Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Молитва митрополита Григория, Новгородского и Петербургского



2019-08-14 298 Обсуждений (0)
Молитва митрополита Григория, Новгородского и Петербургского 0.00 из 5.00 0 оценок




Помяни, Человеколюбче Господи, души oтшeдшиx раб Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченной Твоею благостию.


МОЛИТВА МУЧЕНИКУ УАРУ об умерших некрещеными

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси и о Нём усердно пострадал еси. И ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения. И ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако вспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещёными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвали Премилостиваго творца во веки веков. Аминь.


Молитвы за умерших некрещёных и за самоубийц

В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как. На что старец ответил: Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:

 

Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя.

 

Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но учитывая определенную духовную опасность, описанную ранее, для совершения домашней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника.

 

Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг.
По примеру этой молитвы можно молиться и за некрещеных (отошедших в жизнь вечную непросвященными верою Православной), а также крещенных, но отступивших от веры (отошедших в жизнь вечную в отступлении от Святой Православной Церкви).

В этом наставлении для каждого христианина, находящегося в подобном положении, есть много утешительного, успокаивающего душу в предании себя и покойного воле Божией, всегда благой и премудрой.

А то, что некрещеные могут получать некоторое облегчение по молитвам, известно из разговора преподобного Макария Египетского с черепом языческого жреца. Преподобный очень много молился об усопших и поэтому желал знать действие своих молитв. Когда ты молишься за мертвых, отвечал череп, - то мы чувствуем некое утешение. Этот случай вселяет в нас надежду, что наши молитвы о несчастных, умерших некрещеными, принесут и им некое утешение. Не стоит забывать и о таком действенном средстве для облегчения участи умерших, как милостыня, которая в данных случаях приобретает особенное значение.

Великий грех не принять Спасителя и отвергнуть веру Православную, но милостивый Господь позволил одному из Своих святых ходатайствовать перед Ним за души усопших не православных. Святой этот - мученик Уар, принявший смерть за Христа в 307 году. Однажды в видении блаженной Клеопатре святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христиане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших не крещенными в веру Православную.

 

 

Канон святому мученику Уару
емуже дана бысть благодать умолити за умершия Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти Святаго Крещения

(об избавлении от муки в иноверии умерших)

Глас 8:

Краегранесие: Умоли, Уаре, за внешния наша роды.

Песнь 1

Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи, чудотворяй иногда, Моисейский жезл крестообразно поразив и разделив море, Израиля же беглеца пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Умолен буди, Господи, святым Твоим Уаром мучеником и облецися в милость и щедроты; и сия даже до ада излиются, Человеколюбче, и ущедрят, яже от нас просимыя богатным Твоим милосердием.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Мучениче Христов великий, озлобленныя и безпомощныя воспомяни, седящия во мраце тьмы не просветимыя, и не престани, припадая ко щедрому Господу, дондеже утешит я богатным Своим милосердием.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

О роде Клеопатры дивныя умолити возмогл еси, славный страстотерпче, убо и днесь, возмогая, возможеши свободити от мук, иже от нас воспоминаемыя, аще прилежно о них ко Господу помолишися, тебе бо ради утешит я Владыка богатным Своим милосердием.

Богородичен: Безпомощным Благая Помощнице, призри от славы Своея, Владычице, ко мраку адову и виждь беды умиленных, пред Тобою нами воспоминаемых, и не престани о них умоляя Своего Сына и щедраго Господа и Владыку, дондеже утешит я богатным Своим милосердием.

Песнь 3

Ирмос: Утверждей в начале небеса разумом и землю на водах основавый, на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче Тебе, Едине Человеколюбче.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Лик святых Сил небесных подвигни с собою на молитву, мучениче, и сотвори дело пречудно, и велико, и честно, паче же радость неимущим надежды и утешения не уповающим, горьким нашим неверно умершим прародителем и еже с ними воспоминаемым, еже даровати сим от Господа прощение и велию милость.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Изрядный страстотерпче и Христу любимый, увеждь, коль желательна свобода мучимым и отрада, сице убо и наша сродники, и иже с ними неверия ради вечныя муки притяжавшия, меры не обрящут своим радостем, аще испросиши сим от Господа прощение и велию милость.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Уаре, добропобедный страдальче, милостив буди и к нашим молением, и зри удрученных несказанную нужду, и сам, от жалости понужден, неотступно молися к Человеколюбцу Владыце, да подаст им прощение и велию милость.

Богородичен: Всемирная надеждо, Богоприятное селение, наше к Богу примирение, Марие Владычице, приими прошения настоящаго предстояния и не престани моляся к Сыну Своему и всяческих Господу, да подаст безнадежным Тебе ради прощение и велию милость.

Седален, глас 5:

Аще молишися за весь мир, великомучениче, и не престаеши, прося всем милости и всяким преступником всеми образы люто Владыце досадившим и непрестанно досаждающим, иже мертвыми делы себе до конца умертвившим и ничтоже приобретшим, яко зло сотворшим, такоже, страстотерпче, предстани и о наших умерших сродницех, яко возможная начиная, не отступи, моляся и припадая к милующему всех Господу, да простит и помилует, иже во тьме седящия и люте зело огорченныя.

Другий седален, глас 3:

Радости вечныя насельниче, небесному покою тезоименитый, Уаре великий, дерзая, да дерзнеши воспомянути пред Господем умиленныя четы наших прародителей, аще бо и не в гробе оных полагаем тя, усердным же прошением к жалости, еже от них, совокупляем тя. Темже припади и молися, не отринет бо предстояния твоего Владыка, но от безмерныя благостыни преклонен, пошлет преогорченным избавление и велию милость.

Слава, и ныне:

Богородичен: Пресветлая Госпоже, от небесных Сил превоспеваемая, и выну возвеличаемая, Мати Царя всяческих, где убо и когда хощет умножитися Твоя слава и величество, не тогда ли, егда грешныя заступаеши и весь мир молитвами Своими покрываеши, темже и днесь умножи, Владычице, велелепоту Твоего превозхождения, избави теплыми Твоими молитвами от лютых мук неверныя наша и некрещенныя сродники и с яже о них и с ними воспоминаемыя, и подаждь оным избавление и велию милость.

Песнь 4

Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив, тем с пророком Аввакумом зову ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Ельма убо[2], страстотерпче, всех любиши с верою к тебе прибегающих, темже и любимь быти от молящих тя благопоспеши. Что же ино с желанием прославити тя Человеколюбный сотворит, не поданием ли просимыя милости умиленным и всякия отрады лишенным вечным узником, тако и впредь, о доблий мучениче, не оскудей о сих моляся.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Зима люта и спасения безплодие облежит в нечестиих умершия и плач безотраден, зде убо вочтени[3] суть, иже от нас воспоминаемыя. Ты же, страстотерпче, соединити сих к роду праведных потщися и не оскудей о них моляся.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Адова мрачная темница во веки да не обымет прародители и сродники наша и вся, воспоминаемыя с ними: тебе, дивному страдальцу, силу неверия и греховную мощь низложившу, тако и впредь сих еже с Клеопатриным родом простити не оскудей, мучениче, моляся.

Богородичен: Тобою, Пречистая, познахом славити всяческих Содетеля, и от Тебе Плотоносца непрелестна Спаса величати навыкохом, и Тя, Владычицу, хвалим, и Тебе покланяемся, и молим, помилуй умершия в неверии наша сродники, и еже избавити сих не оскудей к Сыну моляся.

Песнь 5

Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго, но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Всяко дарование, мучениче, и всяка милость от милостиваго Господа изливаемы, аще и предивны, и пречудесны суть, слагаеми же к прощению в нечестии умерших, величество преизящно сему оставляют. Темже и днесь великая сотворити потщися, Владыку, мучениче, умолити.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Не отвратися, Господи, от нашего умиления, ниже помяни множество грехов наших, паче же помяни древния Своя милости, и ради щедрот Твоих, и ради Уара страдальца добляго, не оскудей в богатстве безмернаго Твоего милосердия, но излей милости и прощение, еже от нас воспоминаемым.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Есть убо, великомучениче, и достизает человеколюбие Владычне и к сущим в мори далече, темже предстани и днесь и, припадая, умоли Его еже помиловати удаленныя и веры, и Крещения отчужденныя умершия наша сродники и всем, иже с ними воспоминаемым, даровати прощение и велию милость.

Богородичен: Предстани, Владычице, нашему изнеможению и буди выну в нуждах, помогая нам всюду и присно, Ты бо еси христианская Надежда и Упование, темже не отрини наша прошения, но сотвори совершена и исполнена неисписанною Твоею благодатию.

Песнь 6

Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Шатания вражия да не возрадуются, души в корысть получивши, ты же, мучениче, теплыми своими молитвами разруши хотения его, умоляя Господа еже простити нами воспоминаемыя, и от вечныя муки тоя и нас избавити.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Начало нашему подвигу Клеопатрина рода прощение, отсюду убо виновное восприяхом возставити тя на молитву, и о еже нами поминаемых не презри, великомучениче, и не отрини грешных предстояние, но, потщався, испроси у Владыки Христа оным прощение и от горьких мук избавление.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Иже неверия ради срете конец зол, и чаяние благих весьма погибе прогневания Божия ради, ты же, страстотерпче, дерзновение прием, радость отпущения вместо страшнаго томления от Небеснаго Царя испроси и, извед от горести, соблюди во Владычней милости.

Богородичен: Кая, Владычице, злоба превозможет Твоя матерния молитвы? Воистину убо, аще предстанеши и днесь, моля за просимыя Тобою, сотвориши оным радостное прощение, избавление и велию милость.

Кондак, глас 4:

Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша.

Икос

Воспомяни наша глаголы, светлый жителю небесный, Христов славный великомучениче Уаре, вечному покою тезоименитый, и великими твоими страдании непроходимое и светлое покоище приобретый от непреходныя темницы, и томления непрестаннаго, и нужды, потщися богоприятными твоими молитвами избавити рабы умиленныя, ихже ради молим тя, предстояще и во усердии взывающе, исполни наша прошения, святе, и Христа Бога моли непрестанно за души наша.

Песнь 7

Ирмос: Божия снизхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда, сего ради отроцы в пещи радованною ногою, яко во цветнице, ликующе, пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Яко же солнце, Господи, всех просвещаеши, и всем дождь независтно изливаеши, и прогневающим Тя милость непрестанно даруеши, и ныне послушай Уара, Твоего страдальца, и пролей милость Твою до конца оныя отчужденным сродником нашим и яже с ними неверным, Человеколюбче.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Ныне, якоже и прежде, щедр буди, Господи, и умолен явися, Владыко, якоже о Клеопатре содея, сице и о нас, Милостиве, сотвори; посли Своя щедроты и милосердие ко еже нами воспоминаемым, источник бо еси милости неисчерпаемый.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Аще пророк, восперяяся, поет милости Твоя, Господи, во веки, убо неоскудевша Тя в щедротах веруем, яко милосердия Твоего пределы неизмеримы, и от пучины во глубину потопшим излияти милости Тя умоляем, исполни убо ради мученика сие, о Владыко наш.

Богородичен: Гору Тя сказует премудрый во пророцех, мы же тому и еже от Тебе Каменю Богородия изыти без примешения мужеска, веруем; Имже наше спасение и от глубин адовых возведение получихом, Владычице, возведи и днесь от ада воспоминаемыя нами, да Тя, Всемилостивую, непрестанно величаем.

Песнь 8

Ирмос: Мусикийским органом согласующим и людем безчисленным поклоняющимся образу в Деире, три отроцы не повинувшеся, Господа воспеваху и славословяху во вся веки.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Шары[4] да будут словеса древния Твоя, милости, Господи, сказующия и нашу надежду воздвижущия, яко послушал еси святыя Твоя, Господи, еже помиловати неверныя умершия, ихже и днесь приводим Ти на молитву, да прошения их ради ущедриши инославно умершия, ведением и неведением Тебе, Владыко, досадившия.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Агнче Божий, Пречистою Своею Кровию нас искупивый, Феклино и блаженнаго Григория моление услышав, Мефодия со многими и Макария прием прошения, и отраду, и избаву зловерным подав умершим, и Златоустаго о сих молитися написати воздвигнув, приими убо, Владыко, с сими славнаго Уара и молитвами их воспоминаемыя от нас прости и помилуй.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Радость нам изпроси, великомучениче, возвеселимся бо, аще обрящем твоими молитвами избавленныя от вечных мук наша сродники; всегда бо Твоя молитвы Владыка слышит и прошения исполняет, ты же убо не оскудей о сих и ныне моляся, да тя выну прославляем.

Богородичен: Пренепорочная Владычице, обилуй множеством милосердия и щедрот, дивная и Безневестная Мати Царева, нам бо милости взыскающим, где инде сию обрящем, аще не к Тебе поспешим, припадающе, Ты бо Поток сладости преизобилен нам родила еси, Преблагословенная.

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

О Бозе да возможеши, Уаре славный, Богоприятными твоими молитвами восприяти и излияти милости, иже до конца оныя отчужденным, един бо есть щедрот и милосердия Родитель, и вся Ему возможна яко Владыце, к Нему же неотступно, страдальче, молися, простити и помиловати яже от нас воспоминаемыя.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Дело соверши предивно, о великомучениче, и славе твоей прикладно, еже от Господа прощение и праведнаго Его гнева пременение испросити огорченным темнаго зловерия ради нашим прародителем и еже сих, в горести и во ожидании лютейших сущих, да возмеши в безстрашное избавление, идеже веси Владыка прощенныя положити.

Припев: Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

И кое убо чудо явится сего дивнейши, кая слава знаменитейши, и кое милосердие таковаго больши, аще ты, мучениче, сожалев, умолиши милостиваго Господа отпустити грех нечестия, иже от нас поминаемых, и лютаго томления оных избавити.

Богородичен: Владычице милостивая, человеколюбивая и зло не помнящая, приими жалость нашего прошения и ходатайствуй неотступно о милости к милостивому Твоему Сыну и Владыце, еже помиловати и простити грех инославия умершим сродником нашим и яже с ними помянутым, отпущение и место сим милости неотъемлемо подати.

Светилен:

Праведно убо да будет, Владыко Господи, простившему Ти Клеопатрины прародители, и днесь услышати молитву Уара Твоего великомученика и наше, многогрешных, предстояние: от мук избавити, иже с жалостию пред Тобою воспоминаемыя. Темже ускори, Щедрый, и потщися яко милостив помиловати сих, яко можеши, хотяй.

Слава, и ныне:

Богородичен: Потщися, Владычице, услышати нашу молитву, яже в Твоей Церкви к Тебе приносимую, и Сама, Богородительнице, преклони на милость Сына Своего и Владыку еже помиловати и от праведнаго гнева разрешити умершия прародители, други же и сродники наша, ускори убо, Всемилостивая, избавити сих, можеши бо яко милостива, хотящая всем милости.

Молитва святому мученику Уару[5]

О, святый мучениче Уаре досточудный! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения; и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися.

Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. Аминь.

 

 

Внимай сему крепко, чтобы отнюдь не быть в келии своей праздному, ибо праздность — первая учительница всякому злу.}Берегись, как <только> можно, от пустого глазения по сторонам, развлекающего ум, обольщающего чувства, а нередко и обременяющего совесть и душу твою.}О чревоугодии}Когда сидишь за трапезой с другими, отнюдь не озирайся никуда и не любопытствуй. Не смотри, как кто сидит или ест, или пьет.}Насыщай тело пищей телесной <за трапезой>, а душу питай молитвой и святыми размышлениями.} Как дым изгоняет пчел из улья, так обжорство изгоняет духовные дары и совершенство ума (святитель Василий Великий).}Во избежание сонливости лучше оставить вечернюю трапезу — ужин, тогда сон меньше будет обременять. }Пресыщение — начало всякого вреда. Ибо вместе с роскошью, пьянством и всякого рода лакомством тотчас возникают все виды скотской невоздержанности. От этого люди, коль скоро роскошь вонзит свое жало в душу, делаются как «откормленные скоты».} О сребролюбии}Судиться с кем-либо есть страсть сребролюбия и преступление Господней заповеди.}Без сребролюбия не может удовлетворяться никакая страсть. Чревоугоднику необходимы деньги на приготовление лучшей пищи и пития. Блуднику нужны деньги для удовлетворения своей страсти. Гневному нужны деньги для отмщения своему врагу. Даже печальному и унылому требуются деньги, чтоб развлечь себя: куда-либо сходить, съездить. Тщеславному и гордому тоже нельзя обойтись без денег: им требуется украсить свою келью, приобрести хорошие книги, лучшую одежду, дорогие иконы, красивые четки или деньгами добиться унижения своего соперника, достижения незаконно должности, власти.}Пусть мы не похищаем золота, но все же посредством какого-нибудь обмана и утайки делаем то же самое в меньших размерах и сколько можем. Когда, например, в торговых обязательствах и при покупке или продаже чего-либо мы спорим и усиливаемся заплатить меньше, чем следует, и всячески стараемся об этом — не разбой ли это?.. Я одинаково называю вором как того, кто, отрезав кошелек, возьмет чужие деньги, так и того, кто, покупая что-нибудь на рынке, удерживает часть настоящей цены (святитель Иоанн Златоуст)}За то, что скажешь «не знаю», не посадят в тюрьму (поговорка).}Пришед от исповеди в келью свою, перво-наперво поблагодари сердечно Бога, что Он удостоил тебя и допустил <ко> Святой Исповеди и <послал> умиротворения совести.}Если пробудишься раньше положенного часа, то, не обленясь, восстани и мало помолися Богу твоему и возбудившему тебя святому Ангелу Хранителю. Веруй же точно, что Ангел Хранитель возбуждает тебя на это, почему ты и не должен лениться. Помолись, дабы не отогнать его от себя; а помолясь, снова ложись и твори молитву до пришествия сна.}О себе <надобно только> рассуждать и себя осуждать, т. е. свои дела, слова и помышления.}О смирении} Смиренные радуются похвале ближних и скорбят, когда начинают хвалить их самих. Свою похвалу они относят к Богу, ибо сознают, что сами собой ничего доброго сделать не могут, а если сделали, то по милости и благодати Божией.}Человек может достигать совершенства только при помощи благодати Божией, а это в корне подсекает всякую гордую мысль.}Слава человеческая мало-помалу рождает гордость, безвестность же приводит к глубокому смирению.}Если кто гордится или превозносится, или хвалится исправлением жизни, тот теряет награду за труд, а смиряющий себя и скрывающий, и стремящийся к самоисправлению возвышен будет Господом и получит награду от Него. Если кто хвалится своим успехом и возвеличивает себя, тот падает, а унижающий и умаляющий себя — возвышается.}Бесчестие — за честь, хулу — за хвалу, обиду — за награду, всякое искушение и злострадание почитать <должно> за превосходнейшее воздаяние.} Награды, полученные неправильными путями, возбуждают упреки совести... Истинно смиренный никогда не может считать себя достойным какой-либо награды, все сделанное приписывает помощи Божией и не радуется наградам, даваемым ему без всяких происков с его стороны, ибо знает, что отличия возбуждают в других зависть.}Если ты подлинно хочешь быть смиренным, то жаждай всяких бед и притеснений себе, как голодный алчет пищи: ибо по правде Божией ты этого достоин. Если ты хочешь быть истинно смиренным, то считай себя ниже всех, попранием всех: ибо ты ежедневно, ежечасно попираешь Закон Господа.} тобы приобрести смирение, должно постоянно укорять, порицать и обвинять себя во всем, считать себя не только грешнее всех, но даже хуже всякой бессловесной твари. Когда укоряют в чем-либо, то молчать, кротко объяснив истину; отсекать свою волю, терпеть поношения, оскорбления и уничижения — вот истинный путь к смирению. Какие бы добродетели кто ни имел, <все равно> себя всегда должен считать грешником в мире, пореченному «егда сотворите вся по-веленная вам, глаголите, яко раби неключими <т. е. непотребны> есмы».}Смирение рождает страх Божий, обуздывает многоречие, оно научает познавать свое убожество, делает отвратительными похвалы человеческие, во всем внушает человеку обвинять и укорять себя и не верить своему рассуждению и своим чувствам, как порабощенному греху. Смирение учит презирать суетный мир и искать «единого на потребу». Ибо что высоко у людей, то мерзость перед Богом.}Где смирение, там и спасение: «смирихся и спасе мя».}Смирение, как и прочие добродетели, достигается усиленной молитвой, укорением себя во всем и терпением обид. Смирение, как говорит святой Ефрем Сирин, делает человека праведным1. Смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведники за гордыню и многие труды свои губят.}Со смиренным Сам Христос пребывает.}Нужно ли тебе получить прощение во грехах, получишь его за смирение. Желаешь ли преодолеть в себе порок? Преодолеешь смирением. Желаешь ли наследовать вечную жизнь? Им наследуешь. Желаешь ли стать высоким — оно возвысит тебя. Любишь ли чистоту — им приобретешь чистое сердце. Вожделеешь ли святости — оно сделает тебя святым. Желаешь ли быть совершенным — оно путь к совершенству. И на всякую высоту войдешь смирением.} .}Знайте, что какие бы великие дела вы ни делали и сколько бы много ни работали, но если все это не проникнуто молитвой, то мало полезно. Миряне больше нас работают, но от работы не просвещаются. Нельзя нам отказываться от послушания, но нужно умудриться так, чтобы всецело заниматься молитвой во время работы.}Чистая исповедь — лучшее средство к нравственному усовершенствованию.}Вопрос: Телесные болезни прилипчивы некоторые, а душевные — все. Какая предосторожность требуется против прилипчивости болезней душевных? Ответ: Удаление от злых, уединение... Добрый, обращаясь со злым, портится, а его не исправляет.}Осуждением только себе повредишь, а другого не спасешь.}Степень пощения нужно соразмерять с состоянием здоровья и с теми трудами, какими занимается постник. Надобно избегать всего, что может повредить здоровью, всякого избытка в пище и слишком больших лишений в ней (святитель Василий Великий).}Не давайте благой ревности остывать в душах ваших, обновляйте, поддерживайте ее чтением святоотеческих книг; бегите в эти книги умом и сердцем, уединяйтесь в них мыслями и чувствованиями.}Осуждение ближнего показывает, что осуждающий себя самого считает правым, а кто считает себя правым — тот уже возгордился, т. е. лишился христианского настроения, смиренного сознания своего недостоинства, с одной стороны, и необъятности нравственной задачи — с другой.}Иной служит больному для того, чтобы иметь награду; это неразумно. И потому, если с ним случается что-либо скорбное, то это легко удаляет его от доброго дела и он не достигает конца его, потому что делает оное неразумно. А разумно служащий служит для того, чтобы приобрести чувство сострадания. Ибо кто имеет такую цель, тот, что бы ни случилось с ним — скорбь ли извне, или сам больной помалодушествует против него, — без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному (авва Дорофей)}Многие, не вынося бедственного положения, причиняют себе смерть. Посему, кто знает о бедствии такого человека и не избавляет его, тот допускает великий грех и делается виновен в крови его/}Не тогда узнаешь, что совершенно освободился ты от своей гнилости, когда будешь молиться об оскорбившем тебя, или когда воздашь ему за зло дарами, или когда пригласишь его к своей трапезе, но когда услышишь, что он впал в душевное и телесное несчастье, и станешь о нем болезновать и плакать, как о себе самом... <Мученики христианские> при своих мучениях старались о том, чтобы обратить ко спасению своих гонителей (преподобный Иоанн Лествичник)}Для неверующего в вечную жизнь смерть — самое страшное зло. Человек слишком сильно свыкается с миром; он пускает глубокие, далеко сплетшиеся корни в ту зеленую почву, на которой находится. Поэтому ему трудно расстаться с землей. Христианин не должен иметь этой страстной привязанности к земле. По христианскому учению, боязнь смерти есть свойство, полученное естеством нашим вследствие преслуша-ния, и трепет смертный есть признак не очищенных покаянием грехопадений. Поэтому христианин боится смерти только до тех пор, пока грех в нем силен.}Когда нам случается встречать мнения, с которыми мы не можем согласиться, будем все же стараться сохранить дух кротости, которым только и можем победить.}Тело дряхлеет от бездействия, душа дряхлеет, когда человек уклоняется от исполнения своего прямого человеческого долга.}Как желуди кормят свиней, так и худые помыслы кормят страсти.}Если кто отвращается от впавшего в грех, то осуждает самого себя. Если кто разглашает о падении брата, то оскверняет душу свою, а старающийся скрыть — покроется Богом.}Если кто не будет трудиться над изучением Писаний и не будет прилежно читать все, то он сделается бесплодным деревом, а ревностно исследующий их принесет двойной плод, как дерево, посаженное у источников вод.}Если кто, имея избыток, не дает неимущему, тот чужд освящения, а дающий — становится наследником Царства Небесного. Ибо, как сказано, благами неда-ющего неимущему воспользуются другие.}Если кто, получивший приказание, начинает роптать, — теряет награду за послушание, а охотно делающий повеленное, спасает блестящую красоту души. Если кто наставляемый отвращается, не слушает наставляющего — отходит от Христа и делается чужд всего полезного.}Если в жизни вашей случится между вами и ближними вашими что-либо неприятное и ближнего, который был причиной сего, прежде взаимного примирения постигнет смерть, то молитесь за него Богу, и молитва заменит личное примирение между вами. Не забывайте, что смерть прекращает ссоры, а молитва уничтожает и самую память о них.}Кто хочет вести добрую жизнь, тот должен освободиться от соприкосновения со злом.}Два есть случая, в которых позволительно говорить о ком-либо дурное, именно: когда кто-нибудь имеет нужду посоветоваться с другими опытными, как может быть исправлен согрешающий, и еще, когда бывает полезно предостеречь некоторых, которые по неведению могут быть нередко в дружеских отношениях с дурным человеком, считая его добрым, тогда как Апостол повелевает «не сообщаться с таковыми», чтобы не наложить путы на свою душу.}Все, что предпринимается не ради нужды, но для прекрасы, подлежит осуждению в суетности. Желающий, чтобы одежда или обувь, хотя и недорогие, шли к нему, с целью, чтобы это нравилось людям, явно страдает человекоугодием, удаляется от Бога и относительно самых ничтожных вещей выказывает недуг суетности.}Почему узнается человекоугодник? По тому, если к хвалящим его оказывает усердие, а для порицающих бывает ленив. Ибо если хочет угождать Господу, то всегда и везде будет одинаков.}Соблазняет тот, кто преступает закон словом или делом и тем другого вводит в беззаконие, как змей Еву, а Ева — Адама. Соблазняет тот, кто препятствует исполнять волю Божию, как Петр, сказавший Господу: «Будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою», за что и услышал: «Отойди от Меня, сатана: ты Мне соблазн». Соблазняет тот, кто настраивает мысль немощного к чему-либо запрещенному.}Если мы иногда и не ощущаем силы молитвы, но демоны ощущают ее, слышат ее и трепещут.}Какому суду подлежат те, которые потворствуют согрешающим? Они подлежат суду более тяжкому, чем тот, о котором сказано: Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих (см. Лк. 17: 2). Ибо согрешивший получает не наставления к исправлению, но потворство к утверждению во грехе. Он и других вызывает на подобные падения.}Где больше труда, там больше и приобретения.}Если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому диавол мешать не может; а где только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим.}Лучше <уж> предвидеть и молчать, чем говорить, советовать и потом раскаиваться.}Когда нельзя ходить в церковь, должно дома вычитывать: вместо утрени — утренние молитвы, двенадцать избранных псалмов и первый час; а вместо обедни — третий и шестой часы с изобразительными.}После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, т. е. на прежние грехи.}Просфору можно стоя есть — это дело благочестия, а кто сидя ест, того не осуждать (преподобный Амвросий Оптинский)}У Иоанна Лествичника написано: «Если хочешь что недолжное сделать — вспомни, что должно сказать о сем старцу, тут и остановишься»}Для отгнания вражеского страха должно произносить молитву Иисусову.}У людей, старающихся проводить духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы — каждое мгновение жизни — война духовная... С каждой мыслью доброй или недоброй, желанием, намерением, словом или делом происходят соответствующие перемены в сердце — спокойствие или беспокойство, радости или скорби.}Мы должны от всего сердца желать, даже врагам своим, спасения и заботиться об этом.}Следи за своим сердцем всю жизнь и присматривайся и прислушивайся к нему, что препятствует к соединению его с Всеблаженным Богом. Это да будет наука наук, и ты при помощи Божией легко можешь заметить, что тебя отделяет от Бога и что приближает к Нему, соединяет с Ним.}Пусть ваша память не удерживает зла, причиненного вам другими, как вы желаете, чтобы забыто было другими сделанное вами зло; не воображайте намеренно ни в себе, ни в других ничего преступного или нечистого, представляйте других благонамеренными, как себя/}Обиды, причиненные нам другими, диавол всегда увеличивает в сто раз и представляет их в ложном свете.}Бывает часто, что человек молится и внутренно сердцем не надеется, что грехи его будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. За то действительно и не получает прощения, хотя и источники невольных слез прольет. И со скорбным, стесненным сердцем отходит от Щедрого Бога — того он и достоин. «Веруйте, яко приемлете, — говорит Господь, — и будет вам». Неуверенность в получении прощения, просимого у Бога, — хула на Бога.}Не поддавайся мрачным, злобным на ближнего расположениям сердца, но овладевай ими и искореняй их силой веры при свете здравого разума — и будешь благодушен. Такие расположения часто проявляются в глубине сердца. Кто не научился овладевать ими, тот будет часто мрачен, задумчив, тяжел себе и другим. Когда они приходят, принуждай себя к душевному расположению, веселости, невинным шуткам: и как дым они рассеются.}Как приходит к человеку Царствие Божие в этой жизни? Через сердечное покаяние.}Когда в сердце твоем возгорится злоба против кого-либо, то тогда поверь всем сердцем, что она — дело действующего в сердце диавола: возненавидь его и его порождение, и она оставит тебя (не признавай ее за что-то собственное, не сочувствуй ей).}Враг действует иногда через злых людей: через гордецов — унижением и презрением; через изуверов — неверием, вольномыслием и кощунством над святыней веры; через зверонравных повелителей — тиранством и мучением; посредством чревоугодников — прельщением к лакомству, объядению и опьянению (тут, впрочем, имеет поползновение плоть наша); через распутных — склонением к разврату или потере целомудрия; через татей — похищением нашей собственности; опечаливает нас через ненавистников и завистников; через жестокосердных лишает нас пищи, одежды, жилища; через всех и все земное (по попущению Божию) он действует на род человеческий, к его озлоблению и привлечению на свою сторону, употребляя для этого разные обольщения и тесноту.}Будь благопослушен сердцем, словом и делом во всякое время на служение другим, без малейшей досады или разд<

2019-08-14 298 Обсуждений (0)
Молитва митрополита Григория, Новгородского и Петербургского 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Молитва митрополита Григория, Новгородского и Петербургского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему молоко имеет высокую усвояемость?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)