Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации



2019-08-13 263 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




Настоящая тема является вводной, предваряющей изучение данной дисциплины. Дает общее представление о юридической психологии как науке, ее методологических основах, принципах, соотношениях юридической психологии с другими науками.

Раскрывая  вопрос о предмете юридической психологии, ее месте в системе психологической науки,  необходимо, прежде всего, знать различные точки зрения на предмет изучения юридической психологии. Осознать сущность явлений, изучаемых психологической наукой, место юридической психологии в системе научных знаний, основополагающие категории психологии и её методологическую базу.

Психология (от греч. psyche — душа, logos — учение, наука) — это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими его людьми, с самим собой, с окружающим его миром в целом[1].

Ю.В. Чуфаровский подчеркивает: «Юридическая психология - это научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек – право», разрабатывает практические рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы»[2].

Юридическая психология зародилась и длительное время развивалась в недрах юридической науки и практики, поэтому ее обоснованно рассматривают среди правовых наук наряду с такими научными отраслями знаний, как уголовное право и уголовный процесс, криминалистика и криминология и некоторые другие. С этой точки зрения можно говорить о двойственном, психолого-правовом характере юридической психологии, ее предмета. Именно поэтому, как тонко подметил А.М. Столяренко, юридическая психология должна в своей «юридической части» понимать предмет так, как понимает свой предмет юридическая наука, а в «психологической части» — так, как понимает свой предмет психологическая наука[3]. Это одна сторона вопроса. И вторая, не менее важная сторона, которую следует иметь в виду, говоря о предмете юридической психологии, это те стержневые понятия, основные категории, которые необходимо видеть, без чего невозможно вообще вести какой-либо разговор о любой прикладной отрасли психологической науки, в том числе и о юридической психологии.

При всем разнообразии определений предмета юридической психологии большинство ученых-правоведов, психологов, работающих в этой области, сходятся во мнении, что если психология в качестве фундаментальной науки о психике человека исследует наиболее общие закономерности психической деятельности людей в целом, то юридическая психология изучает те же закономерности психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-правовых и пр.) правоотношений, или в системе «человек — право».

Таким образом, суммируя различные точки зрения на предмет юридической психологии, можно дать следующее определение: предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Изучая вопрос о задачах и структуре  юридической психологии, следует обратить внимание на наиболее значимые задачи, которые ставит перед собой юридическая психология как наука, разобраться в структуре юридической психологии, т.е. из каких разделов она состоит, какую область правовой действительности изучает.

Задачи юридической психологии во многом обусловлены теми задачами, которые стоят перед правовой наукой в целом, теми практическими вопросами, которые решают юристы в своей повседневной профессиональной деятельности. В то же время следует иметь в виду: психологическая помощь юридической психологии правовой науке, правоохранительным органам определяется ее предметом, т.е. она должна оказываться в рамках ее научной компетенции.

Г.Г. Шиханцов разделяет задачи юридической психологии на общие и частные.

Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.

Частные задачи юридической психологии относятся к разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности. К ним Г.Г. Шиханцов относит:

1) исследование психологических предпосылок (условий) эффектив-ности правовых норм;

2) психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения;

3) разработку социально-психологических основ профилактики преступлений;

4) исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи и т.д.);

5) исследование психологических основ следственных действий;

6) изучение психологических факторов, действующих при расследовании преступлений и судебном разбирательстве различных дел;

7) исследование психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки эффективной системы по исправлению осужденных;

8) разработку рекомендаций по совершенствованию профессиональ-ного мастерства работников правоохранительных органов по профориентации, профотбору кандидатов, желающих работать в указанных органах;

9) выработку психологических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования жизни общества[4]. 

Научная разработка, решение юридической психологией перечисленных выше проблем и задач в конечном итоге направлены на достижение главной цели — оказание психологической помощи юристам в повышении эффективности и качества их профессиональной деятельности.

Юридическая психология может быть охарактеризована как система.

Система юридической психологии представляет собой определенную структуру, состоящую из целостного комплекса ее частей, отраслей и разделов, отражающих те или иные закономерности и механизмы права, правовой психологии, правоохранительной и правоприменительной деятельности правомочных лиц и организаций.

В структуре современной юридической психологии выделяют следующие основные составляющие:

1. Методологический и методический раздел, где обосновываются объект, предмет, задачи, система, методология и методы, а также раскрываются история и перспективы развития юридической психологии.

2. Правовая психология – раздел юридической психологии изучающий психологические аспекты правореализации, психологические закономерности правовой социализации личности, а также психологические изъяны, приводящие к дефектам правовой социализации.

3. Превентивная психология – раздел юридической психологии, изучающий сущность девиантного (отклоняющегося) поведения с позиций междисциплинарного системного подхода, включая личностные, социальные, социально-психологические, психолого-педагогические и другие факторы, обуславливающие динамику социального отклонения.

4. Криминальная психология – раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию как в целом преступного поведения, так и отдельных его видов (насильственная преступность; корыстная преступность; преступность несовершеннолетних лиц), а также психологию преступных групп.

5. Психология следственной и оперативно-розыскной деятельности – разделы юридической психологии, в которых изучаются психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений, а также разра-батываются психотехнические средства воздействия на криминальные элементы.

6. Судебная психология – раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты судебного следствия, его участников и психологию судебных прений.  

7. Пенитенциарная (исправительная) психология – раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты эффективности уголовного наказания, психологические проблемы исполнения уголовного наказания, психологию осужденных и психологические основы их ресоциализации и реадаптации после отбытия наказания, а также организацию работы сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Кроме указанных основных составляющих в последние десятилетия активно начали развиваться и такие направления юридической психологии, как военно-юридическая, психология юридического труда, психология гражданско-правового регулирования и др.

    Исследуя вопрос о методах юридической психологии,необходимо дать характеристику как методов, присущих общей и социальной психологии, так и специальных методов юридической психологии.

В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих в процессе правоприменительной деятельности.

Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотношений в профессиональной деятельности юриста, как и адекватность самих методов, во многом зависит от целей, которые стоят перед ним, от характера вопросов, требующих разрешения. Некоторыми методами юристы пользуются самостоятельно, без какой-либо посторонней помощи, другие же могут применяться только специалистами в области психологии, как это, например, бывает при проведении судебно-психологической экспертизы, в ходе профессионального психологического отбора лиц на службу в правоохранительные органы, а также абитуриентов в некоторые юридические учебные заведения.

Рассмотрим методы, которые широко используют не только психологи в своих исследованиях, но и сами юристы в практической деятельности в процессе расследования преступлений, в ходе рассмотрения уголовных дел, гражданско-правовых споров в суде и т.д.:

1. Метод наблюдения – это планомерное и целенаправленное восприятие конкретного человека, его деятельности. Наблюдение может быть постоянным или временным, сплошным или выборочным.

Одним из видов наблюдения является самонаблюдение. Оно может использоваться юристом как метод самопознания, позволяющий ему выявлять свои характерологические особенности, свойства личности с тем, чтобы лучше контролировать собственное поведение, вовремя нейтрализовывать у себя, например, проявление ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими перегрузками.

2. Метод беседы состоит в возможности получить необходимую информацию в процессе вербальной коммуникации с испытуемым. В данном случае язык и речь собеседника являются объектом психологического анализа.

Одной из разновидностей беседы служит интервью – беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.

3. Анкетный метод – опрос лиц, по строго установленной форме – анкете, метод основывается на анонимности заполнения анкеты, он позволяет получить объективные данные об изучаемых явлениях,                     процессах, фактах.

4. Экспериментальный метод  – исследование, при котором преднамеренно и планомерно вызывается изменение изучаемых процессов, состояний, явлений и точно учитываются условия, в которых они протекают[5].

Данный метод с конца ХIХ века стал ведущим в психологической науке и практике.

Применяют два вида эксперимента: лабораторный и естественный[6]:

Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных условиях, часто с применением регистрирующих приборов (полиграфа). Он применяется при необходимости получения точных и надежных показателей протекания психических процессов и состояний в строго определенных условиях.

Естественный эксперимент проводится в обычных жизненных и рабочих (учебных) условиях.

5. Биографический метод  – состоит в сборе сведений и анализе материалов,  характеризующих жизненный путь человека и развитие личности. Указанный метод позволяет проследить процесс формирования конкретного человека, глубже понять его индивидуально-психологические особенности, склонности, способности и т.п.

6. Метод обобщения независимых характеристик. Данный метод позволяет увидеть личность во всех проявлениях, оценивать человека объективно, с разных сторон, исключив субъективное к нему отношение. Этот метод существенно дополняет описанные выше методы.

В юридической психологии используются специальные методы, которые способствуют расследованию и скорейшему раскрытию преступлений, такие как:

1.  Метод составления психологического портрета преступника.

2. Метод психологического анализа гражданского, административного или уголовного дела.

3. Метод судебно-психологической экспертизы.

4. «Следственный»  и «разыскной» гипноз.

5. Метод выявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др. 

Изучая вопрос о междисциплинарных связях юридической психологии с другими науками, следует определить связь юридической психологии как с различными отраслями психологии,  так и с правовыми науками, ее особенности, необходимость использования психологических знаний при изучении правовой действительности.

Как уже отмечалось, юридическая психология возникла в ответ на запросы практики борьбы с преступностью на стыке правовой и психологической наук. Поэтому она носит комплексный, междисциплинарный характер. Прежде всего она связана с общей психологией.

Тесные связи юридическая психология поддерживает также и с социальной психологией. Многие положения юридическая психология заимствует из области педагогической, медицин­ской, инженерной психологии, психологии труда, управления приме­нительно к решению своих частных задач.

Юридическая психология не только поддержива­ет междисциплинарные связи с различными отраслями правовой науки, но и оказывает им уникальную помощь.

Следует указать на интегративные связи юридической психологии с наукой уголовного процесса, изучающей сущность и принципы уголовного процесса, развитие и основные черты уголовно-процессуального права, правовое положение участников процесса, проблемы теории доказательств, познания истины по yголовным делам, порядок уголовно-процессуальной деятельности от ее начала до завершения, правила деятельности органов расследования, прокуратуры и суда при производстве по уголовным делам.          

Можно проследить тесную связь юридичес­кой психологии и гражданского процесса, который осуществляется с соблюдением тех же принципов судопроизводства, что и уголовный про­цесс.

Тесные междисциплинарные связи также имеют место между юридической психологией и наукой уголовного права в изучении ряда уголовно-правовых проблем, носящих комплексный характер.  Например, к ним можно отнести вопросы, связанные с субъектом, субъективной стороной преступления: психологические особенности личности преступника.

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит целый ряд понятий, имеющих сугубо психологический либо комплексный психолого-правовой характер. Приведем некоторые из них: уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемость (ст. 22); деяние, совершенное по легкомыслию (ст. 26); устойчивость, сплоченность как признаки преступной группы (ч. 3, 4 ст. 35) и т.д. Этот перечень подтверждает, какой тесной должна быть связь научных исследований в области уголовного права с юридической психологией.                                                        

Подобные связи юридической психологии можно проследить и при анализе гражданско-правовых норм, отдельных ее положений с такой наукой, как гражданское право.

Недостаточно изученными остаются смежные проблемы психолого-правового характера в области семейного, трудового права (законодательства).

Самая тесная связь юридической психологии установилась                             с кри­миналистикой, особенно с ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений.

Весьма тесная связь существует между юридической психологией и криминологией. Важнейшие разделы криминологической науки просто не могли бы развиваться без опоры на ее разделы, касающиеся психо­логии личности.

Традиционные связи поддерживаются между юридической психо­логией и судебной психиатрией, о чем свидетельствует развитие комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями правовой науки представлены на схеме (рис. 1).

Рис. 1. Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями правовой науки

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что является предметом юридической психологии? Назовите ее составные части.

2. Какие задачи решает юридическая психология?

3. Какие этапы в своем развитии прошла юридическая психология?

4. Каким образом общественно-политические взгляды в России во второй половине XIX в. оказали влияние на формирование су­дебной психологии?

5. Назовите имена известных ученых, юристов, общественных дея­телей, внесших свой вклад в развитие юридической психологии у нас в стране и за рубежом.

6. Перечислите основные принципы научного познания, используе­мые в юридической психологии.

7. Какое место занимает юридическая психология в системе обще­научных знаний, какие у нее существуют междисциплинарные связи с другими отраслями психологической и правовой науки?

8. В чем проявляется взаимосвязь юридической психологии с уго­ловным и гражданским процессом, уголовным и гражданским пра­вом, криминалистикой и криминологией?



2019-08-13 263 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)