Вопрос №12. Анализ среды непосредственного окружения: состав, характеристика составляющих, их влияние на организацию.
К среде непосредственного окружения относят ту часть внешней среды, с которой организация непосредственно взаимодействует, а именно: потребителей, конкурентов, поставщиков, посредников (в случае необходимости).Задача анализа состоит в оценке состояния и развития ситуации на рынке, конкурентной среды в отрасли. Характеристика состояния и перспектив развития отрасли. Состояние рыночной среды в отрасли может быть представлено значениями технических и экономических характеристик, важнейшими их, которых являются: - товары (продукты, услуги); - размер рынка (может выражаться в количестве проданных изделий, общей их стоимости); - темпы роста рынка, фаза жизненного цикла; - суммарные производственные мощности; - уровень удовлетворения спроса; - количество конкурентов и их структура; - количество покупателей и их структура; - величина входных барьеров; - характер вертикальной интеграции (прямая, обратная); - степень дифференциации продукции; - размер инвестиций, в том числе из централизованных источников; - средний уровень рентабельности предприятий отрасли. Изучение этих характеристик, выявление тенденций их изменения дают важную информацию для определения возможных направлений развития отрасли. Анализ состояния рыночной среды в отрасли позволит выявить главные движущие силы отрасли и оценить их влияние. В качестве движущей силы отрасли могут выступать: 1. Обновление продукта (продуктовые инновации). 2. Технологические инновации. 3. Инновации в маркетинг. 4. Вход в отрасль или выход из нее крупных предприятий. 5. Долговременное изменение спроса. 6. Изменения в государственной политике. 7. Изменения в уровнях издержек и эффективности. Рынок рабочей силы. Исследование рынка рабочей силы производится для того, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении фирмы квалифицированными кадрами. Здесь важно следующее: • наличие на рынке труда необходимых фирме кадров определенной квалификации, пола, возраста и т.п.; • анализ политики, проводимой профсоюзами, государством, объединениями нанимателей и т.п. в области занятости и оплаты труда; • изучение стоимости рабочей силы и динамики ее изменения. Покупатели. Задача данного анализа состоит в том, чтобы определить потребителей продукции данной фирмы. Это позволяет выяснить следующее: какой продукт нужен покупателю, на какой объем продаж может рассчитывать фирма; в какой мере покупатели привержены продукту фирмы; насколько можно расширить круг потенциальных покупателей; что ожидает Продукцию фирмы в будущем и т.д. Портрет покупателя может быть составлен по следующим характеристикам: • географическое местоположение покупателя; • демографические характеристики покупателя (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.); • социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его статус, стиль поведения, вкусы, привычки, традиции и т.п.; • отношение покупателя к продукту (почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как он оценивает продукт и т.п.). Фирма определяет, насколько она сильна, чтобы диктовать свои условия покупателю. Если, например, фирма является монополистом, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе нужного ему товара. И, следовательно, его позиция по отношению к продавцу товара существенно ослаблена. И, наоборот, если у покупателя есть выбор, то позиции продавца товара более слабые и он вынужден искать замену данному покупателю другим, который имел бы меньшую возможность в выборе продавца. Положение покупателя на рынке, учитываемое при разработке стратегии фирмы, зависит от ряда факторов, среди которых наиболее важны следующие: • соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя по широкому кругу различных показателей; • объем закупок, осуществляемых покупателем; • уровень информированности покупателя о состоянии рынка товара и стратегии фирмы; • наличие и объемы выпуска замещающих товаров; • затраты покупателя на замену продавца; • чувствительность покупателя к цене товара, которая определяется объемом закупок данного товара, ориентацией на определенное качество товара, экономическим положением покупателя, особенностью лиц, принимающих решение о покупке и т.п. Поставщики. Анализ поставщиков направлен на выявление факторов в деятельности субъектов хозяйствования, снабжающих фирму сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом и т.п., от которых зависят себестоимость и качество выпускаемой продукции. Влияние поставщиков на деятельность фирмы недооценивать нельзя, поскольку они могут поставить фирму в сильную зависимость от себя. Меру влияния поставщиков как конкурентов можно оценить следующими факторами: • уровень специализации поставщиков; • затраты, которые может понести поставщик при замене клиентов; • степень специализации покупателя при приобретении определенных ресурсов (возможность замены приобретаемых ресурсов); • степень концентрации поставщиков на работе с конкретными клиентами; • объем продаж поставщиков и т.д. При изучении поставщиков необходимо исследовать: • стоимость поставляемого товара и тенденции ее изменения; • гарантии качества поставляемого товара; • временной график поставки; • надежность поставщиков (пунктуальность, обязательность выполнения договорных обязательств и т.п.). Анализ конкуренции в отрасли. Для анализа конкурентной среды в отрасли может быть использована модель М. Портера (рисунок 1). Рисунок 1 - Модель сил конкуренции М. Портера При выполнении прочих проектов следует проанализировать влияние следующих пяти сил конкуренции: 1) предприятия-конкуренты, уже закрепившиеся на отраслевом рынке; 2) проникающие в отрасль новые (потенциальные) конкуренты; 3) конкуренция со стороны товаров-заменителей; 4) позиции покупателей, их экономические возможности; 5) позиции поставщиков, их экономические возможности. Анализ конкурентов и их возможных действий. С целью анализа конкурентов в отрасли необходимо выделить так называемые стратегические группы конкурентов. К конкурентам относятся: • внутриотраслевые конкуренты, т.е. фирмы, производящие аналогичную продукцию; • фирмы, которые производят замещающий продукт; • фирмы, которые могут войти на рынок (потенциальные конкуренты). Для выделения стратегических групп рекомендуется составить карту стратегических групп конкурентов.Последовательность построения карты, следующая: 1. Выбирают характеристики предприятий отрасли. К числу характеристик можно отнести цену, количество, ассортимент, уровень сервисного обслуживания и др. Выбор характеристик определяется целями анализа. 2. Составляется карта с двумя характеристиками. Важно, чтобы они не были коррелированы. 3. Предприятия размещаются на двухкоординатной карте с учетом значений выбранной пары характеристик. 4. Предприятия, попавшие в одно пространство, объединяются в стратегическую группу. 5. Вокруг каждой стратегической группы рисуется окружность, диаметр которой рекомендуется для наглядности определять пропорционально доли стратегической группы в общем объеме продаж отрасли. Анализ карт стратегических групп позволяет установить: - состав стратегических групп и их позиции; - состав предприятий в группе и их позиции; - основных конкурентов; - оценить уровень конкуренции в отрасли. Выявив ближайших конкурентов, необходимо оценить следующие их позиции: - текущее положение (позиции в стратегической группе); - возможные цели и стратегии конкурентов; - потенциал (технологический, кадровый, финансовый и др.). При анализе конкурентов можно использовать подход, предложенный М. Портером, который рекомендует исследовать четыре элемента: Не меньшая опасность таится в деятельности производителей замещающей продукции. Она состоит в том, что разрушенный замещающим продуктом рынок старого продукта, как правило, не поддается восстановлению. Следовательно, чтобы бороться с конкурентами-производителями замещающей продукции в процессе стратегического планирования, нужно закладывать определенный потенциал, который бы позволил создать новый, более эффективный продукт нового типа. Анализ сильных и слабых сторон предприятия. Как правило, анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе охватывает следующие функциональные зоны (сферы деятельности): - маркетинг; - финансы; - производство; - технология; - менеджмент; - персонал. Рисунок 2 - Элементы анализа конкурентов Ниже приведен перечень основных характеристик, которые рекомендуется учесть в ходе анализа: Маркетинг: доля рынка, контролируемая предприятием; цены на товары и услуги; организация сбыта, сервисное обслуживание, рекламная деятельность, номенклатура (ассортимент) продукции. Финансы: структура активов, нематериальные активы на балансе предприятия, отношение объема продаж к стоимости использованных активов, инвестиционные ресурсы, движение денежной наличности, размер собственности, оборот акций, динамика дивидендов. Производство: производственные мощности, использование оборудования, возраст технологического оборудования, контроль качества, объем продаж в расчете на 1 работающего, численность работающих, возможности расширения производства, эффективность перехода на выпуск новой продукции, прямые издержки производства. Технология: расходы на НИОКР, мощность инженерно-конструкторской базы, позиции в области получения патентов, применяемые стандарты и их совместимость, новые изделия, репутация лидера в области инноваций. Менеджмент: численность инженерно-технического и управленческого персонала, тип организационной структуры управления, четкость разделения полномочий и функций, скорость реакции управления на изменения во внешней среде, степень гибкости организационной структуры управления, число уровней управления. Персонал: структура персонала, условия найма, системы оплаты труда и мотивация, расходы на подготовку кадров и повышение квалификации, текучесть кадров. Перечень приведенных характеристик может быть расширен, сужен, откорректирован с учетом специфики деятельности объекта исследования. Существуют различные приемы оценки сравнительных характеристик.
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (749)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |