Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Сепаратизм в регионе (на примере Китая)



2019-10-11 235 Обсуждений (0)
Глава 3. Сепаратизм в регионе (на примере Китая) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Тайваньская проблема

 

Тайвань, расположенный вблизи юго-восточного побережья континентальной части Китая, является самым большим островом Китая и издревле принадлежит Китаю. Начиная с середины XIII столетия сменявшие друг друга правительства Китая учреждали на Тайване административные органы, осуществляя там свою юрисдикцию. В 1895 году Япония оккупировала Тайвань в результате войны против Китая. В 1945 году, одержав окончательную победу в антияпонской войне, Китай одновременно вернул себе и Тайвань. 25 октября того же года уполномоченный стран антифашистской коалиции по приему капитуляции на церемонии принятия капитуляции Японии на Тайване от имени китайского правительства торжественно провозгласил, что отныне Тайвань официально возвращается в состав территории Китая[20].

Возникновение же тайваньского вопроса является как наследием гражданской войны в Китае, так и результатом вооруженного вмешательства США. 1 октября 1949 года было провозглашено создание Центрального народного правительства Китайской Народной Республики, которое вместо правительства Китайской Республики стало единственным законным правительством и единственным законным представителем всего Китая на международной арене. Бегство на Тайвань части военного-политического персонала гоминьдановской группировки объективно создало ситуацию разрыва между двумя берегами Тайваньского пролива.

После создания Китайской Народной Республики администрация США в январском заявлении 1950 года признала существование суверенитета Китая над островом Тайвань. В июне 1950 года после начала корейской войны, президент США Гарри Трумэн опубликовал заявление, в котором объявил о том, что США воспрепятствуют любому нападению на Тайвань. В декабре 1954 года Соединенные Штаты Америки заключили с тайваньскими властями так называемый договор о взаимной обороне[21], и китайская провинция Тайвань оказалась под "протекцией" США.

Соединенные Штаты Америки недвусмысленно признали, что в мире существует лишь один Китай, что правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством Китая, что США поддерживают с Тайванем лишь неофициальные связи и что они обязуются постепенно сокращать поставки вооружений на Тайвань.

В конце 70-х годов руководство КНР решило сделать акцент на мирном разрешении разногласий с Гоминьданом. В качестве основы объединения Пекин выдвинул принцип «одно государство с двумя социально-экономическими системами». Тайбэю сделаны конкретные и весьма заманчивые предложения: по меньшей мере, в течение 50 лет после воссоединения капитализм и нынешний политический строй на острове сохранятся. С континентальной части на Тайвань не станут посылать ни войска, ни административный персонал[22]. Привлекательность инициатив усиливалась проводимыми в КНР радикальными реформами, которые предусматривали отказ от административных методов управления хозяйством, всемерное поощрение контактов с частным зарубежным капиталом.

Тайбэй на щедрые предложения, однако, не реагировал. Правда, и в гоминьдановских позициях произошла определенная эволюция. В 1975 году умер Чан Кайши и главой режима стал его сын Цзян Цзинго. Он постепенно отказался от планов по захвату континента. На их смену пришли три принципа объединения: национализм, демократия и экономическое процветание. Тайваньские фирмы получили возможность торговать с материком через Гонконг и Сингапур. Бизнесмены начали вкладывать деньги в предприятия в КНР. Тайваньцам разрешили посещать своих родственников на континенте. В 1987 году на острове было отменено военное положение, легализованы оппозиционные партии, предоставлена «свобода маневра» печати, то есть появились признаки демократизации режима. В 90-х годах движение за провозглашение Тайваня самостоятельным и независимым государством набирало обороты. На посту президента Цзян Цзинго сменил другой гоминьдановец – Ли Дэнхуэй, родившийся на Тайване. Ли Дэнхуэй и его окружение, решив воспользоваться крушением коммунистических режимов в СССР и Восточной Европе, потерей после окончания «холодной войны» интереса у США к «ублажению» Пекина, развернули кампанию по восстановлению дипломатических позиций Тайваня на мировой арене. Родилась концепция о том, что хотя жители Тайваня и материкового Китая составляют одну нацию, на данном историческом отрезке китайская нация разделена на два государства: Китайскую Народную Республику и Китайскую Республику. Когда-нибудь они воссоединятся в одно государство, а для того, чтобы реализовать эту цель, надо всячески способствовать взаимному доверию сторон. Уравнение статуса двух государств – необходимый шаг в правильном направлении. Ли Дэнхуэй не очень преуспел в упомянутых усилиях: лишь несколько небольших и бедных стран «третьего мира» (в Африке, Центральной Америке, Океании) согласились на дипломатические связи с Тайбэем в обмен на экономическую помощь с его стороны[23].

В марте 2000 года ситуация на Тайване и вокруг него резко изменилась: президентом острова был избран лидер оппозиционной Демократической прогрессивной партии (ДПП) Чэнь Шуйбянь.

ДПП во многом отличается от Гоминьдана, с момента своего основания в 1986 года открыто выступала за учреждение суверенной Республики Тайвань. Накануне выборов Чэнь Шуйбянь внес определенные коррективы в свою позицию с тем, чтобы умиротворить Пекин и привлечь на свою сторону избирателей, опасавшихся, что экстремизм ДПП может ввергнуть остров в войну с материковым Китаем. Чэнь Шуйбянь провёл партийную резолюцию, признавшую легитимность Китайской Республики, созданной Гоминьданом, и тем самым подтвердившей принцип «одного Китая». Одновременно оппозиционный кандидат в президенты выступил за налаживание прямых морских и авиационных связей с КНР, других контактов. После прихода к власти Чэнь Шуйбянь продолжает демонстрировать гибкость в отношении КНР, обещает не провозглашать независимость Тайваня, не отказываться от его названия Китайская Республика, не включать в конституцию тезис о межгосударственном характере отношений с материком, не проводить референдумов по вопросу объединения и независимости и т.п. В ответ тайваньский руководитель требует лишь одного – чтобы КНР воздерживалась от применения силы против острова[24]. Новые тайваньские власти энергично поощряют различные контакты с материковым Китаем, призывают Пекин сесть за стол переговоров (начать с обсуждения вопроса о прямой торговле).

Основным курсом правительства КНР на разрешение тайваньского вопроса является «мирное объединение» и «одно государство, два строя».

«Мирное объединение». Общим стремлением всего китайского народа является достижение единства страны путем контактов и переговоров, с помощью мирных средств. Однако предпосылкой мирного решения тайваньской проблемы должно быть отстаивание положения, что в мире есть лишь один Китай, а Тайвань является его неотъемлемой частью.

«Одно государство, два строя». В случае достижения единства страны социализм на континентальной части и капитализм на Тайване будут сосуществовать и совместно развиваться в течение длительного времени. После объединения существующая ныне на Тайване социально-экономическая система останется неизменной, не изменится образ жизни, не изменятся экономические и культурные связи Тайваня с зарубежными странами. Он будет пользоваться правом на административное управление, законодательным правом, правом на независимое правосудие и окончательный вердикт, будет самостоятельно вершить партийные, правительственные, военные, экономические, финансовые и другие дела. Тайвань будет также иметь право подписывать с иностранными государствами торговые, культурные соглашения и другие права внешних сношений. Тайвань будет иметь собственную армию. Континентальная часть не будет посылать на Тайвань ни военный, ни административный персонал. Тайвань как часть Китая не вправе представлять Китай на международной арене, не может устанавливать дипломатические отношения и развивать отношения официального характера с другими странами. Он не обладает правом быть членом международных организаций, в которых могут участвовать лишь суверенные государства[25].

Вместе с тем, учитывая потребности развития тайваньской экономики и практические интересы тайваньских соотечественников, правительство Китая не возражает против неофициального характера экономических и культурных отношений Тайваня с другими странами. Фактически Тайвань поддерживает с множеством стран мира широкие торгово-экономические и культурные связи. Вместе с тем, настораживает тот факт, что через созданные в некоторых странах экономические и культурные комиссии, а также другие учреждения тайваньские власти приглашают деятелей, имеющих официальный статус, например, местных чиновников, парламентариев и др., посещать Тайвань, осуществляя тем самым на международной арене так называемую «практичную дипломатию», стремясь развивать официальные связи с этими странами, имеющими дипломатические отношения с КНР. Правительство КНР решительно выступает против этого.

Некоторые страны нарушают обязательства, взятые на себя при установлении дипломатических отношений с Китайской Народной Республикой, развивая официальные связи с Тайванем и создавая препятствия в деле объединения Китая. Китайское правительство искренне надеется, что правительства соответствующих стран смогут принять меры для исправления такого положения.

Китай и Россия как два дружественных соседних государства постоянно оказывают друг другу поддержку по вопросам, касающимся национального суверенитета и территориальной целостности. Так обстоит и с тайваньским вопросом. 15 сентября 1992 года президент Борис Ельцин выпустил президентский указ, установивший, что Российская Федерация не будет устанавливать с Тайванем официальных межгосударственных отношений

В ноябре 1998 года после неформальной встречи руководителей двух стран и совместном коммюнике российская сторона ясно заявила, что она не поддерживает ни в какой-либо форме «независимость Тайваня», не поддерживает «два Китая», «один Китай и один Тайвань», отвергает участие Тайваня в ООН и других международных организациях, членами которых могут быть только суверенные государства, не будет поставлять Тайваню вооружения[26]. В Пекинской декларации, подписанной совместно Председателем Цзян Цзэминем и президентом Владимиром Путиным 18 июля 2000 года, вновь провозглашен вышеупомянутый принцип «четырех нет» и ясно заявлено всему миру, что тайваньский вопрос - это исключительно внутреннее дело Китая и что недопустимо вмешательство внешних сил в его решение.

Сегодня, Китайская Республика на Тайване поддерживает официальные дипломатические отношения по меньшей мере с 29 государствами мира. Процесс проведения консультаций между Пекином и Тайбэем замер. Правительство КНР негативно реагирует на рост влияния сторонников независимости Тайваня и периодически даёт понять, что применение силы против острова в чрезвычайных обстоятельствах, к которым относится провозглашение независимости, не исключено.

 



2019-10-11 235 Обсуждений (0)
Глава 3. Сепаратизм в регионе (на примере Китая) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Сепаратизм в регионе (на примере Китая)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)