Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модель хикса-хансена. Сдвиг линии is. Инвестиционная ловушка.



2019-08-13 373 Обсуждений (0)
Модель хикса-хансена. Сдвиг линии is. Инвестиционная ловушка. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Модель Хикса-Хансена

Данная модель была разработана английским экономистом Джоном Хиксом в 1937г. в статье «Кейнс и неоклассики». Она получила широкое после выхода в 1949г. книги американского экономиста Элвиса Хансена «Монетарная теория и фискальная политика». Модель IS-LM позволяет преодолеть классическую дихотомию, которая заключается в отсутствии взаимосвязи между денежным рынком и Рис. 31. Равновесное IS-LM (совместное равновесие на рынке благ и денег).

рынком благ, поскольку деньги рассматриваются только как инструмент для облегчения обмена.

На рис. 31 показано совместное равновесие на рынке благ и денег, которое устанавливается в точке E при ставке процента i0 и доходе y0.

Исп-я фискальную (бюджетно-налоговую) политику государство воздействует на величину автономных расходов, в том числе автономных инвестиций, путем изменения гос. расходов и нологов. Фискальное воздействие отражается в сдвиге кривой IS.

Исп-я монетарную (денежно-кредитную) политику, гос-во изменяет денежное предложение в стране. Монетарное воздействие отр-ся в сдвиге кривой LM.

1. Сдвиг линии IS на горизонтальном участке LM

Проведение фискальной политики приводит к сдвигу кривой IS в IS1. На горизонтальном участке увеличение автономных расходов в стране, в том числе автономных инвестиций, приводит к увеличению дохода с y0 до y1, а равновесие переходит из точки E в точку E1.

Из-за мин-й ставки процента действие мультипликатора на горизонтальном участке не ограничивается, а частные инвестиции не вытесняются. Т.о., фискальная политика на горизонтальном (кейнсианском) участке LM приводит к позитивному результату (рис. 32).

Рис. 32. Сдвиг кривой IS на горизонтальном участке LM.

2. Сдвиг линии IS на промежуточном участке LM

Сдвиг линии IS на промежуточном участке кривой LM отражает частичное замещение частных инвестиций увеличением автономных расходов посредством фискальной политики гос-ва.

Рассмотрение рынка благ без учета денежного рынка показывает, что увеличение автономных расходов вследствие действия мультипликатора приводит к увеличению дохода с y0 на y’. При этом равновесие из точки E переходит в точку E’. Однако рост национального дохода потребует большее кол-во операционных денег для его реализации.

 

Рис. 33. Сдвиг кривой IS на промежуточном участке LM.

В результате из-за увеличения спроса на операционные деньги произойдет возрастание процентной ставки с i0 до i1, что вызовет сокращение частных инвестиций и, как следствие, доход возрастет не до y’, а лишь до y1, а равновесие установится в точке E1 (рис. 33).

На промежуточном участке ден. рынок ограничивает действие и, соответственно, увеличение национального дохода. Т.о., фискальная политика на восходящем участке LM способствует увеличению дохода , но из-за эффекта частичного вытеснения частных инвестиций автономными расходами под влиянием денежного рынка увеличение дохода ограничивается.

3. Сдвиг линии IS на вертикальном участке LM

Проведение фискальной политики гос-ва, способствующей увеличению автономных расходов, приводит к тому, что на вертикальном (классическом) участке LM равновесие переходит из точки E в точку E1 (Рис. 34). Этот сдвиг сопровождается повышением процентной ставки с i до i1. В условиях высокой ставки процента частные предприниматели сокращают инвестиционный спрос. В результате частные инвестиции не осуществляются.

Рис. 34. Сдвиг кривой IS на вертикальном участке LM.

 

Такая ситуация получила название «эффект полного вытеснения» частных инвестиций автономными расходами. При этом из-за высокой ставки процента механизм мультипликатора на вертикальном участке LM прекращает свое действие, в результате любое увеличение автономных расходов приводит к возрастанию дохода.

В этом случае необходимо, например, перераспределять частные инвестиции в пользу более эффективных инвестиционных проектов, где (r > i). При этом отдача будет не в коротком, а в длительном периоде. Увеличение дохода (y) на вертикальном отрезке LM возможно за счет проведения не фискальной, а монетарной политики, т.е. через сдвиг линии LM вправо.

 

 

Модель совокупного спроса. Ценовые и неценовые факторы, определяющие AD. Модель совокупного предложения (классический и кейнсианский подходы). Равновесие AD и AS и его сдвиг. Эффект храповика. Стагфляция .

 

 

Ценовые факторы спроса:

 

1. Собственно цена на товар – совершенно очевидна взаимозависимость стоимости и спроса между собой.

 

2. Цена на сопряженный товар. Тут взаимосвязь работает по-разному. К примеру, рост цены на чай приведет к увеличению спроса на кофе, в то время как повышение стоимости бензина приведет к снижению востребованности техники, использующей в работе такое топливо.

 

Неценовые факторы спроса:

 

Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности. Так, спрос на самые дешевые, низкокачественные товары (например, на одежду «секонд-хенд», обувь из дешевого кожзаменителя, пищевые продукты низкого сорта), наоборот снижается, поскольку люди, которые были вынуждены покупать эти товары, теперь способны приобрести более качественные продукты. Товары, спрос на которые растет с увеличением денежного дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории. В данной модели рассматривается товар из категории нормальных товаров.

 

Вкусы,мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее – на товары длительного пользования.

 

Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями. В условиях


международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке. Хотя количество покупателей существенно влияет на спрос, это справедливо только для товаров, одинаково востребованных повсюду. Например, выход отечественных автомобилей на рынок США, хотя и значительно увеличит количество потенциальных покупателей, не приведет к существенному росту спроса, поскольку для американских покупателей эти автомобили покажутся недостаточно качественными. Такая же ситуация складывается с любыми товарами, востребованными лишь в рамках какой-либо из культур – национальной одеждой, продуктами национальной кухни – или товарами, специфичными для использования в какой-то местности (пустыне, тайге, приморских районах).

 

Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей. Товары–заменители делят между собой рынок данного вида товаров. В том случае, когда цена на один из взаимозаменяющих товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар; если же цена снизится, то это, наоборот, привлечет покупателей из числа пользующихся товарами– заменителями. Таким образом, рост цены на товары–заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар. Указанный фактор наиболее важен для тех товаров, которые наиболее похожи на свои заменители, например, минеральную воду. Если же товар обладает какими-то уникальными свойствами, при которых найти полноценный заменитель трудно, значение этого фактора снижается.

 

Ожидания потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается. Однако ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели.

 

Цены дополняющих товаров. Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот. Не все товары имеют дополняющие товары, поэтому данный фактор не используется в модели.





n

 

 



2019-08-13 373 Обсуждений (0)
Модель хикса-хансена. Сдвиг линии is. Инвестиционная ловушка. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модель хикса-хансена. Сдвиг линии is. Инвестиционная ловушка.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)