Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретико-методологические основания



2019-08-13 175 Обсуждений (0)
Теоретико-методологические основания 0.00 из 5.00 0 оценок




ВЫПУСКНАЯ БАКАЛАВРСКАЯ

РАБОТА

«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ

НА ФОРМИРОВАНИЕ

МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР»

 

Выполнила

Студентка гр. ГСБ-42

(РФ)                                 Глобина Анна Николаевна                            

Научный руководитель,

к.с.н., доцент                                  Троцук И. В.

 

Москва, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основания социологического анализа музыки                                                                                               

1.1. Предметное поле социологии музыки…………………………………… 8

1.2. Базовые концептуальные подходы социологии музыки……………… 14

ГЛАВА 2 Роль музыки в формировании молодежных субкультур

2.1. Понятие «субкультура»: базовые интерпретации……………………26

2.2. Роль музыки в становлении молодежных субкультур……………….. 35

Заключение ……………………………………………………………………..43

Библиография …………………………………………………………… …... 46

Приложения …………………………………………………………………….50

ВВЕДЕНИЕ

Music is stronger than any boundaries

(Музыка сильнее всех границ)

Армин ван Бьюрен, ди-джей, продюсер

 

 

Актуальность проблематики исследования. Вопрос о человеке как субъекте творческом является одним из важнейших для современной культуры в контексте решения задачи пробуждения творческого потенциала каждой личности. Молодежь – движущая сила развития общества, именно в пору своего социального становления личность обладает максимально широкими возможностями и репертуаром вариантов социализации, которые позволяет ей сформировать собственные ценностные ориентации и мировоззренческие предпочтения. Вследствие этого вопрос о логике и факторах формирования молодежных субкультур обретает особую значимость в контексте культуры любого общества.

Процессы глобализации приводят ко все большему распространению массовой культуры в современном обществе, что определяет изменения рекреативных потребностей и возможностей молодежной среды. Сила воздействия массовой культуры на досуговые практики молодежи настолько  велика, что молодые люди стали получать творческие импульсы собственного развития от экранной медиа культуры, а не из традиционных источников (концерты классической музыки, театр). Нынешняя молодежь не мыслит своей жизни без музыки (прежде всего, в визуально-клиповых ее форматах), которая становится средством самовыражения и, соответственно, влияет на критерии социальной идентичности. Новизна выпускного бакалаврского исследования заключается в том, что до настоящего времени субкультура слушателей электронной музыки как таковая не была рассмотрена в социологическом контексте.

Степень разработанности проблематики. Не будет преувеличением сказать, что сегодня накоплен огромный массив научной, публицистической и художественной литературы, осмысливающей особенности различных форм бытования музыки. Первые попытки теоретического анализа музыки были предприняты еще в Древней Греции и Риме, о чем свидетельствует тот факт, что музыка в античной, а позже и в средневековой культуре входила в состав знаменитого квадриума – четырех наук, или искусств, базировавшихся на понятии числа. Далее, по мере исторической эволюции общества и науки, музыка стала объектом изучения целого универсума наук, таких как музыкальная семантика, семиотика, социология музыки и многих других.

Значительный вклад в развитие музыкознания, а затем и социологии музыки внесли такие мыслители, как А. Зильберман, Г. Энгель. А. Щюц исследовал музыкальную коммуникацию, звеньями которой являются композитор, исполнитель и аудитория (слушатели), вовлеченные в процесс сотворения музыки. Первые работы в этой предметной области, как ни странно, принадлежат не специалистам по музыкознанию и этномузыкологии (систематической и сравнительной музыкологии германоговорящего мира), но именно социологам – М. Веберу и Т. Адорно.

Для Т. Кнайфа цель социологии музыки – понимание музыкальных форм в зависимости от социальных обстоятельств в определенный момент времени. С точки зрения К. Блаукопфа, социология музыки – это понимание того, как музыка производится и воспроизводится в ходе исторического развития общества[1]. В начале 1970-х гг. появились первые работы, посвященные популярной музыке (С. Фритца и его коллег), благодаря которым музыка в полной мере стала объектом междисциплинарных исследований.

Т. Адорно полагал, что социология музыки не может изучать отдельное музыкальное произведение композитора без принятия во внимание всех тех функций, которые музыка выполняет в обществе[2]. Свою задачу он видел в том, чтобы, отдавая себе отчет в антагонизмах общества, приемлемым образом сгруппировать дискретные формы реакций на музыку, исходя при этом из самого объекта изучения, т.е. музыки (поэтому типология Адорно содержит в себе сего идеальные типы).

Следуя традициям Адорно, многие исследователи 1960-х – 1970-х гг. рассматривали музыку в контексте популярной культуры (Д. Бергер и Р. Петерсон, X. Виленски, Н. Джейкобе, Л. Ловенталь, Д. Макдональд, А. Хаузер, А. Хеннион). С конца 1970-х гг. фокус исследований смещается в сторону молодежной музыки и субкультур (М. Абраме, Е. Браун, М. О'Донелл, X. Пилкинтон, Ф. Стюарт, Дж. Форнас, Д. Хебдидж, У. Хенди).

В тот же период начинают развиваться методы структурного анализа музыкальных произведений, которые сегодня, возможно, наиболее часто используются в социологии музыки (М. Баррет, А. Бергсен, Т. Дауд, Б. Гаспаров, Р. Зарипов, К. Церуло). В его основе лежат методы, разработанные музыковедами (П. Вестергард), лингвистами (Ю. Лотман), а также представителями дискурс-анализа (М. Фуко, Д. Михель).

С начала 1980-х гг. под влиянием теории П. Бурдье, музыку начинают рассматривать как отражение определенного стиля жизни и интерпретировать ее в качестве критерия социальной стратификации – музыкальные предпочтения соотносятся с той или иной стратой или субкультурой. В рамках структурного подхода также обосновывалась идея, что соотношение элементов музыкальной культуры может быть использовано при анализе общественной структуры (П. Димадджио и А. Муллен, А. Ломаке).

В последние годы появляется все больше статей, посвященных анализу национальной музыки (возрождаются традиции этномузыковедения), а также музыки в контексте технологического развития современного общества и средств коммуникации.

Э. Беннет в конце 1990-х гг. проводит исследования роли популярной музыки в молодежной среде, задаваясь вопросом о ее роли в конструировании идентичности, в том числе этнической[3]

Большой вклад в развитие социологии музыки в СССР внесли А.Н.Сохор, А.В. Луначарский, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, В.В.Медушевский, Т.В.Чередниченко и др., которые рассматривали эволюцию музыкальных форм, функции и задачи социологии музыки, ее отличия от других дисциплин, связь музыкальных предпочтений с демографическими, социальными, индивидуальными характеристиками. Музыкальные субкультуры исследовались в основном в рамках написания диссертаций: так, А.И. Мазурова, М.В. Розин, К.Г. Мяло впервые проанализировали субкультуры панков, хиппи и металлистов как, прежде всего, основанные на музыкальных предпочтениях.

Таким образом, объект бакалаврского исследования – музыка в предметном поле социологической науки. Предмет изучения – влияние музыки на формирование молодежных субкультур (на примере электронной музыки).

Цель выпускной бакалаврской работы – на основе анализа соответствующей научной литературы и собственного опыта включенного наблюдения охарактеризовать формирование и развитие особого типа молодежной музыкальной субкультуры (trancefamily).

Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы и решены следующие задачи:

· обозначены базовые концептуальные подходы к изучению музыки в дисциплинарных рамках социологической науки;

· систематизированы ключевые теоретические подходы к изучению молодежных субкультур;

· обозначены задачи социологии музыки в контексте изучения молодежных субкультур;

· дана развернутая характеристика субкультуры слушателей транса.

В соответствии с целью и задачами, структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Во введении обозначены основные программные компоненты бакалаврской работы. В первой главе представлены базовые положения двух основополагающих концептуальных подходов к осмыслению музыки как социокультурного феномена, обозначено предметное поле социологии музыки. Во второй главе систематизированы ключевые теоретические интерпретации понятия субкультуры, дана оценка влиянию музыки на образование молодежных субкультур, представлена развернутая характеристика субкультуры слушателей trance-музыки. В заключении приведены выводы по результатам работы в целом.

 

ГЛАВА 1

Теоретико-методологические основания



2019-08-13 175 Обсуждений (0)
Теоретико-методологические основания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретико-методологические основания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)