Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос №27. Эволюция стратегии организации по этапам жизненного цикла продукции (услуг).



2019-08-13 717 Обсуждений (0)
Вопрос №27. Эволюция стратегии организации по этапам жизненного цикла продукции (услуг). 0.00 из 5.00 0 оценок




Этап внедрения товара на рынок начинается с момента поступления товара в продажу.

Стратегия быстрого «снятия сливок с рынка». Компания устанавливает высокие цены на новый товар и усиленно рекламирует его во всех СМИ. Высокая цена дает возможность получить соответствующую прибыль на единицу товара. Усиленное продвижение необходимо, чтобы убедить рынок в достоинствах товара, даже при высоких ценах.

Стратегия быстрого проникновения на рынок. Фирма устанавливает низкие цены на новый товар и усиленно рекламирует его во всех СМИ, стимулируя желание потребителей приобрести новинку. Данная стратегия способствует быстрейшему проникновению товаров на рынок и завоеванию наибольшей его доли.

Стратегия медленного проникновения на рынок. Низкие цены, сильная рекламная кампания будут способствовать быстрому признанию товара, а небольшие издержки на продвижение приведут к росту прибыли. Компания считает, что спрос весьма чувствителен к цене, но минимально восприимчив к рекламе.

Стратегия «медленного снятия сливок с рынка». Высокие цены, продвижение – умеренное; товар рассчитан на узкий сегмент очень обеспеченных покупателей, которые должны постепенно убедиться в достоинствах товара и стать постоянными клиентами компании.

На этапе роста отмечается резкое увеличение продаж. На рынке появляются новые конкуренты, они предлагают товар, наделенный новыми свойствами, и находят новые каналы сбыта. Цены остаются на прежнем уровне или немного снижаются по мере увеличения спроса.

Для того чтобы максимально продлить этап роста, фирма может прибегнуть к нескольким стратегиям:

· улучшить качество товара, придать ему новые свойства и «укрепить» его положение на рынке;

· выпустить новые модели и модификации, а также расширить номенклатуру размеров, ароматов и т.д.

· выйти на новые сегменты рынка;

· расширить действующие каналы сбыта и найти новые;

· в рекламе перейти от осведомления к стимулированию предпочтения;

· снизить цены, чтобы привлечь потребителей, для которых их уровень является доминирующем фактором приобретения товара.

Компания на этапе роста должна решить проблему выбора между большой долей рынка и высокими текущими прибылями.

На стадии зрелости темпы роста объемов продаж продукта начинают замедляться. Некоторые компании отказываются от производства товаров, пользующихся наименьшим спросом у потребителей, предпочитая направить ресурсы на производство наиболее прибыльных, а также новых товаров. Продавцам необходимо постоянно искать новые пути модификации рынка, продукта и маркетинга.

Модификация рынка. Компания может увеличить число покупателей «зрелых» марок товаров, оперируя двумя составляющими, которые определяют объем продаж.

· числом потребителей марки (завоевать доверие потребителей, выйти на новые сегменты рынка, переманить на свою сторону клиентов компаний-конкурентов);

· объемом продаж одному покупателю (более частое использование, более интенсивное употребление товара, новые и более разнообразные способы использования.

Модификация продукта.

Модификация маркетинга. Нередко компания стремиться стимулировать сбыт с помощью модификации одного или нескольких элементов маркетинга, таких как цена, сбыт, стимулирования, реклама, кадры, сервис.

Этап спада. На этапе уменьшения объема продаж и падения прибыли некоторые фирмы покидают рынок. Оставшиеся компании могут сократить число предлагаемых ими товаров и отказаться от наименее эффективных каналов распределения, уйти с незначительных сегментов рынка, а также урезать бюджет мероприятий по продвижению и еще более снизить цены. «Стареющий» товар может быть оставлен в ассортименте, если он хотя бы покрывает издержки производства или способствует увеличению объема продаж других товаров фирмы.

Вопрос №28. Планирование реализации стратегии. Система планов организации, их характеристика и взаимосвязь.

Стратегия - детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей. В результате стратегического планирования должен быть получен документ или набор документов, в которых определены миссия, цели, стратегии организации, а также конкретные мероприятия по их реализации.

Стратегическое планирование приобретает смысл только тогда, когда реализуется на практике. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью необходимых ориентиров для принятия решения и поведения. Основными составляющими реализации стратегического планирования являются тактика, политика, процедуры и правила.

Тактика. Подобно тому, как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся с долгосрочными и облегчающие их достижение, оно также должно разрабатывать краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные планы обычно называются тактикой. Рассмотрим некоторые характеристики тактических планов:

1. Тактику разрабатывают в развитие стратегии.

2. В то же время как стратегия разрабатывается на высших уровнях руководства, тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена.

3. Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия, обычно на 1 год.

4. В то время, как результаты стратегии трудно полностью обнаружить в течение нескольких лет, тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.

Политикапредставляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей. Политика обычно формируется высшими руководителями на длительный период времени. Причем политика направляет свое действие на достижение цели или выполнение задачи.

Процедурыописывают действия, которые следует принять в конкретной ситуации. В общем случае менеджер, действующий согласно принятой процедуре, обладает малой свободой действий, и небольшим числом альтернатив. Процедуры обычно описывают последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Когда руководство хочет уточнить действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий заданными способами, оно составляет правила.

Правилоточно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос. Процедуры же рассчитаны на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий.

В зависимости от того, какой горизонт (период) времениохватывают планы, составленные организацией, планирование разделяют на три типа:

· долгосрочное (перспективное)

· среднесрочное

· краткосрочное (текущее)

Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды времени, более 5 лет, например, 10,15 и 20 лет. Такие планы определяют долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое и научно-технологическое развитие.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. Такие планы разрабатываются в соответствии с перспективным планом и конкретизируют ориентиры и задачи его на более короткие промежутки времени.

Краткосрочное планирование — это разработка плана на один год. Краткосрочные (текущие) планы разрабатываются наиболее детально, включают в себя конкретные способы использования ресурсов предприятия, необходимых для достижения целей, определенных в среднесрочных и долгосрочных планах. В свою очередь задания текущих планов детализируются по кварталам, месяцам, декадам и суткам.

Все три типа планирования должны быть увязаны между собой, не противоречить друг другу, а наоборот более низкий по уровню план должен обеспечивать выполнение плановых показателей более высокого по уровню плана. Причем, текущие планы должны корректировать цели и задачи в соответствии с изменениями, происходящими во внешнем окружении и внутреннем потенциале предприятия.

По содержанию плановых решений выделяют:

· Стратегическое планирование

· Тактическое планирование

· Оперативно-календарное планирование

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу. Определяются наиболее общие глобальные направления деятельности организации. Российские организации, действующие в условиях предельно высокой неопределенности, разрабатывают стратегии на среднесрочный период (5 лет).

При стратегическом планировании принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса. Создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какую продукцию выпускать. На каких рынках лучше действовать, с какими партнерами вести бизнес, в какую отрасль перейти и т.д. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней среды, порождающей неопределенность будущего. Разрабатывая стратегию своего развития, организация обеспечивает себе конкурентные преимущества на рынке и, тем самым, выживание в условиях жесткой конкурентной борьбы. Разработка стратегии – это прерогатива высшего руководства организации.

Тактическое планирование имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Тактическое планирование охватывает краткосрочный и среднесрочный период и является заботой среднего и низшего управленческого звена. В тактических (технико-экономических) планах отражаются мероприятия по расширению производства, обновлению продукции, улучшению ее качества, повышению производительности труда, техническому перевооружению и т.д.

В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития организации, представляющий комплексную программу производственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период.

Принятие решений на тактическом уровне бывает менее субъективным и рискованным, чем при стратегическом планировании, т.к. менеджеры обладают более достоверной и конкретной информацией, и решения касаются в основном внутренних проблем. Такие решения легче оценить, т.к. они выражаются в конкретных цифровых результатах. Основной вопрос стратегического планирования – чего хочет добиться организация (цель), а тактическое планирование сосредоточено на том, как достигнуть такого положения (средства).

Оперативное планирование является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная его задача – конкретизация показателей тактического плана с целью организации планомерной повседневной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

Оперативно-календарное планирование (ОКП) увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм. Включая техническую подготовку производства, его материально-техническое обеспечение, создание необходимых запасов материальных ресурсов, обеспечение транспортными операциями, сбыт продукции и т.п. Оперативно-календарные планы составляются на квартал, месяц, декаду, сутки, смену и доводятся до конкретных исполнителей: цехам, участкам, бригадам, отдельным работникам.

Ответственность за разработку ОКП несет низшее управленческое звено. Если стратегическое планирование рассматривать, как поиск новых возможностей предприятия, тактическое следует считать процессом создания предпосылок (условий) для реализации этих новых возможностей. А оперативно-календарное планирование - процессом их реализации.

Вопрос №29. Методы обеспечения адаптивности стратегических планов.

*Стратегический план может включать следующие разделы (СХП-Стратегические Хозяйственные Подразделения):

1. Миссия и цели организации, через которые выражается будущее организации, каким его представляет себе руководство.

2. Анализ состояния и перспектив развития внешней среды организации по каждому СХП.

3. Анализ состояния и прогноз развития конкуренции по каждому СХП.

4. Анализ сильных и слабых сторон организации в разрезе СХП.

5. Цели и стратегии отдельных СХП.

6. Общий целевой портфель организации в разрезе СХП.

7. Планы мероприятий и бюджеты для реализации функциональных стратегий.

8. Ресурсы, необходимые для реализации стратегии организации и планов развития.

9. Основные этапы реализации стратегии во времени.

10. Оценка возможности реализации стратегии.

11. Финансово-экономическая оценка стратегического плана.

Состав разделов стратегического плана организации может меняться в соответствии со спецификой основной деятельности и сложившейся организационной культуры.Стратегические планы должны в последующем трансформироваться в тактические и планы-проекты, поскольку они могут быть реализованы лишь через них. К тому же проекты служат обоснованием выбранных на более ранних стадиях стратегий развития организации. Следовательно, тактические планы и проекты также частично входят в систему стратегического планирования.

Методы обеспечения адаптивности стратегических планов. Основополагающим подходом к планированию деятельности организации в условиях рыночной экономики является рассмотрение организации как открытой системы, испытывающей на себе влияние внешней среды и оказывающей на внешнюю среду влияние. В связи с этим особое значение приобретает принцип гибкости планирования.

Гибкость (адаптивность) планирования — постоянное поддержание соответствия планов организации изменяющимся условиям ее функционирования. Основные методы реализации этого принципа: разработка «скользящих» и ситуационных планов; резервирование ресурсов; составление «гибких» смет расходов.

Скользящий (переходный) план составляется с распределением по временным интервалам внутри планового периода. По окончании каждого временного интервала план как бы передвигается вперед на один интервал так, что горизонт планирования сохраняется неизменным. Одновременно вносятся уточнения в план с учетом изменения внешней и внутренней среды предприятия, а также результатов его работы в истекшем периоде.

Ситуационный (резервный, запасной) план — вариант плана, разрабатываемый в дополнение к основному. Основной вариант плана сориентирован на наиболее вероятные в будущем значения ключевых факторов внешней среды. Резервные варианты плана, которые ориентированы на другие значения ключевых факторов, ожидаемые с меньшей вероятностью, включают: действия предприятия и его подразделений в конкретной ситуации; ожидаемые результаты этих действий; условия ввода в действие ситуационного плана.

«Гибкая» смета — это смета расходов, разработанная в нескольких вариантах для различных значений объема производства или продаж.

Вопрос №30. Содержание работ по проведению стратегических изменений в организации.

Основное конструктивное содержание любой стратегии - стратегические изменения, именно они являются главными носителями нового состояния организации.

Необходимость проведения стратегических изменений в организации обусловлена двумя причинами: переходом от одного стратегического состояния к другому и непрерывностью характера адаптации организации к изменениям внешней среды. Другими словами, стратегические изменения являются сутью выбранной стратегии (так как стратегия — это способ движения к новому стратегическому состоянию), но определяются они не только характеристиками существующего и будущего стратегического состояния организации, но и динамичными изменениями внешней среды.

Для успешной реализации любой конкретной стратегии необходимо, чтобы адекватные изменения были осуществлены во всех соответствующих областях и аспектах деятельности данной организации.Основные области стратегических изменений - системы, структура организации, стиль управления, персонал, организационная культура. Рассмотрим некоторые из них.

Для успешной работы организации в современных условиях необходимо не изолированное, а комплексное применение элементов стратегического управления, т.е. требуется создание формализованной системы стратегического управления. Речь идет именно о формализованной системе. Формализация необходима для создания системы управления, слабо зависящей от конкретных людей и их персональных качеств. Это повышает устойчивость организации в целом, так как люди приходят и уходят, а организация должна работать всегда.

Организация новой системы стратегического управления организации предполагает, что расширяется круг вопросов, встающих перед высшими должностными лицами. В связи с этим выбирают группу лидеров, которая может разрабатывать перспективные проблемы. С этой же целью вносятся изменения в организацию и деятельность советов директоров: разделяются функции высших должностных лиц и председателя; обеспечивается полная поддержка совета директоров персоналом; укрепляется роль собраний по выдвижению кандидатур в совет директоров; при советах директоров создаются рекомендательные советы, состоящие из внешних экспертов.

Условия реализации стратегических изменений требуют создания более гибких систем управления, построение которых связано, в первую очередь, с эффективными организационными структурами.

Существует три признака эффективной структуры организации:

1. структура соответствует стратегии организации;

2. структура соответствует среде функционирования организации;

3. отсутствие противоречий между элементами организационной структуры.

Рассмотрим основные правила, следуя которым организационная структура будет соответствовать стратегии организации. Томпсон и Стрикленд сформулировали четыре основных шага по приведению организационной структуры в соответствие со стратегией.

1 шаг. Четко определите основные виды деятельности и ключевые звенья в цепочке ценностей, которые имеют кардинальное значение для успешной реализации стратегии, и сделайте их основными элементами организационной структуры.

2 шаг. Если все аспекты стратегически значимого вида деятельности не могут в силу каких-либо причин быть переданы в ведение одного менеджера, установите связи между подразделениями и обеспечьте необходимую координацию.

3 шаг. Определите объем власти (круг полномочий), необходимый для руководства каждым подразделением (организационной единицей), стремясь при этом обеспечить эффективный баланс между преимуществами централизации и децентрализации.

4 шаг. Определите, могут ли сопутствующие виды деятельности осуществляться вне компании более успешно и эффективно, чем в самой компании.

Выполнение стратегии предполагает проведение необходимых изменений, без которых даже самая хорошо проработанная стратегия может потерпеть провал. В силу этого с полной уверенностью можно утверждать, что стратегические изменения — это ключ к осуществлению стратегии.

Сопротивление изменениям. Проведение стратегических изменений в организации очень сложная задача. Трудности решения этой задачи в первую очередь связаны с тем, что всякое изменение встречает сопротивление, которое иногда может быть столь сильным, что его не удается преодолеть тем, кто проводит изменения. Поэтому для того, чтобы провести изменение, необходимо как минимум проделать следующее:

• вскрыть, проанализировать и предсказать то, какое сопротивление может встретить планируемое изменение;

• уменьшить до возможного минимума это сопротивление (потенциальное и реальное);

• установить статус-кво нового состояния.

Носителями сопротивления, кстати, так же, как и носителями изменений, являются люди. В принципе люди не боятся изменений, они боятся быть измененными. Люди боятся того, что изменения в организации затронут их работу, их положение в организации, т.е. сложившийся статус-кво. Поэтому они стремятся помешать изменениям, с тем чтобы не попасть в новую, не совсем ясную для них ситуацию, в которой им придется многое делать не так, как они уже привыкли делать, и заниматься не тем, чем они занимались ранее. Широко распространенные мудрости «лучшее — враг хорошего» или «от добра-добра не ищут» являются квинтэссенцией идеологии сопротивления изменениям.

Отношение к изменению может быть рассмотрено как комбинация состояний двух факторов:

• принятие или непринятие изменения;

• открытая или скрытая демонстрация отношения к изменению.

Руководство организации на основе бесед, интервью, анкетирования и других форм сбора информации должно пытаться выяснить, какой тип реакции на изменения будет наблюдаться в организации, кто из сотрудников организации займет позицию сторонников изменений, а кто окажется в одном из трех других положений (рис. 8). Особую актуальность такого рода прогнозы имеют в больших организациях и в организациях, существовавших без изменений довольно длительный промежуток времени, так как в этих организациях сопротивление изменению может быть довольно сильным и широко распространенным.

Рис. 8. Матрица «Изменение — сопротивление»

Уменьшению сопротивления изменениям принадлежит ключевая роль в осуществлении изменения. Анализ потенциально возможных сил сопротивления позволяет выявить тех отдельных членов организации или же те группы в организации, которые будут оказывать сопротивление изменению, и уяснить мотивы неприятия изменения. Для того чтобы уменьшить потенциально возможное сопротивление, полезно провести объединение людей в творческие группы, которые будут способствовать проведению изменения, привлечь к выработке программы проведения изменения широкий круг сотрудников, провести среди сотрудников в организации широкую разъяснительную работу, направленную на то, чтобы убедить их в необходимости проведения изменения для решения стоящих перед организацией задач.

Успех проведения изменения зависит от того, как руководство будет его осуществлять. Менеджеры должны помнить, что, проводя изменение, они должны демонстрировать у в е р е н н о с т ь в его правильности и необходимости и стараться быть по возможности п о с л е д о в а т е л ь н ы м и в реализации программы изменения. В то же время они должны всегда помнить, что по мере проведения изменения позиция людей может меняться. Поэтому им не следует обращать внимания на небольшое сопротивление изменению и спокойно относиться к людям, которые вначале сопротивлялись изменению, а потом это сопротивление прекратили.

Стили проведения изменений. Большое влияние на то, в какой мере руководству удается устранить сопротивление изменению, оказывает стиль проведения изменения. Руководитель может быть жестким и непреклонным при устранении сопротивления, а может проявлять гибкость. Считается, что автократический стиль может быть полезен только в очень специфических ситуациях, требующих немедленного устранения сопротивления при проведении очень важных изменений. В большинстве случаев более приемлем стиль, при котором руководство уменьшает сопротивление изменениям за счет привлечения на свою сторону тех, кто изначально противился им. Очень успешным в этом плане является партисипативный стиль руководства, при котором к решению вопросов проведения изменений привлекаются многие члены организации.

При разрешении к о н ф л и к т о в, которые могут возникать в организации во время проведения изменения, менеджеры могут использовать различные стили руководства:

конкурентный стиль, делающий упор на силу, базирующийся на настойчивости, утверждении своих прав, исходящий из того, что разрешение конфликта предполагает наличие победителя и побежденного;

• стиль самоустранения, проявляющийся в том, что руководство демонстрирует низкую настойчивость и в то же время не стремится к поиску путей сотрудничества с несогласными членами организации;

• стиль компромисса, предполагающий умеренное настаивание руководства на выполнении его подходов к разрешению конфликта и одновременное умеренное стремление руководства к кооперации с теми, кто сопротивляется;

• стиль приспособления, выражающийся в стремлении руководства установить сотрудничество в разрешении конфликта при одновременном слабом настаивании на принятии выработанных им решений;

• стиль сотрудничества, характеризующийся тем, что руководство стремится как к тому, чтобы реализовать свои подходы к проведению изменения, так и к тому, чтобы установить отношения кооперации с несогласными членами организации.

Невозможно однозначно утверждать, что какой-то из названных пяти стилей более приемлем для разрешения конфликтов, а какой-то — менее. Все зависит от ситуации, от того, какое проводится изменение, какие решаются задачи и какие силы оказывают сопротивление. Важно также учитывать характер конфликта. Совершенно неверно считать, что конфликты всегда имеют только негативный, разрушительный характер. Любой конфликт заключает в себе как негативное, так и позитивное начало. Если доминирует негативное начало, то конфликт носит разрушительный характер, и в этом случае применим любой стиль, который в состоянии эффективно предотвратить разрушительные последствия конфликта. Если же конфликт приводит к позитивным результатам, таким, например, как выведение людей из безразличного состояния, создание новых коммуникационных каналов или повышение уровня осведомленности членов организации о происходящих в ней процессах, то важно использовать такой стиль разрешения конфликтов, который способствовал бы возникновению как можно более широкого спектра положительных результатов изменения.

Проведение изменения должно завершаться установлением нового статус-кво в организации. Очень важно не только устранить сопротивление изменению, но и добиться того, чтобы новое положение дел оказалось не просто формально установленным, а было принято членами организации и стало реальностью. Поэтому руководство не должно заблуждаться и путать реальность с формально установленными новыми структурами или нормами отношений. Если действия по проведению изменения не привели к возникновению нового устойчивого статус-кво, то значит, изменение нельзя считать завершенным и следует продолжать работу по его проведению до тех пор, пока по-настоящему в организации не произойдет замена старого положения на новое.

Изменение организационной структуры. Одним из достаточно распространенных стратегических изменений является изменение организационной структуры. Уже подчеркивалось, что организационная структура, как она рассматривается в стратегическом управлении, не является чем-то существующим самостоятельно, независимо от стратегии и целей организации. Для стратегического управления организационная структура является одним из важных средств обеспечения реализации стратегии. В связи с этим и ее оценка, и ее выбор в процессе выполнения стратегии обусловлены в первую очередь тем, способствует ли организационная структура достижению целей организации. Поэтому процесс ее выбора или изменения строится по следующей схеме:

• уясняется, какие из задач и функций, выполняемых в организации, имеют критическое значение для осуществления стратегии и насколько эти задачи и функции для своего воплощения требуют нового и специфического подхода;

• устанавливается связь между выделенными стратегическими задачами и функциями и рутинными функциями, выполняемыми в организации. При этом задача состоит не в том, чтобы установить связи между подразделениями, а в том, чтобы установить связи между отдельными частями стратегии;

• формируются структурные единицы организации, в основе которых лежат стратегически важные задачи и функции;

• определяется степень самостоятельности каждой структурной единицы в принятии решений и уровни в иерархии, на которых происходит принятие решения относительно деятельности структурных единиц бизнеса;

• устанавливаются организационные связи между единицами бизнеса, что предполагает фиксацию их мест в организационной иерархии, определение форм и способов коммуникации руководителей и представителей единиц бизнеса, а также степени и формы участия в выработке общеорганизационной стратегии.



2019-08-13 717 Обсуждений (0)
Вопрос №27. Эволюция стратегии организации по этапам жизненного цикла продукции (услуг). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос №27. Эволюция стратегии организации по этапам жизненного цикла продукции (услуг).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (717)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)