Скворец поёт.
Мальчик читает книгу и дома.
Слова в предложении связаны одно с другим по смыслу. Связь слов по смыслу можно установить по вопросам.
Мальчик (что делает?) читает. Читает (к т о?) мальчик. Читает (что?) книгу. Читает (где?) дома.
|
Упражнение 313. Поставьте вопросы между связанными
по смыслу словами по образцу первого примера.
1. Дети (что делают?) едут (к у да?) в лагерь.
2. Колхозница (...) гонит (...) корову.
3. Ястреб (...) утащил (...) петуха.
4. Мальчик (...) нарисовал (...) самолёт.
Упражнение 314. Прочитайте предложения и измените
слово волк, как надо по смыслу (по вопросам).
Живёт в лесу волк. Все боятся (кого?). Холодно
зимой (кому?). Охотники убили (к о г о?). Маленьких ре-
бят пугают (кем?). Много сказок написано (о ком?).
Упражнение 315. Читайте предложения, добавляя вместо
вопросов подходящие слова.
Учитель учит (кого?) (где?)... .
Кузнец куёт (что?) (из чего?)... .
Рыбаки ловят (чем?) (что?)... .
Лошадь везёт (что?) (откуда?)... .
Дети пошли (куда?) (с чем?)... .
Упражнение 316. Соедините подходящие по смыслу слова
из правого и левого столбиков и запишите предложения.
Осень Листья Птицы Ветер Дождь
| опадают наступила дует идёт улетают
|
Упражнение 317. Подберите и расставьте слова, как надо
по смыслу, чтобы получились предложения.
дупле, жила, в, белка;
синичка, комнату, влетела, в;
в, трава, саду, росла, высокая;
я, книгу, Чапаеве, о, читал;
идут, площадь, на, пионеры.
Упражнение 318. Составьте из данных слов предложения.
Наступить, холодный, зима. Выпасть, пушистый, снег.
Дети, играть, в, снежки. Белка, грызть, в, дупло, орехи.
Образец: Наступила холодная зима.
Упражнение 319. Расположите слова по смыслу и напи-
шите рассказ под заглавием «Заблудилась».
в, дети, за, лес, пошли, грибами;
маленькая, отстала, от, Наташа, подруг;
она, в, заблудилась, лесу;
домой, дети, пришли;
Витя, искать, Наташу, побежал;
в, Наташу, Витя, лесу, нашёл;
Наташа, под, спала, деревом.
Упражнение 320. Выпишите только те предложения, в
которых говорится о весне.
Моросит дождь. В окна вставляются зимние рамы.
Ярко светит солнышко. Листья с деревьев опадают. Реч-
ка вышла из берегов. Распускаются почки на сирени. Над
рекой стелется густой туман. Трава вянет и желтеет.
Насекомые пропадают. Прилетели грачи и скворцы. Дни
стали короче, а ночи длиннее. В колхозе начались поле-
вые работы. Все рады весне.
Подлежащее.
Улетел орёл домой.
Солнце скрылось за горой.
О ком говорится в первом предложении?
О чём говорится во втором предложении?
Улетел — кто? Скрылось—что?
Слово, которое обозначает то, о чём говорится в предложении, называется подлежащим. Слово орёл и слово солнце — подлежащие. В предложении подлежащее отвечает на вопро- сы: кто? (орёл) или что? (солнце).
|
Упражнение 321. Укажите подлежащее в каждом из
данных предложений.
1. Колокольчик звенит. 2. Горят яркие звёзды.
3. Белка сидит в дупле. 4. Медведь спит в берлоге.
6. Волк вышел на дорогу. 6. Дедушка сидит у стола.
7. Воробьи прыгали по дорожке. 8. Кошка играет с котя-
тами. 9. Миша катается на коньках»
Упражнение 322. Впишите подлежащие в данные предложения.
В саду цветут ... . В лесу поют.......стоит на горе.
... работает на огороде. ... поливает грядки.
Слова для вставки: дом, птицы, яблони, девочка, она.
Упражнение 323. Придумайте предложения, чтобы под-
лежащими были данные слова.
Мороз, снег, солнце; ученик, пионер, рабочий; са-
молёт, пароход, поезд, автомобиль; лес, речка.
Образец: Пароход подошёл к пристани.
Сказуемое.
Стенгазета.
В классе готовится стенгазета. Дима читает заметки.
Вера готовит бумагу. Катя рисует. Коля переписывает
заметки. Лёва наклеивает их.
Сколько предложений дано под картинкой?
О чём говорится в первом предложении?
О ком говорится во втором предложении? В третьем?
Что делает Вера? Что делает Коля? Что делает Дима?
Что делает Катя? Что делает Лёва?
Слово, которое обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, называется сказуемым. Слова читает, готовит, рисует, готовится, наклеивает, переписывает — сказуемые. Сказуемое в предложении связано по смыслу с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает предмет? что делается с предметом? Подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения.
|
Упражнение 324. Укажите в каждом предложении ска-
зуемое.
В поле вьюга разгулялась. Снег залепил мне лицо.
Я бегу на лыжах. За кустиком притаился заяц.
Упражнение 325. К данным сказуемым подберите подхо-
дящие подлежащие и скажите предложения:
летит, гремит, надвигается, кружатся, сверкает, плачет.
Слова для справок: молния, листья, пыль, ребёнок,
гром, туча.
Упражнение 326. Вставьте сказуемые в данные предложения.
1. Вчера я долго ... по лесу. 2. Дежурный ... тет-
ради. 3. Я ... с товарищем в кино. 4. Самолёт ... над
городом. 5. Пожарники ... пожар. 6. Поезд ... к станции.
7. Собака ... за зайцем. 8. На стене ... картина. 9. Во-
лодя красиво ... .
Слова для вставки: раздаёт, потушили, пишет, иду,
приближается, гонится, бродил, висит, летит.
Упражнение 327. Скажите предложения, чтобы сказуе-
мыми были слова:
играют, поехал, надел, бежит, читал, завтракал,
шумит, растёт, смотрят, купались, едет, копают.
Образец: Мальчики играют в городки.