Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Открытие книгопечатания и его культурные последствия.



2019-08-13 558 Обсуждений (0)
Открытие книгопечатания и его культурные последствия. 0.00 из 5.00 0 оценок




Первое книгопечатание возникло в Китае, в 9 веке. Печатанье производилось при помощи специальных гравюрных досок, на которые наносились чернила. К доске прижимался лист бумаги, буквы отпечатывались, образовывая, таким образом, печатный текст. Дальнейшее развитие и усовершенствование книгопечатания происходило в Средневековой Европе. В конце 14 века европейские государства переживали рассвет торговли, производство становилось мануфактурным. Рукописные издания книг уже не могли удовлетворить всех потребностей общества.

Изобретение книгопечатания при помощи металлических наборных литер – заслуга известного немецкого ювелира Иоганна Гуттенберга. Именно он разработал идею первого печатного станка. Поначалу Гуттенберг сохранял свою разработку в секрете, так как это могло вызвать негодование католической церкви. Но уже в 1446 году мир увидела первая печатная книга «Троянская хроника».

Первым русским книгопечатником был Иван Федоров. Именно он издал первую печатню книгу на территории Русского государства – «Апостол».

Ранее книгопечатание было ориентировано на духовное просветление общества. Первые печатные книги носили преимущественно теологический и философский характер. В то время в обществе господствовала церковь, и первые книгоиздатели не хотели вызвать на себя гнет римского духовенства.

Так одной из первых книг Гуттенберга – «Донат» являлась пособием для студентов по изучению латинского языка, на котором осуществлялись богослужения в средневековых храмах. С началом Ренессанса в первых типографиях происходил книгопечатный бум: воспользовавшись духовным оживлением общества, книгоиздатели пытались напечатать все книги, которые были ранее созданы человеком.

Мир увидели печатные труды древнегреческих и древнеримских мыслителей – «География» Страбона, «История» Плиния, «Начало геометрии» Евклида. В 1493 году в Нюрнберге была напечатана «Книга хроник» знаменитого немецкого врача Г. Шеделя, которая побила рекорд по количеству изданных экземпляров – около 1000.

Влияние первых печатных книг на общество

Печатные книги произвели духовную революцию в обществе. До эпохи книгопечатания людям были недоступны многие литературные труды, ведь большинство книг в рукописном виде хранились в монастырях и церквях. С развитием и становлением книгопечатания, книги стали доступными практически каждому человеку.

Именно это стало решающим фактором наступления эпохи просвещения. Одной из первых печатных книг была Библия.

12 Славянская языческая Мифология. фольклор и литература у славян Славя́нская мифоло́гия — совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. Славя́нское язы́чество — реконструируемая по данным языка, фольклора, обрядов, обычаев и верований древних славян система дохристианских представлений о мире и человеке, основанная на мифологии и магии.

Славянская мифология формировалась на протяжении длительного периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и др.[3].

Об устном поэтическом творчестве (фольклоре) древних славян приходится в значительной мере судить предположительно, так как его основные произведения дошли до нас в записях нового времени (XVIII—XX вв.)

Нам известны свидетельства о поморском (на о. Рюген) пантеоне с богом Святовидом и пантеоне Киевском. Главными богами в нем считались Сварог — бог неба и огня, Даждьбог — бог солнца, податель благ, Перун — бог молнии и грома и Велес — покровитель хозяйства и скота. Им славяне приносили жертвы. Духи природы у славян были антропоморфными или зооморфными, либо смешанно антропо-зооморфными в образах русалок, дивов, самодивов — леших, водяных, домовых.

Мифология стала воздействовать на устную поэзию славян и значительно обогатила ее. В песнях, сказках и легендах стали объясняться происхождение мира, человека, животных и растений. В них действовали чудесные, говорящие по-человечьи животные — крылатый конь, огненный змей, вещий ворон, а человек изображался в его отношениях с чудовищами и духами.

В дописьменный период культура художественного слова славян выражалась в произведениях фольклора, который отражал общественные отношения, быт и представления общинно-родового строя. Важную часть фольклора составляли трудовые песни, которые нередко имели магическое значение: они сопровождали обряды, связанные с земледельческими работами и сменой времен года, а также с важнейшими событиями жизни человека (рождением, бракосочетанием, смертью). В обрядовых песнях основой служат просьбы к солнцу, земле, ветру, рекам, растениям о помощи — об урожае, о приплоде скота, об удаче на охоте. В обрядовых песнях и играх возникали зачатки драмы.

Древнейший фольклор славян был разнообразен по жанрам. Широко бытовали сказки, пословицы и загадки. Существовали и топонимические предания, сказания о происхождении духов, навеянные и устной традицией и более поздней традицией — библейской и апокрифической. Отголоски этих преданий сохранили для нас древнейшие летописи.

У древних славян существовали музыкальные инструменты, под аккомпанемент которых пели песни (упоминаются гусли, гудки, свирели, трубы).

С образованием государств, принятием христианства и возникновением письменности в фольклор входили новые элементы. В песнях, сказках и особенно легендах стали совмещаться старая языческая мифология и христианские представления. Рядом с ведьмами и дивами появляются Христос, Богородица, ангелы, святые, а события происходят не только на земле, но и в раю или в аду.

На основе поклонения Велесу возник культ святого Власия, а Илия-пророк завладел громами Перуна. Христианизировались новогодние и летние обряды и песни. Новогодние

обряды прикрепились к рождеству Христову, а летние — к празднику Иоанна Предтечи (Иван Купала). В народно-поэтические произведения постепенно проникала рифма и строфическое членение.

Словенское народное творчество уже в IX—X вв. усвоило не только литературные сюжеты, но и поэтические формы, например балладу — жанр романского происхождения. Так, в X в. в словенских землях стала популярной баллада с трагическим сюжетом о прекрасной Виде. В этой балладе рассказывается о том, как арабский купец заманил на свой корабль прекрасную Виду, пообещав ей лекарство для больного ребенка, а затем продал ее в рабство. Но постепенно в песнях усиливались мотивы, отражающие действительность, социальные отношения (баллады «Мнимо мертвые», «Молодой конюх»).

Популярны были песни о встрече девушки с заморскими рыцарями, борьбе с «неверными», что было, очевидно, отражением крестовых походов. В песнях есть следы и антифеодальной сатиры.

Новым и важным явлением болгарского и сербско-хорватского народного творчества в XII—XIV вв. было возникновение и развитие эпических песен. Этот процесс прошел две ступени: сначала возникли песни бытового содержания, отразившие своеобразие социальных отношений и быта раннефеодального общества, почти одновременно с ними складывались и героические песни.

Южнославянский эпос (эпическим песням южных славян свойственны общие сюжеты, в основе которых лежат события борьбы с соседними народами, общие герои, общие выразительные средства и формы стиха (так называемый десятисложник)).

Сербскохорватский эпос —Песни отразили особенности раннефеодальных отношений, политического строя и культуры того времени. В одной из песен Стефан Душан говорит: Обуздал я воевод строптивых, Подчинил их власти нашей царской. В песнях выражены мысли о необходимости поддержания государственного единства, внимания феодалов к народу. Стефан Дечанский, умирая, завещает сыну: «Береги народ, как свою голову».

Ярко изображают песни феодальный быт, отношения князя и его дружин, походы, битвы и поединки, военные состязания.

Наиболее ранние песни, так называемый докосовский цикл, посвящены событиям времени правления сербской княжеской (с 1159 г.), а затем королевской (с 1217 г.) династии Неманичей. Они носят религиозную окраску и рассказывают о «святых делах» и «праведной жизни» сербских правителей, многие из которых были канонизованы церковью как святые: в песнях осуждаются феодальные раздоры и междоусобицы.

Немало песен посвящено Савве, основателю сербской церкви. Эти наиболее ранние песни — ценный памятник культуры. Они дают яркое художественное обобщение судеб родной земли, отличаются большой содержательностью сюжетов и образов, замечательным мастерством поэтического слова.

 

№ 13 Становление славистики,славянское языкознание, крупнейшие слависты

Славистика изучает материальную и духовную культуру славянских народов через языковой анализ письменных, фольклорных и культурных текстов, изучает их языки, историю, этнографию, археологию - всё, что позволяет говорить о славянах как особой языковой и культурной группе населения земного шара. Более узким разделом славистики является славянская филология, исследующая славянские языки, их возникновение, историю, современное состояние, диалектное членение, историю и функционирование литературных языков.

Первый этап развития славистики связан с началом роста национального самосознания славян. Он приходится на XIV - конец XVIII в. и, что вполне естественно, носит пока спорадический характер.

Второй этап (конец XVIII - первая половина XIX в.) Идеи объединения славян витают в воздухе постоянно. Они носят то экспансивно-завоевательный, то освободительный, то просветительский, то дружественный характер. Еще во второй половине XVII в. Юрий Крижанич выступил с идеей создания всеславянского языка. В XVIII в. то тут, то там раздаются голоса об общности славян, их исторических традиций, культур. В 30-60-е годы XIX в. у разных славянских народов возникают националистические кружки и сообщества, которые, с одной стороны, имеют политическую направленность, а с другой, - культурно-просветительскую. Учёные по крупицам собирают и классифицируют древние рукописи, памятники старины, предметы славянского быта, фольклор, составляют всевозможные этнографические описания, изучают и сопоставляют славянские языки. Общественные деятели всячески пропагандируют национальную самобытность славян, отстаивают права славянских народов, живущих в пределах могущественнейших империй XIX в. (Австро-Венгерской, Османской, Российской), говорят о необходимости помнить свои корни, культивировать идеи общинности. Причём грань между учёным и политиком оказывается весьма условной.

Третий этап развития славистики (вторая пол. XIX- нач. XX в.) В это время в Вене создается славистическая кафедра, заведует которой крупнейший представитель сравнительно-исторического языкознания Франц Миклошич (1813 - 1891). Он создал фундаментальную четырехтомную сравнительную грамматику славянских языков (1852 - 1875) и первый этимологический словарь славянских языков (1886). Это положило начало длительному периоду сравнительно-исторического языкознания, которое продолжает оставаться актуальным до сих пор. В Праге развитию этого направления содействует Август Шлейхер (1821 - 1868), Август Лескин (1840 - 1916), в Чехии - Ян Гебауэр (1838 - 1907), Леопольд Гейтлер (1847 - 1885), Антонин Матценауэр (1823 - 1893) и другие.

Четвертый этап развития славистики (30-е годы XX века - наши дни) Компонентами славяноведения и славянской филологии в XX - XXI вв. являются русистика (изучение языка и культуры русского народа), украинистика (изучение языка и культуры украинского народа), белорусистика (изучение языка и культуры белорусского народа), полонистика (изучение языка и культуры польского народа) и тд В 1955 году на Международном совещании славистов в Белграде был основан Международный комитет славистов (МКС). МКС объединяет 28 национальных комитетов. Он руководит подготовкой и организацией международных съездов славистов, которые собираются обычно раз в пять лет в одном из славянских государств. Первый Международный съезд славистов проходил в 1929 году в Праге, Брно и Братиславе;

Крупнейшие слависты Василий Кириллович Тредиаковский (1703—1769), Йозеф Добровский (1753—1829), Александр Христофорович Востоков (1781—1864), Павел Йозеф Шафарик (1795—1861), Владимир Иванович Даль (1801—1872) , Академик Измаил Иванович Срезневский (1812—1880), Академик Яков Карлович Грот (1812—1893) , Академик Федор Иванович Буслаев (1818—1897) , Александр Афанасьевич Потебня (1835—1891), Академик Игнатий Викентьевич Ягич (1838—1923) и др

ПРО ИХ ТРУДЫ ЧИТАЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ДОБАВЛЯТЬ СЮДА НЕ СТАЛА, ПОТОМУ ЧТО ТАМ МНОГО ИНФОРМАЦИИ!!!

№ 14 Объем понятия русская филология. Русистика. Крупнейшие филологи-русисты

Филоло́гия (от др.-греч. φιλολογία, «любовь к слову») — совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.В словаре Даля «филология» — (греч. любословие) наука или изучение древних, мёртвых языков; изучение живых языков — лингвистика. Лингвистика не всегда включается в филологию: во-первых, лингвистика не обязательно исследует тексты, во-вторых, не всегда затрагивает культурологическую сторону вопроса (хотя связь языка и культуры — актуальная лингво-философская проблема); для лингвистики характерна бо́льшая близость к точным наукам, чем для других дисциплин, традиционно относимых к филологии. В России лингвистика (в том числе общее языкознание) обычно изучается на факультетах, именуемых филологическими; в западноевропейских странах и в Америке под филологией подразумевают изучение древних (классическая филология) и средневековых текстов, а изучение языков и особенно теории языка считается отдельной дисциплиной.

Руси́стика — комплекс наук о русском языке, русской культуре, русской литературе, русском народе, русской истории[1]. В разговорном употреблении термин «русистика» используется как сокращённое наименование для лингвистической русистики.

Русистика охватывает изучение русского языка и литературы, методику преподавания этих дисциплин, изучение русской речевой культуры и коммуникации носителей русского языка с носителями других языков. Русистика является составной частью славистики.Русистика, включая сюда и советологию, испытала в западном мире заметный подъём во времена холодной войны.Зарождение русистики как научной дисциплины в США приходится на 1920-е годы. Ведущими центрами русистики в США сразу стали Гарвард и Калифорнийский университет в Беркли. Громадный импульс русистика в США получила с началом Великой Отечественной войны, в результате чего США стали одним из ведущих мировых центров русистики. С переходом к холодной войне интерес к России в США только возрастал.



2019-08-13 558 Обсуждений (0)
Открытие книгопечатания и его культурные последствия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Открытие книгопечатания и его культурные последствия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (558)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)