Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос №10. Роль прогнозирования в стратегическом управлении. Методы прогнозирования.



2019-08-13 1212 Обсуждений (0)
Вопрос №10. Роль прогнозирования в стратегическом управлении. Методы прогнозирования. 0.00 из 5.00 0 оценок




*[Прогнозирование представляет собой целенаправленную деятельность органов управления по определению перспектив развития объекта прогнозирования. Прогноз – это комплекс аргументированных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы.

Прогнозирование соотносится с более широким понятием – предвидением. Предвидение опережает отражение действительности и основано на познании законов природы, общества и мышления. В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов различают следующие его формы: гипотеза, прогноз, план.

Гипотеза характеризует научное предвидение, исходя из общей теории, т.е. исходную базу построения гипотезы составляют теория и открытые на ее основе закономерности, и причинно-следственные связи функционирования и развития исследуемых объектов. На уровне гипотезы дается их качественная характеристика, выражающая общие закономерности поведения.

Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз по сравнению с гипотезой имеет гораздо большую определенность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет количественно характеризовать будущее состояние объекта. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, поэтому по сравнению с гипотезой более достоверен. В то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием].

Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения.

Существуют два подхода к пониманию сущности планирования: широкий и узкий. В широком понимании планирование состоит в принятии комплекса решений, относящихся к будущим событиям. Такие решения могут быть связаны с постановкой целей и задач развития предприятия, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов поведения предприятия в предстоящем периоде. В узком понимании планирование сводится к составлению специальных документов — планов, определяющих конкретные действия предприятия по осуществлению принятых решений.

Планирование – это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя определение и научную постановку целей, средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Прогноз в системе управления является предплановой разработкой сценариев развития объекта управления. Сроки, объемы работ, числовые характеристики объекта и другие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок.

Основные задачи прогнозирования:

· разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде товара в соответствии с результатами маркетинговых исследований;

· выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного эффекта (получаемая отдача за определенный срок службы продукции);

· выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза;

· прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов;

· прогноз организационно-технического уровня производства по стадиям жизненного цикла продукции;

· обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов.

Типы прогнозов.

1. Экономические прогнозы используются для предсказания общего состояния экономики и объема сбыта для конкретной компании по конкретному продукту.

2. Прогнозы развития технологии позволяют предсказать, разработки каких новых технологий можно ожидать, когда это может произойти, насколько экономически приемлемыми они могут быть.

3. Прогнозы развития конкуренции позволяют предсказывать стратегию и тактику конкурентов.

4. Прогнозы на основе опросов и исследований дают возможность предсказать, что произойдет в сложных ситуациях, используя данные многих областей знаний.

5. Социальное прогнозирование дает возможность предсказать изменения, происходящие в социальных установках людей и состояния общества.

Методы прогнозирования.

Метод экстраполяции базируется на допущении неизменности или относительной стабильности имеющихся тенденций развития;

Экспертный методиспользование знаний и опыта экспертов разной квалификации;

Метод моделированияпредставляет собой целый ряд экономико-математических, эконометрических и других моделей, которые имеют общее направление – построение модели объектов реальной действительности, дабы создать основу для отработки оптимальных управленческих решений.

Основными источниками исходной информации для прогнозирования являются:

· статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная отчетность предприятия;

· научно-техническая документация по результатам выполнения НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), включая обзоры, проспекты, каталоги и другую информацию по развитию науки и техники в стране и за рубежом;

· патентно-лицензионная документация.

Основные правила прогнозирования.

Во-первых, по возможности следует пользоваться самыми простыми методами прогнозирования. Как правило, они работают так же, а иногда даже лучше, чем сложные.

Во-вторых, следует сравнивать каждый составленный прогноз со статусом-кво. Данный прогноз (основанный на предположении, что положение дел в компании сохранится таким же, как и прежде) точен приблизительно в 50% случаев.

В-третьих, не полагайтесь на один метод прогнозирования. Следует составлять прогнозы, используя несколько моделей, и выводить средний результат, особенно при долгосрочном прогнозировании.

В-четвертых, не стоит надеяться, что удастся точно определить поворотные точки той или иной тенденции. Довольно часто то, что кажется важной поворотной точкой, оказывается просто непредвиденным случайным событием.

В-пятых, прогнозы следует составлять на небольшой срок, поскольку, чем длиннее промежуток времени, на который составляется прогноз, тем менее он точен.

Постоянное и всестороннее наблюдение за внешней средой обычно позволяет вовремя выявить проблемы, которые повлияют на текущую и будущую деятельность организации. Следует помнить, что не все проблемы одинаково значимы для той или иной компании, поэтому, как правило, достаточно сосредоточиться на трех-четырех, имеющих наибольшее значение, и на основе каждой из них разработать сценарии будущего развития.

Сценарий – это прогноз вероятного будущего развития событий, состоящий из их определенной последовательности.



2019-08-13 1212 Обсуждений (0)
Вопрос №10. Роль прогнозирования в стратегическом управлении. Методы прогнозирования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос №10. Роль прогнозирования в стратегическом управлении. Методы прогнозирования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)