Особенности рационального использования малых форм физической активности в режиме учебного труда
студентов К малым формам физической культуры в режиме учебного труда относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутка, физкультурная пауза, микропаузы с использованием физических упражнений. Утренняя гимнастика наименее сложна, но эффективна для ускоренного включения в учёбу, благодаря мобилизации вегетативных функций организма, повышению работоспособности центральной нервной системы, созданию положительного эмоционального фона к деятельности. У студентов, которые регулярно выполняют утреннюю гимнастику, период врабатывания на первой учебной паре оказывался в 2,7 раза короче, чем у лиц, не выполняющих её. Различалось и психоэмоциональное состояние. Настроение повышалось на 50%, самочувствие на 44%, активность на 36,7%. Действенной и доступной формой занятий в вузе является физкультурная пауза. Задача её – обеспечение активного отдыха и повышения работоспособности студентов. Учитывая особенности динамики работоспособности студентов в течение учебного дня, физкультурная пауза продолжительностью 10 мин вводится после 4 ч занятий и продолжительностью 5 мин после каждых двух часов самоподготовки в периоды появления первых признаков утомления. Проводятся физкультпаузы в хорошо проветриваемом помещении. Упражнения подбираются так, чтобы активизировать системы организма, не принимавшие участия в учебной деятельности.Исследования показывают, что эффективность влияния 10-минутной физкультурной паузы проявляется в повышении отдельных показателей работоспособности на 5–9%. Полезны и микропаузы. При умственном труде, в силу воздействия разнообразных факторов возникают отвлечения от выполняемой работы, относительно непродолжительные, в 1–3 мин. Это обусловлено проявлением усталости в условиях ограничения активности мышц, монотонного характера работы. Полезно заполнять микропаузы динамическими упражнениями (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре) или познотоническими упражнениями. При изучении эффективности использования в микропаузахупражнений динамического и познотонического характера установлено, что одноминутное динамическое упражнение (бег на месте в темпе 1 шаг в с) по своему эффекту соответствует выполнению познотонических упражнений в течение двух минут. Однако при регулярном повторении бега его эффективность быстро снижается по сравнению с использованием познотонических упражнений. Выполняется 5 циклов энергичного попеременного сокращения и напряжения мышц-разгибателей и сгибателей конечностей и туловища с одновременным и сильным растяжением мышц-антагонистов. На рисунке 4 показано 5 циклов упражнений: 0 – исходное положение – рабочая поза сидя за столом; 1 – прогнуться назад с отведением рук в стороны; 2 – наклониться вперед, руки опустить на колени; 3 – прогнуться назад с отведением рук за голову; 4 – наклониться вперед, руки опустить на колени; 5 – прогнуться назад с отведением рук в стороны. Поскольку рабочая поза студентов отличается монотонным напряжением преимущественно мышц-сгибателей (сидя, наклонившись вперед), начинать и заканчивать цикл упражнений целесообразно энергичным потягиванием мышц-сгибателей.
Рис.4. Примерный комплекс познотонических упражнений на рабочем месте
На фоне мышечного расслабления для повышения работоспособности мозга, улучшения режима дыхания и кровообращения следует регулярно выполнять кратковременные мышечные упражнения. Через каждые 30–60 мин используются познотонические упражнения продолжительностью 1–2,5 мин. Через каждые 2 часа работы проводят минутные динамические упражнения, бег на месте с ритмичным, глубоким дыханием. Физкультурная минутка восстанавливает локальные системы организма, отдельные группы мышц без перерыва деятельности. Проводится в течение дня от 2 до 5 раз и содержит не более 3 упражнений. Таким образом, знание психофизиологических основ и использование малых форм физической культуры в учебном труде играют существенную и положительную роль для оздоровления обучающихся, повышения работоспособности, создания положительного эмоционального фона и сохранения здоровья студентов. Контрольные вопросы
1. Какие объективные и субъективные факторы влияют на обучение? 2. Что Вы знаете о работоспособности студентов и влиянии на неё различных факторов в периоды подготовки и участия в учебном труде студентов? 3. Расскажите об общих закономерностях изменения работоспособности студентов в различные периоды учёбы в вузе. 4. Расскажите о возможностях использования малых форм физической культуры в режиме учебного труда студентов. 5. Что Вы знаете о типичных особенностях жизнедеятельности студентов в период экзаменов? 6. Какие средства физической культуры используются в целях регуляции психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период. Раскройте методику их применения. 7. Расскажите об изменениях характера учебной работоспособности студентов по семестрам и за учебный год.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (856)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |