Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Меры борьбы с теневой экономикой в России



2019-08-13 5455 Обсуждений (0)
Меры борьбы с теневой экономикой в России 5.00 из 5.00 3 оценки




 

Теневая компонента экономической отрасли представляет собой весьма разнородное и многообразное явление, проникающее во все сферы жизнедеятельности общества. От масштаба нелегальной деятельности, её структуры и организации зависят способы борьбы с этим экономическим феноменом.

Теневая экономика практически в каждой стране имеет свою национальную и культурную специфику. С учётом национального менталитета, особенностей местных обычаев и норм законодательства формируются способы борьбы с теневой экономикой.

Основными субъектами, выступающими в борьбе с теневой компонентной, являются, в первую очередь, правительство, а также, легальные предприятия и общественные организации. Главным в борьбе с теневым бизнесом выступают, как правило, наиболее заинтересованные в его уменьшении институты – государство, легальный бизнес и общественные организации [16].

Меры борьбы првительства с теневой экономикой сосредоточиваются на трёх основных направлениях:

1. на предотвращении втягивания в теневую деятельность легальных организаций и наемных работников;

2. на мерах по сокращению численности контингента нелегальных организаций;

3. на формировании благоприятных условий для функционирования легальной деятельности [11].

Направление первого типа действует следующим образом:

1. Средствами рекламы и пропаганды создаётся негативный образ теневой деятельности, через СМИ подчёркивается его негативное воздействие на экономическую отрасль и общественную жизнь, указывается на ущерб, наносимый незаконным предпринимательством населению и легальному бизнесу.

2. Правоохранительными органами ведётся активная профилактическая работа по предотвращению незаконного предпринимательства.

Со стороны второго направления можно выделить, пресечение нелегальной предпринимательская деятельность на стадии её формирования, а её организаторы ставятся на учёт и подвергаются административным и уголовным наказаниям.

Со стороны третьего направления следует отметить, что правительство пытается улучшить условия для функционирования легальной деятельности следующим образом:

1. Переход на систему безналичных расчётов посредством электронных платёжных систем;

2. Снижение административного давления на легальный бизнес;

3. Защита собственности и личности предпринимателя и предприятий от посягательств структур криминального мира и недобросовестных государственных чиновников;

4. Помощь в кредитовании бизнеса;

5. Устранение системы поборов и вымогательства в любых формах;

6. Создание системы обучения и переобучения предпринимателей с участием государственных средств и ресурсов [18].

Необходимо в борьбе с теневым бизнесом поддерживать население. Данная поддержка осуществляется как отдельными активистами, так и при помощи включения в противостояние теневой экономики общественных организаций. В наши дни существует множество международных и национальных общественных организаций, прямо или косвенно противодействующих теневой экономике.

В процессе осуществления деятельности, общественные организации вносят существенный вклад в работу по противодействию теневому бизнес.

Также, для борьбы с теневой экономикой в России можно обозначить следующие меры:

- постоянная корректировка правово‐хозяйственных условий деятельности предпринимателей. Прежде всего, это относится к налоговому режиму;

- налоговые правила должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и учитывать влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов производства;

- реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей промышленности;

 - изменение доли распределения финансовых средств между федеральным центром, регионами и муниципалитетами в пропорции 30‐35‐35%;

 - освобождение от налогов части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест;

- упразднение НДС на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального налога;

- перенос центра тяжести налогового бремени с физических и юридических лиц на рентные платежи;

- введение в практику так называемых «доходных индульгенций» ‐ юридических документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств [2].

Таким образом, обобщив все вышеизложенное, можно говорить о том, что для эффективной борьбы с теневой экономикой следует обозначить следующие меры:

- осуществление антикоррупционной политики;

- усовершенствование нормативно-правовых документов, регулирующих систему выявления и наказания за нелегальную деятельность;

- развивать меры по улучшению условий развития предпринимательского легального бизнеса.

- меры, направленные на повышение уровня экономики и уровня жизни в обществе.

 

Выводы по главе 2:

Исходя из всего вышеизложенного, можно говорить о том, что в 2018 году доходы населения значительно выросли, но при этом доля теневой экономики повысилась. По разным данным доля теневой экономики за 2017 год составляла 15% (статистика Росстата), или 33,7% (статистика МВФ), а за 2018 год статистика показала, что доля теневой компоненты экономического сектора выросла до 16% (Росстат), либо 40% (МВФ). Это связано в тем, что налоговая политика государства была направлен на введение ряда новых налоговой, что стало непосильным бременем для малых предприятий и населения. Это, в свою очередь, привело к невысокой степени доверия к правительству.

Основным недостатком действующего российского законодательства ‐ отсутствие комплекса специализированных уголовно‐правовых, процессуальных, финансово‐фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.

Для борьбы с теневой экономикой в государстве правительству необходимо применить ряд мер, таких как:

- осуществление антикоррупционной политики;

- усовершенствование нормативно-правовых документов, регулирующих систему выявления и наказания за нелегальную деятельность;

- развивать меры по улучшению условий развития предпринимательского легального бизнеса.

 


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной работы была достигнута поставленная цель и решены задачи: рассмотрена сущность теневой экономики и причины ее возникновения; проанализирована структура и факторы развития теневой экономики; изучены способы измерения теневой экономики; проанализировано состояние теневой экономики на современном этапе, а также, предложены меры борьбы с теневой экономикой в России.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

За последние десятилетия доля теневой компоненты в экономической отрасли значительно возросла. Помимо, экономической отрасли теневая экономика затрагивает и другие сферы жизни общества.

Теневая экономика не имеет точного определения. Многие авторы по-разному характеризуют данное явление. Но в общих чертах ее можно охарактеризовать.

На основании предложенных определений, можно говорить о том, что теневая экономика представляет собой экономическую деятельность, включающую в себя нелегальные виды экономики, и находящуюся вне государственного учёта и контроля.

Теневая экономика представляет собой самоорганизующуюся систему, которая развивается по экономическим принципам. За существование и развитие любой структуры, в том числе и теневой, несет ответственность механизм саморегулирования, элементы и подсистемы которого обеспечивают непосредственное функционирование теневого сектора. 

На формирование и развитие теневой экономики в России влияют следующие факторы:

1. Экономические, к которым можно отнести повышение налогов, кризис системы финансов, деятельность нелегальных организаций, несовершенство процесса приватизации и так далее;

2. Социальные, включающие низкий уровень доходов населения, неравномерно распределение ВВП, высокий уровень безработицы;

3. Правовые, включающие несовершенство налоговой политики, несовершенство политики по борьбе с коррупцией и экономической преступностью.

Теневую экономику можно структурировать по принципу пирамиды, в которой каждый субъект экономической отрасли занимает определенное положение.

К способам измерения относится целый комплекс методов, что свидетельствует об отсутствие единой методики. Следовательно, для эффективного измерения и оценки объемов теневой экономики необходимо использовать комплекс методов.

в 2018 году доходы населения значительно выросли, но при этом доля теневой экономики повысилась. По разным данным доля теневой экономики за 2017 год составляла 15% (статистика Росстата), или 40% (статистика МВФ), а за 2018 год статистика показала, что доля теневой компоненты экономического сектора выросла до 16% (Росстат), либо 50% (МВФ). Это связано в тем, что налоговая политика государства была направлен на введение ряда новых налоговой, что стало непосильным бременем для малых предприятий и населения. Это, в свою очередь, привело к невысокой степени доверия к правительству.

Основным недостатком действующего российского законодательства ‐ отсутствие комплекса специализированных уголовно‐правовых, процессуальных, финансово‐фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.

Для борьбы с теневой экономикой в государстве правительству необходимо применить ряд мер, таких как:

- осуществление антикоррупционной политики;

- усовершенствование нормативно-правовых документов, регулирующих систему выявления и наказания за нелегальную деятельность;

- развивать меры по улучшению условий развития предпринимательского легального бизнеса.

Данные меры, которые носят исключительно рекомендательный характер, способны содействовать в уменьшении доли теневой экономики в стране.


 



2019-08-13 5455 Обсуждений (0)
Меры борьбы с теневой экономикой в России 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Меры борьбы с теневой экономикой в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5455)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)