных мыслителей XX в.: Бертрана Рассела в области оснований математики и его ученика Л. Витгенштейна, положившего математические идеи Рассела в основание своей философии («Логико-философский трактат»). Логические позитивисты решили перенести логико-математические идеи Рассела и Витгенштейна на философию науки и построить её, подобно математике, аксиоматически. Базисом (аксиомами) должны были служить бесспорные эмпирические факты (т. н. «протокольные предложения»), а все теории должны получаться из базисных утверждений путём логических выводов.Логический позитивизм выдвинул ряд требований в числе которых отказ от гегелевской метафизики понятий, так как невозможно получать новые знания только путём анализа понятий и их определений. Философия должна быть не системой абсолютного знания, а методом критического исследования. Задача философии: прояснения смысла понятий с помощью логического анализа.В поисках истинного знания следует обратиться не к психологическому анализу восприятий, а к логическому анализу языка. Методы анализа языка были разработаны Г. Фреге, рассмотревшим структуру слова и нашедшим, что слово имеет три компоненты: смысл, значение, денотат (треугольник Фреге). Денотат — это обозначаемый предмет. Значение собственных имен — обозначаемые предметы; предложений — истинностное значение (истина/ложь); понятий — неопределено. Понятие — функция аргумента, его значение «ненасыщено», в отличие от собственных имен не означает некий предмет. Смысл появляется только на уровне высказывания и связан не с предметом, а со способом его задания. Фреге считал, что если имя не имеет объекта, то оно бессмысленно.Бертран Рассел (1872—1970) отказался от понятия смысла и принял существование только значений. Слова он рассматривал как имена универсалий, их значение суть некоторая дескрипция, принимаемая человеком (теория дескрипций). Но, отказавшись от понятия смысла, Рассел столкнулся с проблемой значения терминов, обозначающих несуществующие объекты: если А — некоторое имя, то, если оно не бессмысленно, объект должен существовать. Но если объекта нет? Он предположил, что имена — не обозначение реальности, а только сокращенные дескрипции.



2019-08-13 206 Обсуждений (0)
Первый позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Первый позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)