ИССЛЕДОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дальнейшее развитие топливно-энергетического комплекса будет направлено на надежное и бесперебойное снабжение народного хозяйства и населения страны всеми видами энергетических ресурсов, в первую очередь газом, электрической энергией и нефтепродуктами. Важнейшими задачами ТЭК на 2006—2010 гг. являются: устойчивое, экологически безопасное функционирование предприятий комплекса на основе эффективного использования топлива и энергии; активизация процесса модернизации и технического перевооружения действующих энергообъектов за счет собственных средств, внешних инвестиций и других привлеченных средств; реализация республиканских, региональных и отраслевых программ по энергосбережению; обеспечение рациональной структуры топливно-энергетического баланса, н том числе за счет увеличения потребления местных видов топлива; совершенствование системы управления предприятиями комплекса. Решение этих задач позволит в 2006—2010 гг. снизить энергоемкость ВВП и приблизиться к уровню европейских стран. С целью накопления необходимых инвестиций для обновления основных фондов концерном «Белэнерго» проводится активная политика по привлечению иностранных инвестиций. Часть кредита Правительства КНР для реализации проекта модернизации Минской ТЭЦ-2 будет осуществлена в рамках межгосударственной договоренности. Концерн «Белэнерго» предпринимает усилия по развитию экспортного потенциала отрасли как в сфере экспорта электроэнергии, так и в сфере экспорта услуг строительных организаций и экспорта научно-технической продукции, сотрудничества в сфере развития межгосударственных электрических связей, реализации совместных энергетических проектов с Россией, Казахстаном, Прибалтикой, Украиной, Польшей, Китаем, Суданом, Ливией, Италией. Со странами Балтии и Россией изучается вопрос о целесообразности и возможности синхронного присоединения к сетям ОСТЕ. Концерн «Белэнерго» принят в 2004 г. в качестве ассоциированного члена в состав «Евроэлектрик», что позволит создать синхронную (уже созданную на технической основе) сеть не только с Российской Федерацией, но п европейской системой в целом. Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь является активным участником международных энергетических организаций. Для привлечения иностранных инвестиций Беларусь в 1992 г. в числе 52 стран подписала Договор к Европейской Энергетической Хартии (ЕЭХ). ЕЭХ — это декларация политического намерения стимулировать сотрудничество между Востоком и Западом в области энергетики, а договор является юридически обязательным многосторонним документом, конкретно посвященным межправительственному сотрудничеству в энергетическом секторе. Также принята концепция реформирования Белорусской энергетической системы. Данный документ разработан в целях определения подходов по совершенствованию управления энергосистемой путем создания финансово устойчивых энергетических организаций. Он предполагает конкуренцию и рыночные отношения в области производства и продажи электрической и тепловой энергии, создание условий для привлечения инвестиций и адаптации системы к проводимым в соседних государствах реформам в области электроэнергетики. Концепция разработана с учетом Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 года № 433. В основе нового документа лежит также Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов до 2011 года (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2007 года № 575). Необходимость реформирования Белорусской энергетической системы вызвана также и внешними факторами, в числе которых международные договоры с участием Республики Беларусь. Это, в частности, Концепция формирования общего электроэнергетического рынка государств СНГ (подписана 25 ноября 2006 года в Москве) и Соглашение о формировании общего электроэнергетического рынка государств СНГ (подписано 25 мая 2007 года в Ялте). Внешние факторы обязывают иметь в республике сформированный оптовый рынок электрической энергии (мощности). Конечной целью реформирования Белорусской энергосистемы должно стать: · создание республиканского оптового рынка электрической энергии(мощности); · разделение энергопроизводства по видам деятельности на производство, передачу, распределение и продажу электрической и тепловой энергии; · обеспечение прозрачности затрат на всех стадиях производства, передачи, распределения и продажи электрической и тепловой энергии; · формирование привлекательные условий для инвесторов в электроэнергетике с целью реализации программы модернизации; · повышение заинтересованности на местах в результатах финансово-хозяйственной деятельности; · формирование рыночных структур и организация республиканского оптового рынка электрической энергии (мощности); · обеспечение надежного и эффективного функционирования Белорусской энергетической системы в результате создания единой системообразующей сети РУП "Белорусская сетевая компания"; · акционирование производящих и продающих электрическую и тепловую энергию организаций; · сохранение устойчивого функционирования Белорусской энергетической системы и ее технической управляемости. В результате реформирования Белорусской энергосистемы должны быть созданы условия для разгосударствления и приватизации генерирующих, энергосбытовых организаций, что позволит привести структуры управления и хозяйствования в соответствие с условиями рыночной экономики, и повысит эффективность энергетического производства. С учетом замечаний, высказанных в ходе сегодняшнего обсуждения на Президиуме Совета Министров, Министерству энергетики поручено доработать проект концепции реформирования Белорусской энергетической системы. Оценку уровня энергетической безопасности предложено осуществлять на базе индикаторов, количественно характеризующих ее состояние и степень угроз на основе: установления текущих и ожидаемых значений индикаторов; сопоставления их значений с пороговыми (предельно допустимыми) уровнями; определения качественного состояния энергетической безопасности, которое предполагается характеризовать как нормальное (Н), предкритическое (ПК), критическое (К). Разработаны 12 значений индикаторов энергетической безопасности и установлены их пороговые уровни. При этом впервые использован новый показатель, имеющий определяющее значение для характеристики и контроля над процессом потребления энергоресурсов, — энергоемкость ВВП, исчисляемая в килограммах условного топлива на доллар США по паритету покупательной способности (ППС). Ключевым моментом в определении путей развития энергокомплекса с целью обеспечения энергетической безопасности стало научное обоснование и разработка структуры топливно-энергетического баланса (ТЭБ) страны до 2020 г. с детальным анализом всех энергоносителей (включая потребность в энергоресурсах, общее потребление ТЭР, прогноз потребления электрической и тепловой энергии, пиковой мощности). Разработка ТЭБ Республики Беларусь на период до 2020 г. базировалась на глубоком анализе мировых тенденций развития топливно-энергетических балансов государств-лидеров и прогнозных показателях социально-экономического развития страны. При этом нами использован вариантный принцип его построения, иными словами, в основу легли расчеты минимально допустимого количества и пропорций энергоресурсов, чтобы гарантированно обеспечить высокие экономические показатели на перспективу. Оптимизацию топливно-энергетического баланса следует рассматривать как постоянный процесс. Параметры соотношения видов топлива должны определяться исходя из широкого круга факторов, вплоть до прогнозирования технического прогресса и изменений конъюнктуры на мировом рынке. В основу оптимальности ТЭБ заложен критерий максимальной энергетической безопасности и экономической эффективности. При обеспечении ускоренного роста ВВП к 2020 г. (за расчетный период планируется увеличить его в 3,2 раза) объемы валового потребления ТЭР возрастут с 37,05 в 2005 г. до 52,4 млн т у.т., в том числе электроэнергии — с 35 до 50,3 млрд кВт•ч. Для выполнения прогнозных показателей ТЭБ разработаны мероприятия по диверсификации видов топливно-энергетических ресурсов. К 2020 г. важное значение приобретут новые виды энергоносителей: ядерное топливо — до 5 млн т у.т. (около 11%) путем строительства собственной АЭС; каменные угли — в объеме не менее 3 млн т у.т. (7,2%); бурые угли — 0,2—0,4 млн т у.т. (0,5—0,9%) с целью получения новых видов жидкого топлива, ранее не применявшихся в Республике Беларусь. Доля использования местных видов топлива возрастет с 2,5—3,0 млн т у.т. в 2005—2006 гг. до 6,7—6,9 млн т у.т. к 2020 г. Таким образом, к 2020 г. только два индикатора энергетической безопасности останутся в предкритической зоне — доля потребления моторного топлива за счет добычи нефти в стране и доля газа в потреблении КПТ. Министерство энергетики и его подведомственные организации и ранее активно осуществляли работу по модернизации основных производственных фондов Белорусской энергосистемы. Так, в 2004-2005 годах были построены и введены в эксплуатацию следующие объекты строительства и реконструкции: - Энергоблоки ст. № 3 и № 4 Березовской ГРЭС с применением передовых парогазовых технологий. - Установлены паровая теплофикационная турбина мощностью 40 МВт на Витебской теплоэлектроцентрали (далее - ТЭЦ) и паровые турбины мощностью 6 МВт каждая на Полоцкой ТЭЦ и Могилевской ТЭЦ-1. - Реконструирована Лидская ТЭЦ с установкой турбины 12 МВт. - Первая очередь подстанции 330 кВ "Колядичи". - Турбодетандерная установка электрической мощностью 5 МВт на Минской теплоэлектроцентрали - ТЭЦ-4. В соответствии с Государственной программой в 2006-2010 годах по системы концерна "Белэнерго" планируется: - осуществить модернизацию энергетического оборудования практически всех крупных электростанций Беларуси - Лукомльской и Березовской ГРЭС, Минских ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5, Новополоцкой ТЭЦ, Могилевской ТЭЦ-2, Гродненской ТЭЦ-2 и других; - ввести в эксплуатацию миниТЭЦ, установив электрогенерирующее оборудование на районных котельных в городах Молодечно, Могилев, Борисов, Гомель, Жлобин, на котельных "Восточная" в городе Витебске, "Северная" в городе Гродно и на других. В республике, с учетом народнохозяйственного эффекта, будут реализованы ряд крупных энергоэффективных проектов на объектах подведомственных предприятиях концерна "Белнефтехим", Министерства строительства и архитектуры, Министерства промышленности, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и других . С целью увеличения объемов использования местных видов предусмотрено ввести в эксплуатацию миниТЭЦ и отдельных агрегатов, работающих на древесине, отходах деревообработки, торфе на базе котельных "Осиповичи", "Вилейка", в городах Витебск, Рогачев, Лунинец, на Пинской, Жодинской и Бобруйской ТЭЦ и другие. Использование гидроэнергоресурсов является одним из путей решения проблем уменьшения зависимости энергетики от импорта топлива. Планируется строительство малых гидроэлектростанций, в том числе - Гродненская (17 МВт), Полоцкая (23 МВт), Днепро-ГЭС (5 МВт), Зельвенская (0,2 МВт), Браславская (0,3 МВт), Погостская (0,27 МВт) и другие. Будут построены турбодетандерные установки на Лукомльской ГРЭС и Гомельской ТЭЦ-2. Планируется осуществить модернизацию и развитие тепловых и электрических сетей, что позволит сократить потери энергии, а также снизить износ электрических сетей - с 54,7 в 2005 году до 42,4 процента в 2010 году, тепловых сетей - с 78,2 до 60,3 процента. В соответствии с Государственной программой за счет реализации энергоэффективных мероприятий будут наращиваться установившиеся тенденции снижения энергоемкости валового внутреннего продукта в республике, повышаться эффективность использования топливно-энергетических ресурсов. Реализация Государственной программы позволит: в сфере энергетики повысить: -уровень обеспечения энергетической безопасности Республики Беларусь за счет обновления основных производственных фондов Белорусской энергосистемы, эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и увеличения использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; - надежность работы Белорусской энергосистемы в целом за счет обновления основных фондов; в социальной сфере увеличить: - количество рабочих мест на новых объектах, всех стадиях добычи, производства, транспортировки и использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии; - налоговые отчисления в республиканский и местные бюджеты; в производственной сфере: - увеличить спрос на оборудование и технологии для использования местных видов топлива; - увеличить объем производства и потребления местных видов топливно-энергетических ресурсов к 2010 году до уровня 6,17 млн. т у.т., в том числе:
В качестве прогнозируемых результатов к 2010 году предусматривается: - снижение энергоемкости ВВП не менее 25 процентов к уровню 2005 года; - получение суммарного объема годового замещения местными видами импортного топлива в 2010 году 6170 тыс. т у.т.; - экономия топлива в республике 4600 тыс. т у.т., по энергосистеме в 2006-2010 годах 900 тыс. т у.т.; - обновление основных производственных фондов в целом по энергосистеме со снижением степени износа с 60,7 до 45,8 процента, или на 14,9 процентного пункта; - достижение установленной мощности в энергосистеме до уровня 8840 МВт, в том числе ввод новых мощностей - 1413,9 МВт, демонтаж устаревших энергетических мощностей - 461,6 МВт; Общий предполагаемый объем финансовых ресурсов на реализацию всех мероприятий программы в 2006-2010 годах составит 5167,5 млн. долларов США. В том числе: в модернизацию основных производственных фондов - 2567,5 млн. долларов США; - в энергосбережение - 1852,2 млн. долларов США (без учета объектов концерна "Белэнерго"); - в местные виды топлива - 747,8 млн. долларов США (без учета объектов концерна "Белэнерго").
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |