Вопросы для подготовки к экзамену
1.Методы психологического исследования
2.Психика,структура психики, функции, сознание, бессознательное
3.Ощущение и восприятие
4.Внимание
5.Память
6.Мышление
7.Речь
8.Воображение
9.Личность и её психологическая структура
10.Потребности человека
11.Мотивация
12.Самосознание,уровень притязаний, локус контроля
13.Деятельность и её психологическая структура
14.Воля
15.Способности
16.Темперамент
17.Характер,его структура
18.Эмоции,функции эмоций. виды и качества эмоций
19.Закономерности и факторы психического развития
20.Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
21.Периодизация Ж.Пиаже
22.Периодизация Э.Эриксона
23.Периодизация А.Валлона
24.Периодизация Л.Колберга
25.Общая характеристика младенчества (включая новорожденность)
26.Характеристика раннего возраста
27.Характеристика дошкольного возраста
28.Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
29.Кризис 7 лет. Психологическая готовность к обучению в школе
30.Характеристика младшего школьного возраста
31.Характеристика учебной деятельности, как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте
32.Характеристика подросткового возраста
33.Развтие личности в подростковом возрасте
34.Характеристика юношеского возраста
35.Характеристика периода взрослости
36.Характеристика периода старости
Учебник под редакцией Сосновского Б.А. Психология
1.В виде конспектов подготовить материал: личность и её психологическая структура,темперамент,характер,его структура,эмоции,функции эмоций. виды и качества эмоций, воля (это общая психология)
Для подготовке к экзамену высылаю материал по познавательным процессам (краткий конспект лекций)
Лекция тема Ощущение и восприятие
Ощущение- это отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.
В ощущениях человеку открываются цвета и звуки, ароматы и вкус, вес, тепло или холод предметов, которые их окружают. Кроме того ощущения информируют об изменениях в собственном теле (его положении, движении всего тела и отдельных его частей), сигнализируют о нарушениях в деятельности внутренних органов и т.п.
Классификация ощущений
Основания классификации
| Виды ощущений
|
По месту расположения раздражителей
| 1. Экстероцептивные (раздражитель находится вовне) - отображают свойства предметов и явлений окружающей среды. Разделяются на контактные (передают ощущения при непосредственном контакте с раздражителем - тактильные,температурные, вкусовые) и дистантные (передают раздражения от отдаленного объекта - зрительные, слуховые,обонятельные). 2. Интероцептивные (раздражитель находится внутри тела) – отражают состояние внутренних органов и тканей. 3. Проприоцептивные (раздражитель - в мышцах и/или суставах) - передают информацию о движении и положении тела.
|
По органам чувств
| 1. Зрительные. 2. Слуховые. 3. Тактильные (ощущения от прикосновений). 4. Болевые. 5. Кинестетические (информация о положении тела в пространстве). 6. Обонятельные. 7.Вкусовые. 8. Вибрационные. 9. Статические (информация о позах). 10. Органические (информация о самочувствии).
|
Общие свойства ощущений
Свойство
| Содержание
|
Качество
| Особенность определенного вида ощущений, которая отличает их от других видов (зрительные, слуховые, тактильные и другие). Зависит не только от природы раздражителя, но и от нервно-психического состояния, имеющейся установки, склонности к внушению и тому подобное
|
Длительность
| Временная характеристика ощущений. Они возникают через определенное время после начала действия раздражителя, а исчезают через определенное время после его окончания. Пример. Болевые ощущения возникают через 370 миллисекунд после раздражения
|
Инерция
| «Последействие» ощущений. Пример. В зрительном анализаторе отдельные кинокадры с определенной скоростью проекции воспринимаются как непрерывное изображение
|
Пространственная локализация
| Информирование о местоположении раздражителя во внешней среде (тактильные ощущения) или в организме человека (болевые ощущения). Пример: локализация тактильных ощущений точнее, чем локализация болевых
|
Интенсивность
| Характеристика силы (энергии) раздражителя, а также функционального состояния соответствующего органа чувств
|
Совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, которые принимают участие в восприятии, переработке и реагировании на раздражители называется анализатором. Афферентные структурыпередают возбуждение от рецепторов (органических «датчиков», которые находятся на поверхности тела или внутри, воспринимают физические, химические, механические и другие раздражения и превращают их в нервные электрические импульсы) к ЦНС (мозгу). Эфферентные - передают сигналы от ЦНС к периферии тела.
Для возникновения ощущения необходима определенная энергия раздражителя (стимула). Значение стимула, воздействующего на органы чувств, которое вызывает ощущение определенного качества (зрительное, слуховое, тактильное и т.п.),называется порогом ощущения.
Минимальная сила раздражителя, вызывающая ощущение - это нижний абсолютный порог чувствительности соответствующего анализатора;максимальная сила раздражителя, при которой данное ощущение еще сохраняется – это верхний абсолютный порог. Примеры.
Средние значения абсолютных порогов:
Ощущение
| Средние значения
|
Зрение
| Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от окна
|
Слух
| Способность воспринимать тиканье наручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м
|
Вкус
| Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, который содержит 8 л воды
|
Запах
| Ощущение наличия одной капли духов в помещении из шести комнат
|
Прикосновение
| Ощущение поверхностью кожи движения воздуха от падения крыла мухи на расстоянии 1 см
|
Изменение параметров уже имеющегося ощущения (относительный порог ощущения) - это величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение.
По закону Вебера-Фехнера (основной психофизический закон), если сила раздражителя растет в геометрической прогрессии, то сила ощущения увеличивается в арифметической. Однако, по закону С.Стивенса , который уточнил данные своих предшественников, между раздражителем и ощущением чаще существует степенная связь. Для ощущений разного качества показатель степени изменяется. Пример. Для ощущения света он равняется 0,33; для электрического тока - 3,5. Удвоение яркости света изменяет его видимую яркость всего на 25%, а удвоение силы тока – усиливает ощущение от его удара в 10 раз.
Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения, называется разностным (дифференциальным) порогом. Значения всех выделенных порогов меняются в процессе адаптации. Они подвержены влиянию множества факторов, включая индивидуальные особенности функционального состояния человека.
Сенсорная адаптация- приспособление уровня чувствительности к интенсивности раздражителя. Она может быть:
а) негативной - полное или частичное исчезновение ощущений при длительном действии раздражителя. Пример: приспособление к прохладной морской воде;
б) позитивной - возникновение ощущений при длительном действии раздражителя. Пример: человек видит предметы в темной комнате, приспособившись к темноте.
С адаптацией связаны такие явления как синестезия и сенсибилизация.
Синестезия - возникновение ощущений одного качества (модальности) под воздействием раздражителя специфического для другого. Примеры: звук наряду со слуховыми ощущениями вызывает и зрительные («цветовой слух»).
Пример. У А.Скрябина звук вызывал переживание цвета, света, вкуса и даже прикосновения. Он отмечал цвета отдельных нот в партитурах. Н.Римский-Корсаков считал, что «ми-мажор» - синий, «ми-минор» - сиреневый, «фа-минор» - серовато-зеленый, «ля-мажор» - розовый и т.п.
Цвет стен в комнате вызывает тактильные ощущения (тепла – желто-оранжевый или холода – голубой).
Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в результате их взаимодействия (повышение остроты зрения под воздействием музыки) или их тренировки. Пример. Игра на скрипке нуждается в исключительно высоком развитии музыкального слуха исполнителя, потому в среднем у скрипачей он развит несколько лучше, чем у пианистов.
К сенсибилизации также может приводить необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота). Пример. Повышенное развитие слуха у слабо видящих людей.
Восприятие
Восприятие - это психический процесс целостного отражения человеком предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, с учетом предыдущего опыта. Восприятие, основываясь на ощущениях, которые информируют только об отдельных характеристиках объектов (цвет, звучание, запах), не исчерпывается ими, а отражает предмет в целом. Но целое, при этом, не равняется сумме составляющих, а представляет собой качественно новое образование. Пример. Музыка не является простой суммой разных звуков и не присутствует в каждом из них.
Благодаря своим свойствам, восприятие идентифицирует те или иные предметы, отделяет их от среды, раскрывает их значения и функции.
Свойствавосприятия
| Содержание
|
Предметность
| Разные по качеству ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и т.п.), получаемые от определенного предмета, совмещаются, и полученный результат соотносится с образом предмета, который хранится в памяти (предметный образ). Так человек определяет, с каким именно предметом он имеет дело. Пример. Выделение фигуры на определенном фоне, где фигура - образ предмета, а фон - образ окружающего пространства.
|
Целостность и структурность
| Внутренняя взаимосвязь разных частей, а также частей и целого в образе предмета. Даже если изменяются отдельные ощущения от предмета, но сохраняются отношения между ними, общая структура образа остается неизменной. Пример. Та же мелодия на разных музыкальных инструментах или в разных регистрах воспринимается одинаково.
Целостность позволяет «достраивать» в уме и адекватно воспринимать определенные предметы даже при отсутствии некоторых элементов. Пример. Круг и две соответствующим образом расположенных точки внутри него могут восприниматься как лицо.
|
Константность
| Несмотря на изменение условий наблюдения, образы воспринимаемых предметов остаются неизменными. Пример. Правая ладонь находится на расстоянии вытянутой руки от глаз воспринимающего субъекта, левая - вдвое ближе. Ладони кажутся одного размера, хотя изображение на сетчатке правой ладони, составляет лишь половину изображения левой.
|
Осознанность (категориальность)
| Восприятие предметов и явлений имеет обобщенный характер и тесно связано с имеющимися у воспринимающего субъекта знаниями о них, с тем, как он понимает их сущность, с его мышлением. Каждый предмет отражается в слове-понятии и относится к определенному классу. На этом основании в предмете отыскиваются признаки, свойственные всем предметам этого класса. Пример. Предмет определенного размера и цвета, который имеет клюв, крылья, помахивает ими и таким образом перемещается в пространстве, будет восприниматься как птица.
С увеличением объема знаний, с развитием мышления изменяется и степень осознанности восприятия, расширяются его возможности. Пример: человек, который не знаком с «серьезной» музыкой, может воспринимать произведения современного композитора как набор звуков, а специалист - как мелодию.
|
Закономерности восприятия
Зависимость восприятия человека от жизненного опыта, особенностей личности, поставленной цели и установки называется апперцепцией. Это проявление субъективности образа. Пример. Профессиональное восприятие: тренер по боксу, может замечать у других людей, прежде всего присутствие либо отсутствие боксерских навыков.
Большую роль в восприятии играют установки (готовность определенным образом воспринимать предмет или действовать по отношению к нему). Они складываются в процессе жизни человека и подсознательно влияют на восприятие и другие познавательные процессы. Пример. Человек, воспитанный на расистской пропаганде, может воспринимать представителей определенных рас как «недочеловеков».
Зрительные иллюзии (искажение восприятия действительности):
- иллюзия цвета - человек выглядит стройнее в одежде черного цвета и более полным - в светлой одежде;
- иллюзия движения - во время поездки в автобусе, кажется, что все предметы движутся нам навстречу;
- иллюзия кино - отдельные картинки (кадры) воспринимаются как единое целое благодаря явлению последействия в анализаторах (предыдущая информация оставляет след).
Механизмы восприятия пространства, размера, направления, времени, движения
1. Восприятие пространства обеспечивается:
а) наличием в мозге специальных клеток-детекторов, которые выделяют в поле зрения необходимые элементы (линии, углы, контрасты и тому подобное);
б) законами (принципами) восприятия:
- близость друг к другу элементов поля зрения: чем ближе эти элементы друг к другу, тем более вероятно, что при восприятии они составят единый образ
- подобие элементов друг другу: подобные элементы имеют тенденцию к объединению
- фактор «естественного продолжения»: элементы, которые являются частями знакомых нам фигур, при восприятии объединяются именно в эти фигуры, а не в другие
- замкнутость: элементы поля зрения стремятся создать целостное, замкнутое изображение
в) жизненный опыт от перемещения тела человека и отдельных его частей в пространстве.
2. Восприятие времени связано с :
а) «биологическими часами»: ритмом работы сердца и особенностями обмена веществ в организме. Пример. Алкоголь тормозит, а кофеин ускоряет восприятие времени.
б) темпераментом человека. Пример. Меланхолик субъективно воспринимает минуту как минуту, холерик как 0,7, сангвиник - 0,8, флегматик - 1,1 минуты.
в) наполненностью времени определенной деятельностью. Пример. Когда человеку интересна определенная работа, время проходит быстрее и наоборот.
г) настроением человека. Пример. Когда у человека хорошее настроение, время для него проходит быстрее.
3. Восприятие движения зависит от ряда факторов:
а) с помощью специальных нейронов-детекторов устанавливается факт движения;
б) его направление определяется в зависимости от того, как «двигается» изображение на сетчатке глаза;
в) его скорость – в зависимости от скорости этого «движения».
4. Восприятие размера связано с законом константы. При небольших изменениях расстояния до предмета, его размеры изменяется мало, или не изменяется вообще.
Тема внимание
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах. Внимание имеет селективный характер. На органы чувств человека постоянно влияет множество раздражителей. Внимание позволяет провести отбор наиболее важной информации, которая отвечает его потребностям и интересам; обеспечить осуществление необходимых программ жизнедеятельности, постоянный контроль над их протеканием.
В отличие от других познавательных процессов внимание не имеет собственного предмета познания, но является необходимым условием успешности познавательной и любой другой деятельности.
Виды внимания
Вид
| Содержание
|
Непроизвольное внимание
| Направленность и сосредоточение сознания человека на объекте в результате спонтанного проявления его особенностей как раздражителя. Наше внимание могут привлекать предметы и явления, которые характеризуются яркостью, интенсивностью проявления, неожиданностью, динамизмом. Однако, этот вид внимания не отличается стойкостью: непроизвольно возникнув, оно так же непроизвольно переключается на другие предметы. Пример: рекламные щиты на обочине дороги.
|
Произвольное внимание
| Направленность и сосредоточение сознания, которые обеспечиваются волей человека в соответствии с поставленной им целью. Пример: конспектирование студентами текста лекции. Этот вид внимания может быть весьма эффективным при решении различных познавательных задач. Однако постоянное напряжение, связанное с необходимостью применение волевых усилий, может снижать эффективность деятельности, вызывать усталость. Пример: подготовка студента к практическим занятиям или экзамену по учебной дисциплине, которая его не привлекает.
|
Послепроизвольное (вторичное непроизвольное) внимание
| В процессе деятельности человек может настолько увлечься ею, что необходимость в волевой регуляции внимания исчезает. Обеспечивая достижение цели, внимание поддерживается непроизвольно. Таким образом, сохраняется целенаправленность действий, но снимается напряженность. Пример: занятие любимым делом.
|
Все виды внимания тесно связаны и взаимодействуют между собой. Примеры.
Свойства внимания.
Свойство
| Содержание
|
Объем
| Количество объектов, которые можно охватить вниманием и четко воспринять за ограниченный промежуток времени (0,1 сек.). Средний объем внимания взрослого человека составляет 7 (± 2) объектов (число Миллера), ребенка – 5 (± 2). Пример.
|
Распределение
| Человек может одновременно удерживать в зоне внимания несколько объектов, выполнять несколько действий или видов деятельности. Пример: учитель во время объяснения нового материала одновременно разговаривает с учениками, пишет на доске и следит за дисциплиной в классе.
|
Переключение
| Произвольное перенесение направленности внимания с одного объекта на другой. Пример: за секунду учитель может 3 – 4 раза переключать внимание на разных учеников.
|
Концентрация (направленность)
| Степень и интенсивность сосредоточения на конкретном объекте. Пример: человек увлечен интересным фильмом.
|
Устойчивость
| Длительность концентрации внимания на определенном объекте. На фоне устойчивости внимания наблюдаются: а) отвлечение внимания на объекты, которые непосредственно не связаны с выполняемой деятельностью; б) колебаниевнимания: устойчивость внимания в ходе выполнения деятельности может усиливаться либо ослабевать. Пример: внимательно читая книгу, человек, тем не менее, может пропускать отдельные фрагменты текста.
|
Внимание можно развивать. Пример. Развитие произвольного внимания дошкольника включает формирование трех основных умений: 1. Принятие постепенно усложняющихся инструкций (перевод приказа взрослого в самоприказ). 2. Удержание инструкций на протяжении игры или занятия (многократное проговаривание того, что нужно сделать). 3. Навыки самоконтроля (самостоятельное нахождение и исправление ошибок).
Результатом развития внимания является внимательность, т.е. способность сохранять высокую сосредоточенность продолжительное время, умение работать не отвлекаясь, без ошибок выполнять сложные задания и т.п.
Тема память
Память - это процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком информации, составляющей его опыт. Данные процессы называются мнемическими (от греческ «мнемон». – помнящий) В древнегреческой мифологии Мнемозина - богиня памяти, родившая от Зевса муз-покровительниц истории, театра и пр..
Мозг человека может образовывать временные нервные связи, закреплять и возобновлять следы прошлых впечатлений. Память является отражением тех или иных предметов и явлений, когда они уже не оказывают непосредственного воздействия на органы чувств. От уровня развития памяти зависит успешность поведения и различных видов деятельности человека.
Регулярное использование памяти способствует сохранению накопленного опыта, а неиспользование – его забыванию. Пример: если профессионал длительное время не активизирует профессиональную память, он теряет приобретенные умения и навыки. Причем, чем более высоким было профессиональное мастерство, тем ощутимее будет ощущаться его снижение.
Виды памяти.
Виды памяти, выделенные по разным основаниям:
Принцип классификации
| Виды памяти
|
Характер информации, которая запоминается и воспроизводится
| 1. Двигательная (запоминание и воссоздание собственных движений).
2. Эмоциональная (запоминания и воссоздания собственных эмоций и чувств).
3. Образная (запоминание и воссоздание образов, представлений о предметах и явлениях).
4. Словесно-логическая (запоминание и воссоздание мыслей, понятий, суждений).
|
Длительность закрепления и сохранения материала
| 1. Мгновенная (иконическая) (до 1 сек.) позволяет воспринимать и «удерживать» перед глазами картину мира. Пример.
2. Кратковременная (от 1 сек. до 1 мин.) позволяет запоминать и немедленно воссоздавать полученную информацию. Пример.
3. Долговременная (от 1 мин. и дольше) позволяет длительно сохранять и многократно использовать информацию. Пример.
4. Оперативная – «рабочая смесь» кратковременной и долговременной памяти, которая обслуживает умственные действия (операции). Пример: решение математической задачи. Кратковременная память сохраняет условия задачи, результаты предыдущих действий, а из долговременной «заимствуются» формулы и алгоритм решения.
|
Связь процессов памяти с целями деятельности
| 1. Непроизвольная (запоминание и воссоздание информации без специально поставленной цели запомнить ее сейчас или вспомнить в будущем). Пример.
2. Произвольная (запоминание и воссоздание информации, когда указанная цель поставлена). Пример.
|
Осознание (понимание) содержания информации
| 1. Смысловая (логическая) – запоминание информации, связанное с четким пониманием ее содержания. С новой информацией нужно работать, обобщая, анализируя, связывая логически обработанный материал с имеющимся опытом. Пример. Для того, чтобы запомнить определенный текст нужно понять его содержание, разбить на смысловые куски, соединить их в параграфы, выделить в каждом ключевые слова, установить связи между ними, осознанно воспроизвести и повторить материал.
2. Механическая – не предполагает понимания информации. Информация запоминаюотся благодаря многократному механическому повторению. Психологи доказали, что механическое запоминание в 22 раза менее эффективно, чем логическое. Но иногда и оно может быть полезным. Пример: изучение иностранного языка маленькими детьми.
|
Процессы памяти
Процессы
| Содержание
|
Запоминание
| Закрепление образов восприятия, представлений, мыслей, действий, переживаний и связей между ними через взаимодействие новых данных с имеющимся опытом. Различают три формы запоминания:
- запечатление – запоминание при однократном предъявлении объекта в течение нескольких секунд. Эффект запечатления усиливается эмоциональным фоном, на котором оно происходит. Пример: жертва видит лицо преступника лишь мгновение, но может запомнить на всю жизнь.
- непроизвольное запоминание – не требует специальных усилий, осуществляется автоматически при многократном повторении информации в процессе осуществления определенной деятельности. Пример: во время «разбора» партитуры музыкант может непроизвольный запомнить соответствующее произведение.
- произвольное запоминание – дает возможность запомнить именно то, что нужно в данный момент и настолько, чтобы обеспечить выполнение определенного задания. Пример: запоминание содержания конспекта по психологии перед практическим занятием.
|
Сохранение
| Процесс сохранения в памяти информации, полученной в процессе приобретения опыта. Пример: сохранение в памяти профессиональных знаний и навыков.
|
Забывание
| Процесс противоположный сохранению. Забывание обусловлено торможением условных рефлексов и угасанием следов памяти, которые образовались ранее. Однако, ряд исследований показывают, что информация, вероятно, полностью не стирается из памяти. Трудности могут возникнуть при ее воспроизведении.
Наиболее интенсивно забывание происходит в течение 2 суток после запоминания (через 48 часов остается лишь около 20% информации). Поэтому, если информацию требуется сохранить надолго, то после усвоения ее следует несколько раз повторить с определенными промежутками. Первый составляет 15 - 20 минут; второй – 8 - 9 часов; третий - 24 часа.
|
Воспроизведение
| Процесс воссоздание в памяти определенной информации. Различают две формы воспроизведения:
- узнавание (отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных объектов при непосредственном его восприятии). Пример: человек видит на улице знакомого и легко узнает его.
- припоминание (воспоминание)- воссоздание по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Пример: ученик во время опроса вспоминает содержание предыдущего урока.
|
Эффекты памяти
Эффект края -начало и конец информации при ее последовательном восприятии запоминается лучше, чем середина. Пример: запоминание ряда цифр.
Эффект направленности на себя - лучше запоминается информация, имеющая прямое отношение к тому, кто запоминает. Пример: знания по наиболее интересным для студента предметам легче запоминаются и лучше сохраняются в памяти.
Типы памяти
Тип памяти обеспечивает более успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации определенного содержания и зависит от особенностей соотношения 1-й и 2-й сигнальных систем, а также условий развития памяти в онтогенезе.
Выделяют следующие типы памяти:
Тип
| Содержание
|
Наглядно-образный
| Доминирует 1-я сигнальная система. Обеспечивает преимущества в запоминании и сохранении образной информации (картины природы, звуки, запахи, вкусы).
|
Словесно-абстрактный
| Доминирует 2-я сигнальная система. Обеспечивает преимущества в запоминании и сохранении словесной информации (слова, мысли, высказывания).
|
Промежуточный
| Человек приблизительно одинаково запоминает и хранит как образную, так и словесную информацию.
|
Мнемические свойства личности
Данные свойства характеризуют индивидуальные особенности памяти. К ним, в первую очередь, относятся: уровень развития и продуктивность памяти (объем, скорость, точность и прочность запоминания, продолжительность сохранения, готовность к воспроизведению и т.п.).
Факторы, влияющие на продуктивность памяти:
Факторы
| Содержание
|
Субъективные
| Тип запоминания, предыдущий опыт, установка, интерес, состояние организма. Примеры.
|
Объективные:
| Обстановка, количество и характер материала (осознанность, связность, понятность, наглядность, ритмичность поступления). Примеры.
|
Понятие о воображении
Воображение - психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем установления новых связей между известными образами и знаниями. Оно воссоздает образы, соответствующие описанию объекта, создает образы будущего результата деятельности, обеспечивает разработку ее стратегии в неопределенных проблемных[ ситуациях. Вместе с тем, воображение может создавать образы, которые заменяют деятельность, компенсируют ее. Воображение позволяет человеку смотреть на себя «глазами окружающих». Оно является основой творчества.
Виды воображения
Виды воображения, выделенные по разным основаниям:
Принцип классификации
| Виды воображения
|
По степени осознанности
| 1. Непроизвольное (непреднамеренное) - создание неосознанных образов (во сне, в состоянии аффекта, галлюцинаций и т.п.). Пример: сновидения, бред.
2. Произвольное (преднамеренное) - осознанное создание образов. Пример: художественные образы в литературе, музыке, живописи.
|
По характеру деятельности
| 1. Репродуктивное (воспроизводящее) - создание образов на основе описания (словесного, числового, формульного, графического, нотного и т.п.). Пример.
2. Творческое (преобразующее) - создание новых, оригинальных образов и идей. Пример.
|
По степени активности
| 1. Активное - создания образов, которые воплощаются в жизнь. Может быть воспроизводящим и творческим. Примеры.
2. Пассивное - создания образов, которые не реализуются в практической деятельности или заменяют деятельность. Может быть непроизвольным и произвольным. Примеры.
|
По уровню обобщенности образов
| 1. Абстрактное - создание образов высокого уровня обобщенности, схем, символов. Пример.
2. Конкретное - создание простых образов. Пример.
|
По соотношению образов с реальной действительностью
| 1. Реалистичное - создание образов, которые отражают реальную действительность. Могут приобретать форму мечты, т.е. образа желаемого будущего. Пример: мечты о будущей профессии.
2. Фантастическое - создание образов оторванных от реальности. Пример: сказочные образы.
|
По содержанию деятельности
| 1. Научное - создание образов научных объектов. Пример.
2. Художественное - создание художественных образов. Пример.
3. Техническое - создание образов в техническом творчестве. Пример.
|
Продуктом творческого воображения является принципиально новый образ. Он создается с помощью разных форм синтеза образов, которые называются приемами воображения. Это:
Прием
| Содержание
|
Гиперболизация
| Использование гиперболы (преувеличение определенного признака или качества предмета, увеличение размеров предмета, количества отдельных его частей) с целью усиления художественного впечатления. Пример: великан, Змей - Горыныч с тремя головами. Противоположностью гиперболы является литота – (приуменьшение определенных признаков или качеств). Пример: Мальчик - с - пальчик, Дюймовочка.
|
Схематизация
| Представления об отдельных объектах сливаются, отличия между ними стираются, зато четко проступают черты сходства. Пример: цветочный орнамент.
|
Типизация
| Выделения существенного, общего в ряде объектов с его последующим воплощением в конкретном образе. Пример: образ Джеймса Бонда - воплощение типичных черт успешных разведчиков и «суперменов».
|
Заострение (акцентирование)
| Подчеркивание в объектах отдельных признаков. Пример: создание дружеских шаржей и карикатур, юмористических и сатирических произведений.
|
Агглютинация
| Сочетание разных, обычно не объединяемых качеств, деталей, частей. Пример: мифологические и сказочные образы - Пегас, кентавр, русалка. Используется в техническом творчестве: ручка-часы, сумка-коляска и т.п.
|
Аналогия
| Построение образа, похожего на реальный объект, организм, действие. Пример: локатор - аналог органов пространственной ориентации летучих мышей.
|
Тема мышление
Мышление - это процесс познавательной деятельности человека, который характеризуется обобщенным и опосредствованным отражением действительности.