Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Субъекты административно-правовых отношений



2019-10-11 296 Обсуждений (0)
Субъекты административно-правовых отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




В административно-правовых отношениях участвуют стороны, именуемые субъектами. Ими могут быть отдельные лица или состоящие из них организации. Однако не каждое физическое или юридическое лицо является подобным субъектом, а лишь то, которое обладает таким качеством, как административная правосубъектность.

Административная правосубъектность — это юридическое свойство, предоставляющее возможность участвовать в правоот­ношении. Она состоит из административной правоспособности и административной дееспособности.

Под правоспособностью обычно понимают способность иметь права и обязанности в сфере госу­дарственного управления, иначе говоря — управленческие права и обязанности. Пра­воспособность возникает с момента рождения, а лица, обладаю­щие ею, являются лишь субъектами административного права. А чтобы стать субъектами административно-правовых отноше­ний, им необходимо обладать еще и вторым элементом админис­тративной правосубъектностью, т.е. административной дееспособ­ностью.

Дееспособность состоит в способности лица (организации) своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их, а также нести ответственность за свои действия. В практическом плане адми­нистративная дееспособность выражается в способности лица или организации реализовывать свою административную правоспособ­ность, исполнять своими действиями возложенные на них обя­занности и осуществлять предоставленные права. Дееспособность связана с возможностью (способностью) осознавать значение своих поступков и руководить своими действиями.

Субъекты административно-правовых отношений представлены следующими группами:

А. Носители исполнительной власти:

1)главные;

2) основные;

3) специальные;

4) исключительные;

5) особые.

К главным относятся те, которые наделены верховной адми­нистративной властью. Такой властью обладает только Прези­дент Республики Беларусь как глава государства.

Основными субъектами являются органы государственного управления, органы, специально предназначенные для осуществ­ления исполнительной власти, их структурные подразделения и служащие.

К специальным субъектам следует отнести так называемые функциональные органы. Они осуществляют, как правило, одну контрольно-надзорную функцию.

К исключительным причисляются субъекты, у которых госу­дарственное (внутриорганизационное) управление является не ос­новной деятельностью — прокуратуры, суды и т.д.

Особыми субъектами представляются администрации госу­дарственных предприятий, учреждений и организаций, трудовые коллективы, а также иные подобные субъекты.

Б. Носители субъективных прав и обязанностей в государствен­ном управлении:

1) граждане Республики Беларусь;

2) иностранные граждане и лица без гражданства, проживаю­щие в Республике Беларусь;

3) общественные объединения и им подобные организации.

Вторая группа (носители субъективных прав и обязанностей в государственном управлении) объединяет субъекты, которые являются стороной в административно-правовых отношениях, но не наделены исполнительной властью. Они обладают субъективными правами и обязанностями в сфере государственного управ­ления, с которыми не может не считаться властвующая сторона. Носители исполнительной власти, осуществляя государственное управление, обязаны учитывать названные права и обязанности второй стороны. Носители субъективных прав и обязанностей — особый вид субъектов в административно-правовых отношениях. Они не предназначены для осуществления государственного управ­ления, не наделены государственной властью и не входят в систе­му субъектов этой власти. Рассматриваемая группа субъектов явля­ется по существу объектом государственного управления, но спе­циально не определенным для этого.

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории республики, обще­ственные объединения, предприниматели и т.д. вступают в адми­нистративно-правовые отношения как по своей инициативе, так и по инициативе властвующей стороны. В первом случае вступле­ние в административно-правовые отношения происходит в силу субъективных потребностей, реализации прав и обязанностей, во втором — по причине осуществления органом, государственным служащим своих полномочий.

Правовой статус субъектов в административно-правовых отношениях не одинаков.

Особенности субъектов административно-правовых отноше­ний состоят в следующем:

1)они имеют двойственный характер, т.е. одновременно явля­ются субъектами административного права и административных правоотношений;

2) обладают правосубъектностью в сфере государственного управления;

3) их правоспособность и дееспособность возникают одновре­менно, т.е. составляют единое качество — управленческую право-, дееспособность (правосубъектность);

4) их правовой статус не одинаков.

Из выше сказанного следует вывод: субъектами администра­тивно-правовых отношений (административного права) являются лица и организации, обладающие административной правосубъектностью.



2019-10-11 296 Обсуждений (0)
Субъекты административно-правовых отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Субъекты административно-правовых отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)