Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, сущность и характеристика правовых установок граждан



2019-10-11 343 Обсуждений (0)
Понятие, сущность и характеристика правовых установок граждан 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Правовая установка личности – содержательно-динамический (поведенческий) компонент правосознания личности, выражающий предрасположенность и готовность личности к совершению правового поведения определенного типа (вида).

Результатом правового воспитания является сформи­ровавшаяся правовая установка, показывающая отношение личности к существующим правовым установлениям и институтам, что приводит к следующему заключению: для наиболее полного понимания сущности правовой установки необходимо рассмотрение ее связи с понятием смыс­ла, отношения, жизненной позиции.[19] Такой подход позволяет сделать вы­вод о том, что установка есть целостное состояние субъекта, предшеству­ющее проявлению активности.

Понятие правовой установки тесно свя­зано с такими понятиями, как «ориентация», «позиция» личности, что дает возможность при сопоставлении данных понятий раскрыть смысл правовой установки как одной из разновидностей социальной установки. К указанным понятиям можно также отнести «ценность» как объект, на который направлена установка.[20] Не случайно установка выступает в каче­стве направленности личности, ее ориентированности. Определенное отношение личности к объекту деятельности складывается на основе оцен­ки, причем объекты осознаются как ценности, это уже фактически поло­жительное отношение личности, способствующее выработке соответству­ющих им правовых установок.

Правовая установка является результатом объективации личности, представляющей вид субъектно-объектных вза­имоотношений человека с окружающей действительностью. Отношение индивида к условиям социальной действительности – вот главный при­знак, с помощью которого можно определить установку личности, ее направленность и поведенческую готовность. Индивид становится лич­ностью только под влиянием общества, а его деятельность в той или иной степени подконтрольна сознанию.[21]

Исходя из представленных мнений можно сделать ряд выводов:

Первое. Правовая установка как разновидность социальной уста­новки, являясь одним из основных и важных регуляторов поведения лю­дей, представляет собой систему потребностей, интересов, взглядов, иде­алов, имеющих определенную направленность.

Второе. Правовая установка является ядром правового сознания, воплощающим базовые, отправные идеи, убеждения, ценности, относя­щиеся к важнейшим сферам жизнедеятельности общества и государства.

Третье. Правовая установка есть то звено, которое связывает лич­ность и право, правовые чувства, мотивы, отношения, оценки с социаль­но-правовой активностью, правовым поведением.

Четвертое. Правовая установка, с одной стороны, представляет собой готовность личности проявить активность в области познания, при­менения, реализации права, а также в правотворчестве, это «настройка» всей структуры правосознания, всех его элементов таким образом, что­бы личность смогла выполнить нормативные предписания. С другой сто­роны, она выражает отношение индивида, коллектива, общества в целом к Конституции РФ[22], другим действующим правовым нормам, к практике их реализации, а также к желаемым изменениям правовых институтов.

Пятое. Правовая установка есть сложившаяся готовность индивида к определенной форме реагирования на правовые установления, предрас­положенность, побуждающая действовать в отношении правовых установлении так, а не иначе.

Ввиду сложности структуры правовой установки, методов ее вы­явления классифицировать правовые установки следует по нескольким критериям, что позволяет наиболее полно раскрыть их сущность. К ука­занным критериям целесообразно отнести следующие:

– сфера правоотношений, регулируемая нормами той или иной от­расли права; направленность на различные отрасли права;

– длительность действия правовых установок;

– степень фиксированности установок;

– степень осознанности правовых установок;

– оценка личностью правовых предписаний (правовых норм и прин­ципов);

– оценка личностью собственного правового поведения;

– мотивы (причины, цели) правомерного и неправомерного поведе­ния;

– потребности, интересы личности;

– реальное поведение личности в ситуациях, предусмотренных нор­мами права.[23]

1). Нормы, изданные различными государственными органами, нор­мы различных отраслей права имеют неодинаковую силу воздействия на поведение личности. Так, правовые установки у определенного круга лиц формируются под влиянием возможности применения санкций, а разли­чие санкций, к примеру, уголовного и трудового права, весьма суще­ственно. Нормы различных отраслей права регулируют разные виды дея­тельности граждан, а деятельность – реальное поведение.

2). Различие между правовыми принципами и правовыми предпи­саниями предопределило и различие между правовыми установками:

– правовые установки, связанные с действием принципов права, слу­жат характеристикой жизненной позиции личности;

– правовые установки, направленные на соблюдение конкретных правовых норм, должны прекратить свое существование с отменой пра­вовых предписаний.

3). Как правило, правовые установки делятся на фиксированные и актуально-моментальные.

4). Критерием осознанности правовой установки является отноше­ние личности к тем или иным правовым ценностям:

– осознанность правовых установок означает оценку личностью образа действий, предусмотренного в нормах права, т. е. возникает «иде­альная» правовая установка;

– правовая установка может быть определена по степени осознан­ности собственного поведения личности, его соответствия правовым нор­мам (позитивная, нейтральная, негативная правовая установка).

5). Сущность правовых установок, направленных на тот или иной вид социально-правовой активности, определяет мотивы и соответству­ющие им цели. Отсюда правовые установки могут быть направлены на:

– правомерное поведение;

– неправомерное поведение.[24]

Причем необходимо учитывать не только ведущий мотив, но и остальные, менее выявленные мотивы. Поэтому целесообразно выделить смешанные правовые установки.

6). За мотивом правомерного поведения «кроется» главный крите­рий правовых установок – потребность. Потребность является первона­чальным, глубинным фактором зарождения правовой установки на со­блюдение норм права. Потребность имеет свойственные ей характерные, специфические черты:

– потребность в создании, применении или реализации правового требования всегда выступает как выражение воли или общества в це­лом, или отдельных социальных групп. Личность в большинстве случа­ев обязана подчинить, согласовать свои потребности с потребностями общества;

– потребность в сфере правового регулирования всегда должна иметь четкое оформление;

– правовая потребность выступает как необходимость правового урегулирования тех или иных общественных отношений.

Исходя из этого, выделим следующие виды потребностей:

– потребности личности в участии в процессе разработки и приня­тия законов;

– потребности в деятельности по охране общественного правопо­рядка;

– потребности, возникающие в сфере трудовых правоотношений и др.

7). По типу поведения (соответствие и несоответствие нормам пра­ва и их целям) правовые установки в сфере действия права могут быть как позитивными, так и негативными.[25]

 


4. Механизм формирования правовых установок граж­дан

 

Формирование правовых установок целиком зависит от со­вокупности факторов социальной и психологической действительности.

Необходимо подчеркнуть, что под воздействием различных социально-психологических факторов как объективного, так и субъективного харак­тера человек осмысливает и усваивает правовые и нравственные нормы, регулирующие общественную жизнь в стране.

В процессе формирования правовой установки взаимодействуют познавательные, эмоциональные, волевые процессы, необходимые для успешного правового развития личности.[26] Органичес­кая связь всех социально-психологических явлений создает основу фор­мирования правовой установки.

В процессе восприятия правовой информации в сознании индиви­да протекают познавательные и оценочные процессы, которые составля­ют психологическую базу волевой деятельности личности.

Принимая решение, индивид должен осознать не только возмож­ные последствия, но и значение предпринимаемых действий как соци­альных актов, которые получают положительную или отрицательную оцен­ку. Процесс осознания юридической значимости конкретного деяния имеет особое значение для формирования содержания правовой уста­новки, так как в этот момент право воздействует на волю человека, обус­ловливая выбор решения и характер поведения.

Благодаря мыслительному процессу че­ловек способен на основе полученных знаний в области права ориенти­роваться в окружающей его действительности. При этом происходит по­стоянный отбор правовой информации в целях установления соответ­ствия реальности потребностям, интересам, социальной направленности субъекта.

От правовых источников, из которых личность получает правовую информацию зависит объем и глубина правовых знаний, непосредствен­ное отношение личности к праву, влияющие, таким образом, на форми­рование правовой установки.

К наиболее общим факторам, оказывающим воздействие на фор­мирование правовой установки, могут быть отнесены такие, как: полити­ческое устройство общества, уровень развития общественного правосоз­нания, система духовных ценностей общества, существующая правовая система и ряд других.[27]

Существенное влияние на отбор правовой информации оказывают специфические условия, в частности, так называемые первичные, мне­ния, оценки, суждения, которые имеют место в группе, коллективе, где человек не только осуществляет свою деятельность, но и проводит свой досуг.

Большое значение для отбора правовой информации имеют не толь­ко внешние факторы – общие и специфические, но и внутренние, т.е. те компоненты психики индивида, которые сами являются результатом воз­действия социальной среды.

Оттого, какие идеи, взгляды у человека, каково соотношение окру­жающих его социальных факторов с его социальной направленностью зависит состояние правовой установки и, соответственно, психологичес­кий облик человека. Иными словами, речь идет о мировоззрении челове­ка как полноправного гражданина своего государства. Явления, воспри­нимаемые индивидом, так или иначе соотносятся с его мировоззрением, насколько оно объективно, зависит поведение субъекта, направление его деятельности, а также взаимосвязь с обществом. Необходимо отметить, что мировоззрение включает в себя правовые представления, идеалы и убеждения. Безразличное отношение к правовым нормам, правовой ре­альности приводит к тому, что человек склонен совершать различные правонарушения. Это свидетельствует о наметившихся пробелах, изъя­нах, которые являются показателем содержания правовой установки.

В формировании правовых устано­вок людей особая роль принадлежит их волевой активности.[28]

Воля – необходимое условие формирования правовых установок на достижение целей и реализацию своих желаний.

В сложном волевом процессе можно выделить несколько этапов. Первый этап – возникновение побуждения, стремления к достижению определенной цели. Затем определяются возможности достижения этой цели (второй этап) и мотивы (третий этап), подкрепляющие или опровер­гающие эти возможности. Дальше происходит борьба мотивов (четвер­тый этап). Взвесив все «за» и «против», рассмотрев различные мотивы, учтя конкретную обстановку, человек принимает решение (пятый этап). Продолжительность каждого из этапов различна и зависит от особеннос­тей личности и объективных условий выполнения принятого решения. Чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность (спо­собность сделать окончательный выбор).

Заключительным этапом всякого волевого процесса является то или иное действие. Это действие может быть самым разнообразным и выража­ется в различных видах человеческой деятельности и поведении.

При рассмотрении вопроса о социально-психологических факто­рах, влияющих на формирование правовой установки, необходимо уде­лить особое внимание вопросу о социально-правовой активности лично­сти.

Социальная активность – довольно широкое понятие, которое вклю­чает в себя правовую активность. Социальная активность часто выступа­ет в форме правовой активности. Трудовая, производственная активность иногда столь тесно переплетается с активностью личности в сфере право­вого регулирования, что за повседневной трудовой деятельностью лично­сти, оказывается трудно увидеть проявление правовой активности. В дей­ствительности же человек изо дня в день следует (или не следует) право­вым предписаниям точно так же (а иногда и в большей степени), как и требованиям других социальных норм.

Помимо указанных факторов в основе формирования правовой установки лежит воспитание (нравственное, духовно-культурное, эстети­ческое и т.д.). Важное место в процессе формирования правовой уста­новки отводится правовому воспитанию, которое представляет собой довольно сложный, многоаспектный, целенаправленный процесс.

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществ­ляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке. Правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совер­шенствования государственности оно обосабливается как самостоятель­ный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.

Укрепление правосознания предполагает приобретение субъекта­ми правового воспитания должного уровня правовой подготовки, систе­мы убеждений, характеризующейся признанием права и пониманием не­обходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыка­ми реализации права. Итак, правовое воспитание состоит в передаче, на­коплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в форми­ровании соответствующего отношения к праву и практике его реализа­ции, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого ува­жения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеж­дение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность соблюдать закон.[29]

 


5. Нравственно-правовая социализация и пра­вовые установки граждан

 

Становление и развитие человека как личности, как субъекта с активной жизненной позицией связано с усвоением и ос­мыслением всего огромного и многообразного социального опыта, с формированием различных форм сознания (политического, нравствен­ного, религиозного, правового). Так как личность является элементом действующей общественной системы, то ее социальная активность регу­лируется ценностями и механизмами этой системы, которые, в свою оче­редь, диктуют личности предписывающие варианты жизненных ситуа­ций и одновременно пути их разрешения, варианты и требования соот­ветствующего поведения.[30] Социально-общественная система объективно обязывает личность выполнять задаваемые интересами и потребностями членов общества многообразные функции и решать поставленные зада­чи.

Психическое развитие каждой личности изначально выступает как социальный процесс со всеми своими сложными и многообразными особенностями и свойствами.

Можно указать следующие особенности нравственно-правовой социализации личности:

а) нравственно-правовая социализация во-первых, есть восприятие индивидуумом общественных норм и ценностей, усвоение им социаль­ного опыта. Здесь активным субъектом является индивид. Во-вторых, она подразумевает передачу социального опыта от общества к личности. Здесь субъектом, наоборот, является общество. В отношении же к нему инди­вида на первое место выходит пассивное восприятие. Однако это воспри­ятие, в свою очередь, должно иметь результатом формирование актив­ной жизненной позиции личности;

б) формы нравственно-правовой социализации личности тематизи-руются соответственно таким формам отношения человека и общества, как образование и воспитание индивида;

в) нравственно-правовая социализация личности развивается толь­ко в тесном взаимодействии с деятельностно-адаптационной социализа­цией. При этом деятельностно-адаптационная форма является ведущей, субстанциальной в отношении общего процесса социализации личнос­ти. А нравственно-правовая – определяющей, но в то же время и вторич­ной по отношению к форме деятельностно-адаптационной, зависимой от нее. Во многом это определяется самой природой правовой нормы;

г) важнейшим результатом нравственно-правовой социализации является формирование правовой установки и правосознания в целом, которое составляет собственно образовательный момент в процессе со­циализации (образование и воспитание здесь неразрывно связаны). Уро­вень развития правосознания может свидетельствовать о степени социа­лизации личности.

С помощью передачи социального опыта общество влияет на фор­мирование правовых установок личности, ее сознания и поведения. По­лучение образования молодым поколением является важной формой передачи им соответствующего социального опыта и основным сред­ством формирования правовых установок, правовой идеологии и право­вой психологии, поскольку продукты, явления, ценности общей жизнеде­ятельности, передаваемые новым поколениям, образуют такое психоло­гическое свойство, как общественная память.

Правовое сознание как одна из форм общественного сознания имеет двойную связь с процессом социа­лизации личности. С одной стороны, приобретенный жизненный опыт и практический опыт человека в области права оказывают прямое влияние на формирование его правовых установок, отношений, взглядов, ценнос­тных ориентации. Уровень правосознания субъекта, а именно, его спо­собность ориентироваться в сфере права, умение дать оценку правовой действительности, мотивация юридически значимого поведения, зависит от его социальных связей, от отношения к правовой культуре общества, а также отклонение от нее в сторону иных субкультурных образований, которые влияют на характер воспринимаемой правовой информации. С другой стороны, правовое сознание не только накопитель правовых зна­ний, юридической практики гражданина. Формируясь под воздействием внешних влияний, правосознание, в порядке обратной связи, посредством сформировавшейся правовой установки, выполняет определенные фун­кции правового регулятора поведения индивида.

В процессе правовой социализации личность усваивает основные моменты правового регулирования общественных отношений внутри го­сударства, осваивает систему законодательства, сущность правовых от­ношений, а именно, социальные ценности, опосредованные правом, фун­даментальные стереотипы ориентации в социально-правовой сфере, ме­ханизмы саморегуляции правового поведения и организации общения в рамках действия права, основы правовой культуры.

 


Заключение

 

Подводя итог, можно отметить, что правовая установка личности, как составная часть правосознания, являющаяся предметом изучения право­вой психологии, включает в себя совокупность эмоций, чувств, привы­чек, переживаний, зафиксированных в сознании индивидов, постепенно приобретаемых в полном объеме в процессе жизнедеятельности и под воздействием социально-психологических факторов и выступающих в качестве устойчивой, надежной основы, оценки правовой действитель­ности.

С учетом вышеизложенного целесообразно сделать следующие выводы. Формирование любой личности протекает под непосредственным воздействием многообразных процессов ее социализации, под кото­рой понимается процесс становления и развития личности, усвоения зна­ний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общ­ности, группе.

Значимость правовой социализации состоит в формировании таких правовых установок у граждан, которые обеспечивали бы правовую ак­тивность, правомерное поведение, а также стремление к построению пра­вового государства.

Правовая установка и правовое сознание формируются в процессе правовой социализации и одновременно становятся существенным фак­тором этой социализации. По теоретическим соображениям в ходе пра­вовой социализации индивид, овладевая определенным набором право­вых знаний, юридических норм, принципов и требований, усваивает эти правовые ценности таким образом, что они превращаются в личные убеж­дения и намерения, становятся жизненной потребностью. Из сказанного видно, что правовая социализация должна быть в прямом соотношении с правовой установкой и, соответственно, правовым сознанием. Просле­живается определенная взаимозависимость, гармоническое сочетание между правовой социализацией, формирующейся правовой установкой и правовым сознанием в целом. Чем качественнее связь между этими категориями, тем реальнее выполнение задач, связанных с построением правового государства, государства с продуктивной, состоявшейся пра­вовой системой и жестким механизмом правового регулирования обще­ственных отношений.

Можно выделить следующие основные направления формиро­вания позитивных правовых установок.

1. Формирование у граждан положительного отношения к праву как социальной ценности – это, в первую очередь, воспитательное воз­действие правовых ценностей на поведение граждан в течение всей жиз­недеятельности; ценностный аспект права важен тем, что он является сти­мулирующим фактором образования позитивной правовой установки субъекта правовых отношений.

Во многих случаях социальные ценности, отраженные в праве, становятся правовыми идеями, принципами права, находят в нем свое как бы «второе рождение». Социальные ценности возникли в сфере экономических, политических и идеологических отношений, но, будучи закреплены в праве, стали и правовыми ценностями, юридическими иде­ями-принципами.

Если рассмотреть ценностный аспект права в плане его влияния на генезис индивидуального поведения, нетрудно будет заметить существен­ные отличия его от влияния информационного аспекта.

Во-первых, ценностное воздействие права на поведение не столь конкретно, как информационное. Социальная ценность, содержащаяся в праве, большей частью не указывает на признаки конкретного поступ­ка, она лишь «дает направление» для действий, создает основу для приня­тия правомерного и нравственного решения. Стало быть, ценность, вы­раженная в праве, не способна подсказать, если можно так выразиться, юридическую тактику поведения, но зато она указывает на его стратегию. Ценностные представления входят в правовое и нравственное сознание лица, становятся неотъемлемой частью его психологии, а в коллективе образуют устойчивые традиции, стиль взаимоотношений людей. Иска­женные ценностные ориентации могут породить противоправное пове­дение.

Во-вторых, ценностный аспект права влияет на более глубокие эле­менты генезиса поведения, чем простая информация о желаемом или запрещенном. Правовые ценности способны воздействовать на все, в том числе и на самые отдаленные звенья причинной цепочки, из которой скла­дывается генезис поступка: на потребности, интересы, цели, выбор средств и совершение поступка. В стадии принятия решения ценностный аспект играет особенно существенную роль, потому что наряду с другими фак­торами определяет, какие из вариантов поступка могут быть избраны субъектом.

2. Повышение уровня правовых знаний граждан – в силу приобре­тенных правовых знаний индивид легко ориентируется в действующей правовой действительности. Наличие более полных знаний правовых пред­писаний, умение применять их на практике, выполняя юридически значи­мые действия, постоянно совершенствуя свои правовые знания, непос­редственно отражается на степени понимания государственно-правовых явлений и позволяет более рационально реализовывать свои права и вы­полнять обязанности, установленные государством.

3. Психологическое воспитание (подготовка) личности является важным звеном в механизме формирования позитивных правовых устано­вок; психологическое воспитание и обучение – это составляющие высо­кокультурного и образованного человека, это то, без чего индивид не может состояться как личность.

Психологическое обучение представляет собой постоянно действу­ющую систему знаний, установок, способов, приемов, навыков, с помо­щью которых в процессе обучения достигается практическая адаптация студента к своей будущей деятельности, гарантирующая ему успешную акклиматизацию в обществе.

Психологическое обучение как существенная часть становления высокообразованных граждан составляет надежную основу для фикса­ции, совершенствования, развития, утверждения правовых установок, а в конечном счете и правосознания в целом.

Истинная ценность позитивных правовых установок граждан про­является в полной степени только в сложных меняющихся ситуациях, ког­да и проверяется, насколько готов человек принимать оптимальные ре­шения и действовать в соответствии со своей правовой установкой.

В результате психологического обучения должен вырабатываться четкий, сложившийся стереотип относительно мировоззрения личности без каких бы то ни было упрощений, условностей, домыслов, абстракций. Основой устойчивого психологического состояния индивида и его пра­вовой установки могут служить его умственные, познавательные, эмоци­ональные, волевые качества, необходимые и достаточные для дальней­шей жизнедеятельности.

 


Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110.

2. Алексеев С. С. Государство и право. – М.: Юридическая литература, 1996.

3. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 1994.

4. Иоффе О. С. Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. – М., 1962.

5. Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества: текст лекций. – Ярославль, 1995.

6. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского законодательства. – М.: Инфра-М-Норма, 1996.

7. Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. – М., 1996.

8. Комаров. Теория государства и права. – М., 1996.

9. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. – СПб., 1886.

10.  Кудрявцев В. Н. Право и поведение. – М., 1976.

11.  Курс лекций МГУ по теории государства и права // Под ред. проф. М. Н. Марченко. – М., 1996.

12.  Лазарев В. В. Общая теория государства и права. – М., 1996.

13.  Левченко А. А. Место правовых установок в структуре правосознания граждан // Политико-правовая культура и духовность: Материалы региональной науч.-теорет конф. 28-29 марта 2001 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2001.

14.  Левченко А. А. Соотношение установки и мотивации правомерного поведения // Актуальные проблемы законодательства и правоприменительной прак­тики в современной России: Материалы и тезисы докладов студенчес­кой науч.-практ. конф. – Ростов н/Д: СГИ, 2000.

15.  Лившиц Р. З. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994.

16.  Макеев В. В. Влияние правовой установки на поведение личности // Концепту­альные основы диссертационных исследований по юриспруденции адъ­юнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000.

17.  Макеев В. В. Значение правовой установки в практической деятельности сотруд­ников ОВД // Философия права как учебная и научная дисциплина: Мате­риалы Всероссийской науч. конф. 28-29 апреля 1999 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 1999.

18.  Макеев В. В. Правовая установка молодежи // Русская философия права: ос­новные проблемы и традиции: Материалы Всероссийской науч. конф. 18-19 мая 2000 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000.

19.  Малько А. В. Экзамен по теории государства и права. – М., 1996.

20.  Мальтузов Н. И., Малько А. В. Курс лекций по теории государства и права. – М., 1996.

21.  Марченко М. Н. Теория государства и права. – М., 1996.

22.  Новицкий И. Б. Римское право. – М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1995.

23.  Общая теория права и государства // Под ред. Лазарева В. В. – М.: Юристъ, 1996.

24.  Основы государства и права // Под ред. Н. И. Мацнева. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998.

25.  Пиголкин А. С. Общая теория права. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996.

26.  Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. – Львов. 1985.

27.  Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М., 1996.

28.  Фаткуллин Ф. Н. Основы теории государства и права. – М., 1995.

29.  Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М., 1997.

30.  Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. – М., 1911.


[1] Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 1994. – С. 280.

[2] Иоффе О. С. Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. – М., 1962. – С. 329.

[3] Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М., 1996. – С. 314.

[4] Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества: текст лекций. – Ярославль, 1995. – С. 27.

[5] Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского законодательства. – М.: Инфра-М-Норма, 1996. – С. 98.

[6] Фаткуллин Ф. Н. Основы теории государства и права. – М., 1995. – С. 95.

[7] Левченко А. А. Место правовых установок в структуре правосознания граждан // Политико-правовая культура и духовность: Материалы региональной науч.-теорет конф. 28-29 марта 2001 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2001. – С. 79.

[8] Макеев В. В. Влияние правовой установки на поведение личности // Концепту­альные основы диссертационных исследований по юриспруденции адъ­юнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. – С. 102.

[9] Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. – М., 1996. – С. 364.

[10] Комаров. Теория государства и права. – М., 1996. – С. 357.

[11] Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. – СПб., 1886. – С. 675.

[12] Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. – М., 1911. – С. 684.

[13] Курс лекций МГУ по теории государства и права // Под ред. проф. М. Н. Марченко. – М., 1996. – С. 371.

[14] Кудрявцев В. Н. Право и поведение. – М., 1976. – С. 38.

[15] Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. – Львов. 1985. – С. 126 – 127.

[16] Лазарев В. В. Общая теория государства и права. – М., 1996. – С. 413.

[17] Алексеев С. С. Государство и право. – М.: Юридическая литература, 1996. – С. 379.

[18] Лившиц Р. З. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994. – С. 167.

[19] Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М., 1997. – С. 370.

[20] Макеев В. В. Значение правовой установки в практической деятельности сотруд­ников ОВД // Философия права как учебная и научная дисциплина: Мате­риалы Всероссийской науч. конф. 28-29 апреля 1999 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 1999. – С. 57.

[21] Малько А. В. Экзамен по теории государства и права. – М., 1996. – С. 176.

[22] Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110.

[23] Марченко М. Н.Теория государства и права. – М., 1996. – С. 325.

[24] Основы государства и права // Под ред. Н. И. Мацнева. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. – С. 112.

[25] Новицкий И. Б. Римское право. – М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1995. – С. 180.

[26] Макеев В. В. Влияние правовой установки на поведение личности // Концепту­альные основы диссертационных исследований по юриспруденции адъ­юнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. – С. 138.

[27] Общая теория права и государства // Под ред. Лазарева В. В. – М.: Юристъ, 1996. – С. 402.

[28] Макеев В. В. Правовая установка молодежи // Русская философия права: ос­новные проблемы и традиции: Материалы Всероссийской науч. конф. 18-19 мая 2000 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. – С. 18.

[29] Левченко А. А. Соотношение установки и мотивации правомерного поведения // Актуальные проблемы законодательства и правоприменительной прак­тики в современной России: Материалы и тезисы докладов студенчес­кой науч.-практ. конф. – Ростов н/Д: СГИ, 2000. – С. 37.

[30] Пиголкин А. С. Общая теория права. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. – С. 295.



2019-10-11 343 Обсуждений (0)
Понятие, сущность и характеристика правовых установок граждан 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, сущность и характеристика правовых установок граждан

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)