Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие земель транспорта. Особенности, разновидности, правовой режим, правовая охрана этих земель



2019-10-11 242 Обсуждений (0)
Понятие земель транспорта. Особенности, разновидности, правовой режим, правовая охрана этих земель 0.00 из 5.00 0 оценок




К землям транспорта относятся участки, предоставленные предприятиям и организациям транспорта для выполнения возложенных на них задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, совершенствованию и развитию сооружений, устройств и других объектов транспорта.

Виды транспорта:

Þ Железнодорожный,

Þ Автомобильный;

Þ Трубопроводный;

Þ Авиационный;

Þ Внутренний водный.

Земли транспорта закрепляются за соответствующими организациями, как правило, в постоянное пользование. [26, с.326]

Земли автомобильных дорог. Земли автомобильного транспорта регулируются Кодексом о Земле, Законом Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 2 декабря 1994 года, Инструкцией по размещению и согласованию прокладки кабельных линий связи вдоль автомобильных дорог и иными актами законодательства.

Земли автомобильных дорог общего пользования входят в состав земель транспорта и включают в себя полосы отвода и иные земельные участки, предоставляемые владельцам автомобильных дорог в постоянное или временное пользование для выполнения работ по содержанию, ремонту и развитию (строительству, реконструкции) автомобильных дорог. [6, ст.22]

Земли автомобильного транспорта предназначены для размещения автоколонн, автопарков, других транспортных организаций, а также автомобильных дорог общего пользования.

Земли для размещения автомобильных дорог предоставляются автодорожным организациям в порядке отвода в постоянное пользование с изъятием их у прежних землепользователей.

Автомобильная дорога включает в себя земляное полотно с водоотводными сооружениями, дорожную одежду, искусственные сооружения, технические средства организации дорожного движения, инженерное оборудование и обустройство, защитные сооружения, а также расположенные на ней объекты дорожного сервиса. (ст.11 Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»)

Виды автомобильных дорог:

I. В зависимости от функционального назначения:

1. республиканские автомобильные дороги;

2. местные автомобильные дороги.

II. В зависимости от субъектов:

1. автомобильные дороги, находящиеся в государственной собственности;

2. автомобильные дороги, находящиеся в частной собственности.

III. 1. автомобильные дороги общего пользования;

3. автомобильные дороги необщего пользования.

Права всех собственников автомобильных дорог Республики Беларусь признаются равными и защищаются равным образом.

В частной собственности могут находиться автомобильные дороги, не отнесенные законом Республики Беларусь к объектам, которые находятся только в собственности государства.

Автомобильные дороги, находящиеся в республиканской собственности, закрепляются за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Автомобильные дороги, находящиеся в коммунальной собственности, закрепляются за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения.

Автомобильные дороги общего пользования могут быть в зависимости от их значимости 5 категорий:

1. полоса отвода для 1-ой категории составляет 32 метра в обе стороны от оси дороги;

2. второй – 16 метров по обе стороны;

3. третьей – по 14 метров;

4. четвертой – по 13 метров;

5. пятой – по 12 метров.

В пределах полосы отвода без разрешения владельцев автомобильных дорог запрещаются прокладка коммуникаций, размещение сооружений для контроля за дорожным движением, обслуживания участников дорожного движения и иных объектов, а также осуществление деятельности, не связанной с работами по содержанию, ремонту и развитию (строительству, реконструкции) автомобильных дорог (ст.23 Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»).

По центру полосы отвода оборудуется дорожное полотно, на остальной территории полосы отвода устанавливаются дорожные знаки, высаживаются при необходимости защитные озеленительные насаждения. Земли полосы могут предоставляться во временное пользование гражданам и юридическим лицам (например, для сенокошения или для пастьбы скота).

Кроме того, в составе рассматриваемых земель выделяется двухсотметровая по обе стороны дороги контролируемая полоса автомобильной дороги. Она у землепользователей не изымается, является резервным земельным фондом для расширения дороги при смене ее категории. В пределах указанной полосы могут размещаться авторемонтные предприятия, кемпинги, стоянки для отдыха водителей, другие объекты придорожного сервиса.

Пользователи земельных участков, находящихся в контролируемой зоне автомобильных дорог, обязаны:

Þ содержать в исправном состоянии выезды с закрепленных участков на дороги общего пользования, включая переездные мостики;

 

Þ постоянно содержать в надлежащем состоянии территорию земельных участков, а также находящиеся на ней строения, сооружения, коммуникации, лесонасаждения;

Þ разрешать установку временных устройств для охраны автомобильных дорог от снежных заносов. [21, с.238]

Земли железнодорожного транспорта. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, предоставленные в постоянное пользование его предприятиям и организациям для осуществления возложенных на них задач.

Земли железнодорожного транспорта предназначены для размещения ж/д. вокзалов, станций, мостов, переходов, переездов и ж/д. линий. Они ж/д. транспортным организациям предоставляются в порядке отвода в постоянное пользование.

 Земли железнодорожного транспорта общего пользования входят в состав земель транспорта и включают в себя полосы отвода железных дорог и иные земельные участки, предоставляемые организациям железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления возложенных на них задач.[8, ст.6]

Для обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются запреты (ограничения) на осуществление на землях железнодорожного транспорта общего пользования деятельности, противоречащей их целевому назначению, а также иные запреты (ограничения), связанные с особыми условиями использования этих земель.

Организации железнодорожного транспорта общего пользования обязаны использовать предоставленные им земельные участки в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и земельного законодательства Республики Беларусь.

Категории железных дорог:

1. ширококолейные – чуть больше 1, 5 метра;

2. узкоколейные – 0, 75 метра.

Ширина полосы отвода устанавливается в зависимости от категории железных дорог в размере от 23 до 28 метров.

В полосу отвода железнодорожных дорог входят земли, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми зданиями, устройствами связи, станциями, защитными лесонасаждениями и другими сооружениями и путевыми устройствами. Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется органами управления транспорта с учетом требований земельного законодательства. [26, с.176]

Кроме полосы отвода железнодорожному транспорту предоставляются земли, не прилегающие непосредственно к путям, но необходимые для эксплуатации железных дорог, под карьеры, водозаборные сооружения, питомники, насосные станции, другие сооружения и устройства, определенные соответствующими проектами.

 В целях обеспечения безопасности населения и безопасной эксплуатации железнодорожных путей, железнодорожных станций, подъездных путей и других сооружений железнодорожного транспорта, расположенных на землях, подверженных оползням, обвалам, размывам и иным опасным воздействиям природного характера, в соответствии с законодательством Республики Беларусь устанавливаются охранные зоны. [8, ст.8]

К таким зонам относятся:

1. участки земли, необходимые для обеспечения сохранности, устойчивости и прочности железнодорожных сооружений;

2. прилегающие к железным дорогам полосы леса шириной по 500 метров в каждую сторону, в пределах которых не допускаются рубки, кроме рубок ухода и санитарных;

3. площади леса, где вырубка его может отражаться на устойчивости косогоров и привести к образованию оползней;

4. участки земель, необходимые для развития железной дороги, и некоторые другие.[27, с.395]

В пределах зоны с особыми условиями землепользования не должна допускаться без согласования с органами управления железной дороги постройка капитальных зданий и сооружений, а также разведение многолетних культур, разрабатываться карьеры, сооружаться линии связи, силовые воздушные и кабельные сети, а также достраиваться дороги непосредственно под проводами и ближе чем в 3 метрах от крайнего провода для проезда машин высотой более 3 метров. После утверждения границ зон обязательно письменное уведомление собственников, владельцев, пользователей земли, на чьих землях установлены особые зоны, о характере и продолжительности действия особых условий пользования землей этих зон.[26, с.235]

Использование земель железнодорожного транспорта должно соответствовать строительным и экологическим требованиям, санитарным и иным нормам. Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды.

Земли авиационного транспорта (земли воздушного транспорта). К данным землям относятся участки, занятые аэропортами и аэродромами как основными объектами воздушного пространства. Землями воздушного транспорта также являются территории других объектов, связанных с обслуживанием воздушных полетов.

 В соответствии со ст.1 Воздушного кодекса аэродром – земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов. Для обеспечения взлета и посадки воздушных судов выделяется посадочная площадка. Посадочная площадка – земельный участок или специально подготовленная искусственная площадка, пригодные для взлета и посадки воздушных судов.

Аэропорт – комплекс сооружений, предназначенный для приема, отправки и стоянки воздушных судов, их технического обслуживания, а также для обслуживания воздушных перевозок.

По своему назначению аэропорты делятся на внутренние и международные.

Аэропорт состоит из аэродрома и здания аэровокзала. Земли на расстоянии до 10 километров от аэродрома составляют приаэродромную территорию. Также на землях воздушного транспорта размещаются объекты единой системы организации воздушного движения. К ним относятся комплексы зданий и сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения. [21, с.176]

В пределах данных земель строительство различных высотных объектов высотой более 50 метров может осуществляться только по согласованию с Министерством обороны.

Вокруг аэродромов и других объектов транспорта создаются охранные зоны, где могут быть ограничены права смежных собственников, владельцев и пользователей.

Земли внутреннего водного транспорта.

Внутренний водный транспорт – вид транспорта, на котором перевозки пассажиров, грузов и багажа выполняются по внутренним водным путям с использованием судов внутреннего плавания, судов смешанного (река, море) плавания и маломерных судов.

К данным землям принадлежат земельные участки, расположенные по берегам водных объектов, в пределах которых сооружаются речные порты, пристани, причалы, служебные, культурно-бытовые помещения и сооружения, иные объекты, обслуживающие этот транспорт.

Внутренние водные пути составляют исключительную собственность государства. Реки, озера, водохранилища, каналы и иные водные объекты являются внутренними водными путями общего пользования, за исключением случаев, когда их использование в целях судоходства полностью или частично запрещено либо они предоставлены в обособленное водопользование.

В собственности юридических или физических лиц могут находиться искусственные сооружения на внутренних водных путях, не отнесенные законами Республики Беларусь к объектам, находящимся только в собственности государства. [2, ст.12]

В постоянное пользование республиканским унитарным предприятиям внутренних водных путей предоставляются земельные участки, занимаемые зданиями социального и производственного назначения и сооружениями.

РУП внутренних водных путей имеют право:

1. Пользоваться береговой полосой для выполнения работ по обеспечению судоходства;

2. Устанавливать на береговой полосе навигационные знаки; производить рубку расположенной на береговой полосе древесно-

13

кустарниковой растительности, создающей опасность для судоходства, в целях обеспечения видимости навигационных знаков

 

3. по согласованию с территориальными органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство. При необходимости установка береговых навигационных знаков и рубка просек в целях обеспечения их видимости могут производиться за пределами береговой полосы в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

4. Использовать безвозмездно для выполнения работ грунт, камень, гравий, а также древесно-кустарниковую растительность, находящиеся в пределах береговой полосы.

По берегам водных объектов располагается береговая полоса (бичевик). Ширина полосы отвода составляет 20 метров вглубь материка либо острова от уреза воды. Эти земли – земли общего пользования, т.е. предоставляются гражданам в пользование без специального разрешения (лицензии) для купания, принятия солнечных ванн и т.д. Организациям внутреннего водного транспорта разрешено в пределах этих земель размещать навигационное оборудование, выгружать при необходимости с судов грузы.

Земли трубопроводного транспорта. Режим данных земель определяется Законом «О магистральном трубопроводном транспорте» от 9 января 2002 года № 87 и Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.04.1998 № 584. К данным землям относятся земельные участки, занятые наземными и надземными объектами магистрального трубопровода.

В состав объектов магистрального трубопровода входят связанные в единый технологический процесс централизованно обслуживаемые и управляемые:подземные, подводные, наземные и надземные трубопроводы (далее - трубопроводы) с комплексом линейных сооружений;отводы и лупинги (участки трубопроводов, параллельно проложенные ранее построенным трубопроводам и технологически связанные с ними) магистральных трубопроводов;установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов и автоматики;подземные хранилища газа;нефтеперекачивающие станции, склады нефти и нефтепродуктов;земляные амбары и иные сооружения для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов;линии электропередачи и другие объекты энергоснабжения трубопроводов и иных объектов для транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов;технические средства противопожарной защиты и иные защитные сооружения трубопроводов;насосные и напоропонижающие станции, резервуарные парки, водоочистные сооружения;компрессорные станции;газораспределительные и газоизмерительные станции;запорные устройства;наливные и сливные эстакады, производственные склады;диспетчерские и аварийно-восстановительные пункты;здания и сооружения служб эксплуатации;транспортные средства и места их хранения;вдольтрассовые проезды и переезды через трубопроводы, подъезды к ним, постоянные дороги, вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопроводов;иные объекты магистрального трубопровода.Перечень объектов конкретных магистральных трубопроводов определяется проектной документацией на их строительство и реконструкцию. Магистральные трубопроводы или система магистральных трубопроводов могут находиться в государственной или частнойсобственности.В собственности юридических или физических лиц могут находиться магистральные трубопроводы или система магистральных трубопроводов, не отнесенные законодательными актами Республики Беларусь к объектам, находящимся только в собственности государства.Магистральные трубопроводы или система магистральных трубопроводов, находящиеся в республиканской собственности, могут закрепляться за республиканскими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.[9, ст.7]Выбор трассы магистрального трубопровода и определение оптимальных вариантов размещения его объектов осуществляются с учетомрешений утвержденных в установленномпорядке градостроительных проектов на основе результатов исследований по оценке воздействия на окружающую среду планируемых технологических решений, разрешенных лимитов природопользования и оценке вреда, причиняемого населению, проживающему в районе размещения магистрального трубопровода, и окружающей среде.Не допускается размещение магистральных трубопроводов по территориям населенных пунктов, заповедников, заповедных зон национальных парков, зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в опасных геологических условиях, представляющих угрозу безопасности при любых видах строительных и эксплуатационных работ, если это не обосновано экологическими изысканиями и исследованиями по оценке воздействия на окружающую среду.С целью обеспечения промышленной, пожарной и экологической безопасности магистрального трубопровода устанавливается охранная зона магистрального трубопровода:

вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 50 метрах от оси трубопровода с каждой стороны;

вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы, нестабильные бензин и конденсат, - в виде участка, ограниченного условными линиями, проходящими в 100 метрах от оси трубопровода с каждой стороны;

вдоль трасс многониточных трубопроводов - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими на указанных выше расстояниях от осей крайних трубопроводов;

вдоль подводных переходов - в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток переходов на 100 метров с каждой стороны;

вокруг емкостей для хранения и разгазирования конденсата, земляных амбаров для аварийного выпуска продукции - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 50 метров во все стороны;

вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участков земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны. [11, ст.11]

Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землевладельцев и землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил охраны магистральных трубопроводов.

Полевые сельскохозяйственные работы в охранных зонах трубопроводов производятся землевладельцами и землепользователями с предварительным уведомлением предприятий трубопроводного транспорта об их начале.

 На орошаемых землях, находящихся в охранных зонах трубопроводов, работы, связанные с временным затоплением земель, производятся по согласованию между землевладельцем, землепользователем и предприятием трубопроводного транспорта.

В охранных зонах трубопроводов запрещается:

· перемещать, засыпать, повреждать опознавательные и сигнальные знаки, контрольно-измерительные пункты; возводить любые постройки и сооружения;

· проникать на территорию или открывать люки, калитки и двери необслуживаемых усилительных пунктов кабельной связи, блок-боксов

систем телемеханики, ограждений узлов линейной арматуры, радиорелейных станций, станций катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, зданий и сооружений трубопроводов, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или включать средства энергоснабжения и телемеханики трубопроводов;

· устраивать всякого рода свалки, выливать растворы кислот, солей и щелочей;

· разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие трубопроводы от разрушения, а прилегающую территорию и окружающую местность - от аварийного разлива транспортируемой продукции;

· бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпальные работы;

· разводить огонь и размещать какие-либо открытые или закрытые источники огня;

· производить самовольные, не согласованные с предприятиями трубопроводного транспорта раскопки и земляные работы, а также осуществлять всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов, средств технологической связи и телемеханики, либо привести к их повреждению. [11, ст.16]

В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается:

1. высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда;

2. сооружать и совершать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать огороды;

3. производить мелиоративные работы, сооружать оросительные и осушительные системы;

4. производить горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта (письменное разрешение на производство взрывных работ в охранных зонах трубопроводов выдается только после представления предприятием, производящим эти работы, соответствующих материалов, предусмотренных Едиными правилами безопасности при взрывных работах, утвержденными Проматомнадзором);

5. производить геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, связанные с устройством скважин, шурфов и взятием проб грунта (кроме почвенных образцов).

Предприятия и организации, получившие письменное разрешение на ведение в охранных зонах трубопроводов работ, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность трубопроводов, средств технологической связи и опознавательных знаков, и несут ответственность, установленную законодательством. [11, ст.17]

Предприятиям трубопроводного транспорта разрешается:

· подъезд в соответствии со схемой проездов, согласованной с землевладельцем, землепользователем, автомобильного транспорта и других средств к трубопроводу и его объектам для обслуживания и проведения ремонтных работ;

· устройство в пределах охранной зоны шурфов для проверки качества изоляции трубопроводов и состояния средств их электрохимической защиты от коррозии и производство других земляных работ, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации трубопроводов, с предварительным уведомлением об этом землевладельца, землепользователя;

· при авариях производить все виды работ, связанные с их ликвидацией (проезд, рубку и валку леса, пересыпку мелиоративных каналов, устройство проездов через мелиоративные каналы, сброс загрязненной воды, разгрузку техники, потраву сельскохозяйственных угодий, устройство межевых дорог и т.д.) [11, ст.18]

Предприятия трубопроводного транспорта после окончания плановых или аварийных ремонтно-восстановительных работ на трубопроводах обязаны возместить землевладельцам, землепользователям убытки, причиненные при производстве указанных работ, и привести нарушенные земли в районе производства работ в состояние, пригодное для дальнейшего использования по назначению.

Определение убытков землевладельцев, землепользователей производится в порядке, предусмотренном актами законодательства.

Строительство жилых массивов (населенных пунктов), промышленных и других объектов, отдельных зданий, строений (жилых и нежилых) и сооружений может производиться в районе нахождения действующих, строящихся и проектируемых трубопроводов при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода (от его объектов) до строений и сооружений, предусмотренных строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов.

Также в Правилах охраны магистральных трубопроводов имеется целая глава «Обустройство трасс трубопроводов». В ней сказано как должны отмечаться трассы трубопроводов.


 3.Государственное управление землями промышленности, связи, энергетики, обороны и иного назначения, а в частности землями транспорта

Управление землями промышленности, транспорта, связи, энергетики является частью управления природопользованием и охраны окружающей среды. Его особенности обусловлены своеобразием названных земель как земельных участков, предоставленных юридическим и физическим лицам для размещения соответствующих объектов и осуществления производственной деятельности, размеры которых определяются в соответствии с государственными нормами и градостроительной документацией. Осуществляемая на подобных землях деятельность оказывает вредное воздействие как на сами земли, так на окружающую среду в целом. Это позволяет рассматривать государственное управление землями промышленности, транспорта, связи, энергетики в эколого-правовом аспекте.

В советской земельно-правовой литературе управление рассматривалось в качестве четвертого правомочия, входящего в содержание права государственной собственности на землю. [19, с.216]

В российской литературе однозначной позиции по поводу соотношения управления землями и права государственной собственности на них нет. Статья 9 Земельного кодекса РФ установила, что РФ осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ее собственности. В этой связи одни авторы полагают, что «к правомочиям РФ, ее субъектов и муниципальных образований как субъектов права собственности на землю помимо владения, пользования, распоряжения относится также управление соответствующей собственностью [22, с.89], другие считают, что включение дополнительного правомочия «управление» в классическую триаду правомочий права собственности по своей сути бессодержательно, и его введение в законодательство вносит путаницу в правоприменительную практику.[18, с.112]

Если исходить из норм законодательства РБ, то можно признать управление одним из правомочий права государственной собственности на землю неправомерным. Составляющие право собственности правомочия четко определены как Конституцией, так и гражданским законодательством: это правомочия владения, пользования и распоряжения. Гражданский кодекс не связывает понятие управления имуществом с содержанием права собственности на него.[17, с.74]

Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют Президент, Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы, а также специально уполномоченный на это орган – государственный орган по земельным ресурсам и землеустройству, действующий в соответствии с законодательством Республики Беларусь.[1, ст.5]

Однако данную норму нельзя считать исчерпывающей, в ней названы не все субъекты, осуществляющие государственное управление землями. В качестве направлений их деятельности можно назвать контроль в области охраны окружающей среды, планирование и организацию территорий, определение порядка использования земельных участков и т.д. Учитывая особенности рассматриваемых земель целесообразно исходить их предложенного в литературе деления государственного управления землями на общее, специальное и ведомственное управление названными землями. [24, с.174-175]

Общее государственное управлениеосуществляют органы общей компетенции, их состав одинаков для всех категорий земель. Специальное управление землями промышленности, транспорта, связи, энергетики характеризуется множественностью осуществляющих его органов. По той причине, что охрана названных земель неотделима от охраны окружающей среды в целом, к числу органов специального управления ими необходимо отнести не только Комзем и Минприроды. Специальное управление как деятельность уполномоченных государственных органов, направленная на обеспечение рационального использования и охраны земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, осуществляют и иные государственные органы, на которые возложены функции обеспечения охраны окружающей среды, экологической безопасности в определенной отрасли. Так, обеспечение экологической безопасности – одна из целей деятельности ГАИ МВД, для чего она вправе давать должностным и иным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований экологической безопасности механических транспортных средств.[17, с.75]

Одним из органов специального управления землями является и Минстройархитектуры, в функции которого входит:

1. осуществление контроля за использованием территорий;

2. осуществление контроля за соблюдением законодательства, государственных стандартов, строительных норм и правил;

3. обеспечение разработки и реализации государственной схемы комплексной территориальной организации РБ;

4. проведение контроля за разработкой схем комплексной территориальной организации административно-территориальных единиц.

Для ведомственного управления землями данной категории характерно наличие в его субъектном составе не только органов государственного управления, но и государственных организаций. Ведомственное управление землями промышленности осуществляет Минпром в ходе выполнения различных функций. Он организует разработку краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития соответствующих отраслей, а также отдельных производств; вырабатывает меры по обеспечению эффективного развития подведомственных организаций; согласовывает с местными исполнительными и распорядительными органами решения о создании, размещении, развитии и прекращении деятельности подведомственных организаций. Выполнение данных функций подразумевает решение вопросов о пространственном базисе, на котором планируется развивать промышленные отрасли и производства: необходимы ли подведомственным организациям дополнительные земельные участки, каким образом наиболее рационально разместить на уже предоставленных землях объекты промышленности и т.д. Одновременно ведомственное управление землями промышленности осуществляют и государственные организации. Так, концерн «Белбиофарм» организует разработку и выполнение на подведомственных организациях комплекса мер по охране окружающей среды; осуществляет ведомственное управление землями тих организаций в ходе общего руководства ими. [17, с.75]

Сейчас считаю целесообразным раскрыть полномочия государственных органов, осуществляющих управление землями транспорта относительно отдельных их видов.

Управление землями жд транспорта.

Железнодорожный транспорт находится в собственности РБ. Управление его объектами осуществляет Белорусская железная дорога, которая является объединением. Белорусская железная дорога проводит государственную политику в области железнодорожного транспорта, осуществляет регулирование хозяйственной деятельности отделений дороги, других предприятий и учреждений железнодорожного транспорта по организации и обеспечению перевозочного процесса. Она устанавливает границы отделений дороги, утверждает их уставы, создает, реорганизует и ликвидирует предприятия и организации, входящие в состав железнодорожного транспорта, координирует свою деятельность с органами управления другими видами транспорта по вопросам, затрагивающим их интересы. Также обеспечивает устойчивое и безопасное функционирование железнодорожного транспорта, создает многопрофильную сферу услуг, предоставляемых транспортными предприятиями, подведомственными ей, разрабатывает стандарты и нормы, определяющие порядок работы железнодорожного транспорта, руководит отделениями дороги, предприятиями в области перевозочного процесса, организует оперативное управление этим процессом, разрабатывает и утверждает графики движения поездов по дорогам, нормативы использования вагонов и контейнеров, нормативные документы по технической эксплуатации железной дороги и условия перевозок.[23, с.110-111]

Управление землями автомобильного транспорта. Отраслевое управление автомобильным транспортом и коммуникациями на республиканском уровне осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций.

В соответствии с пунктом 3 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций РБ на Министерство возложена обязанность проводить единую дорожно-транспортную политику независимо от вида транспорта, координировать в этой сфере деятельность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ.

Таким образом, Министерство осуществляет управление в области автомобильного, внутреннего водного транспорта, дорожного хозяйства, контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые выполняют перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, работы (услуги), связанные с обслуживанием пассажиров, грузов, транспортных средств, ремонтом транспортных средств и технологического оборудования; обслуживание, проектирование строительство, реконструкцию, ремонт, содержание республиканских автомобильных дорог, водных путей; научные исследования; подготовку кадров; информационное обеспечение; иные работы в области транспортной деятельности. [23, с.117]

Также управление землями осуществляют местные Советов депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы. Местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, передают их в собственность, а также изымают земельные участки в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь.

Местный Совет депутатов может в течение одного месяца со дня принятия решения об изъятии и предоставлении земельных участков предложить соответствующему исполнительному и распорядительному органу пересмотреть данное решение. Исполнительный и распорядительный орган обязан в месячный срок повторно рассмотреть вопрос об изъятии и предоставлении земельных участков и принять решение, соответствующее действующему законодательству.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов об изъятии и предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, о передаче их в собственность, не соответствующие действующему законодательству, отменяются со



2019-10-11 242 Обсуждений (0)
Понятие земель транспорта. Особенности, разновидности, правовой режим, правовая охрана этих земель 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие земель транспорта. Особенности, разновидности, правовой режим, правовая охрана этих земель

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)