Независимая научная экспертиза (peer review) и ее роль в создании научной информации.
Наука, научное знание, научная информация. Наука как часть культуры. Особенности научного знания. Дать краткое и исчерпывающее определение понятию «наука» не представляется возможным ввиду сложности и многогранности этого понятия. В литературе можно встретить такие определения науки. Наука – вид человеческой деятельности, направленный на получение и теоретическое осмысление объективных данных о действительности: природе, обществе, сознании. Наука – результат такой деятельности, сумма накопленных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Наука – обозначение отдельных отраслей знания: физика, медицина, экономика и другие. Наука – социальная структура, обеспечивающая указанную деятельность: научные институты, центры и лаборатории, учебные заведения, академии и научные общества, научные издательства, библиотеки и так далее. Наука – часть и один из источников культуры человечества. Культура – совокупность созданных человечеством материальных и духовных ценностей, система социальных правил, определяющих отношение людей к природе, друг к другу и к себе самому. Культура выделяет человечество из биологического мира. Культура характеризует различные исторические эпохи, нации, социальные слои, сферы жизни (античная культура, русская культура, крестьянская культура, политическая культура, трудовая культура и тому подобное). Культура подразделяется на взаимосвязанные, но различающиеся материальную и духовную культуры. Термину «духовная культура» близок термин «общественное сознание». Духовная культура или общественное сознание – духовная сторона истории развития человечества. Духовная культура не есть сумма индивидуальных сознаний множества людей, она является самостоятельным явлением – результатом взаимодействия индивидуальных сознаний людей современного и предшествующих поколений. Духовная культура (общественное сознание) имеет различные формы: наука, политическое сознание (идеология), религия, искусство, мораль, философия и другие. Каково место науки в этом ряду? Во-первых, наука, как и другие формы общественного сознания, имеет целью познать окружающий мир, объяснить причины происходящих событий, помочь человеку в его действиях. Почему мир и люди таковы, каковы они есть? Что делать человеку в той или иной ситуации? На эти вопросы стараются ответить и религия, и идеология, и искусство, и философия, и наука. Однако наука отлична от других форм общественного сознания. Наука отличается от идеологии – ее истины общезначимы и не служат интересам определенных слоев, групп или классов. Наука отличается от религии – она опирается на опыт и разум, а не на веру. Наука отличается от искусства – она не ограничивается описанием действительности на уровне художественных образов, а переходит к теоретическому осмыслению. Наука обращена к разуму, искусство – к эмоциям. Наука отличается от философии – изучает не мир в целом, а лишь отдельные его стороны (частное познание). Научные выводы должны допускать проверку на опыте. Науке присущ ряд характерных черт, особенностей. Перечислим эти черты попарно. В каждой из пар характерные черты, с одной стороны, противоречат друг другу, но, с другой стороны, дополняют друг друга. Наука универсальна – ее результаты истинны для всей Вселенной, но фрагментарна – изучает не бытие в целом, а его отдельные фрагменты. Наука систематична – научные результаты взаимосвязаны между собой и образуют целостную систему, но незавершенна – абсолютно полная истина недостижима. Науке свойственна преемственность – новые знания совместимы с прежними, развивают и углубляют имеющиеся представления, но ей свойственна и критичность – наука готова пересмотреть любые предшествующие результаты и представления. Наука в своей основе эмпирична (от греч. εμπειρια – опыт), чувственна – ее результаты признаются достоверными, только если они допускают и проходят проверку на опыте. Вместе с тем, наука рациональна (от лат. ratio – разум) – она развивается не только путем накопления опытных данных, но (и это не менее важно!) – путем осмысления данных опыта на основе законов логики. Последовательность этапов научного исследования может быть представлена схемой, показанной на рисунке 1.1.
Поясните следующий тезис и приведите пример, подтверждающий или опровергающий его: «Демократические принципы свободного обсуждения, доверие исследователей друг к другу лежат в основе создания научных знаний». Поппер предполагал, что открытое общество является демократическим обществом, и более того, гражданским обществом, можно было бы сделать вывод о том, что в демократическом государстве наука будет иметь не только прагматическое значение, но и сугубо идеологическое, как носитель желаемых социальных и институциональных ценностей. Больше того, К. Поппер полагал, что наука представляет собой модель рационального поведения в общем, и в политике в частности.
Независимая научная экспертиза (peer review) и ее роль в создании научной информации. Peer review – процесс оценивания, основанный на суждениях нескольких независимых экспертов. Peer review применяется для принятия решений в условиях ограниченности ресурсов: по предоставлению грантов на проведение исследований; по публикациям в научных журналах; по предоставлению позиций в университетах и институтах; по поддержке научной деятельности в исследовательских организациях.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (340)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |