Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные цели и задачи государственной инновационной политики



2019-10-11 316 Обсуждений (0)
Основные цели и задачи государственной инновационной политики 0.00 из 5.00 0 оценок




Инновация (нововведение) - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов. Инновации могут относится к сферам производства, экономических, правовых, социальных отношений, области науки, культуры образования, другим сферам деятельности общества.

По уровню новизны различают:

- базисные инновации, направленные на освоение новых поколений машин и материалов, принципиально новой техники и технологии;

- улучшающие инновации, служащие распространению и совершенствованию освоенных поколений техники, (технологии), созданию новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их изготовления;

- псевдоинновации, деятельность по частичному улучшению устаревшей техники и технологии, не дающая эффекта для общества либо приносящая отрицательный эффект.

Инновационная деятельность - процесс использования результатов научно-технической деятельности (открытий, изобретений, технических усовершенствований, промышленных образцов, проектов и т.п.) в производстве для расширения и обновления ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров и услуг), совершенствования технологии их изготовления. Инновационная деятельность охватывает как процесс освоения инноваций в производстве, так и содействие этой деятельности (информационные и иные услуги) и управления ею, а также научную и. инвестиционную деятельность в части, относящейся к инновационному процессу.

Научно-технический прогресс - важный фактор роста экономики. Он часто сравнивается с инновациями. Позволяет ввести нововведения в экономику. Инновационными явлениями можно управлять. В зависимости от того, где они происходят, можно производить управление отделами в корпорациях, а так же в государстве. Инновационная политика приносит разные новшества, однако, она должна развивать научно-технический потенциал государства. Инновационный процесс тесно взаимосвязан с материальными и денежными отношениями. Это четко прослеживается в условиях рыночной экономики. Инновациями в основном занимаются частные компании. Они представляют собой путь разрешения задач компании в сфере коммерции или производства. Частные компании добиваются получения высокой прибыльности у других компаний. В данном случае инновации нужны только для повышения прибыльности компаний. Инновации уже не так важны, как средство науки, они принимают большое значение в сфере предпринимательства.

Прежде чем ввести и разработать новшества, компании необходимо денежное равновесие, а так же наличие свободных денежных средств. Вложения компаний связаны с возможностью их лишения. Успех нового произведенного продукта неоднозначен, исход моет быть разным. Только 8,7% составляют вероятность успеха нового товара. Вероятность мала и компании нередко боятся рискнуть. По статистике около одной идеи из 12 ждет успех и спрос потребителей.

По словам Твисса американского ученого, 10% всех проектов может постичь успех, а неудача у остальных 90%. Вложив капитал в инвестиционный процесс можно не просто не получить отдачи от него, но и лишиться его навсегда. В этом деле гарантировать ничего нельзя. Однако, если вложение пройдет успешно, капитал можно удвоить, а то и утроить.

Прибыль от инноваций может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, а в случае неудачи прибыль может быть утеряна полностью.

Инновационная политика в государстве необходима для устойчивой экономики в развитых странах. Эта политика является необходимой для объединения производства и науки.

Государство влияет на инновационную политику в целом. Оно проводит меры по развития науки в качестве ее финансирования, подготовки необходимых кадров для ее работы. Государство является разработчиком множества программ для привлечения инновационной активности в бизнес.

Государство помогает развитию науки за счет совершения заказов на нововведения, которые в будущем будут не заменимы и полезны в экономической сфере страны. Государство поддерживает начальный спрос на новшества, которые в последствии начинают пользоваться большим спросом.

Государство является посредником между академической и прикладной наукой, стимулирует промышленные инновации. Государство может воздействовать как на прямую, так и косвенно. Та или иная мера может быть использована государством в различных экономических ситуациях. При спаде экономики важно применение кейнсианского подхода. В данном случае государство контролирует экономику, активно вмешиваясь в нее. Вторжение государства в экономику во все странах неоднозначно и может иметь отличия.

Инициативное вмешательство в экономику государством осуществляется в Японии, Франции, чуть меньшее вмешательство замечено в экономике Англии, США, остальные государства предпочитают не столь активное вмешательство в экономику.

Государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.

Основными механизмами, обеспечивающими реализацию инновационной политики, приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности, являются финансово-кредитные механизмы, механизмы, обусловленные законодательными и нормативными правовыми актами, институциональные преобразования, механизмы в сфере образования, экспорта и таможенного регулирования.

Механизмы финансово-кредитной политики включают в свой состав следующие основные элементы:

- создание благоприятных условий для финансово-кредитных учреждений и страховых компаний, работающих в рамках корпоративных структур (в том числе финансово-промышленных групп), в целях финансирования инноваций и страхования кредитных рисков, связанных с освоением инновационной продукции;

- применение возвратного финансирования высокоэффективных прикладных инновационных разработок, имеющих высокую экономическую эффективность;

- развитие венчурного инвестирования;

- разрешение государственным предприятиям - научным организациям, прошедшим государственную аккредитацию, использовать полученные при продаже научно-технической продукции на основе лицензионных соглашений средства (за вычетом прямых расходов и авторских вознаграждений) на научно-технические цели (выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, закупка спецоборудования и т.д.) в качестве целевого финансирования;

- создание механизма реструктуризации и погашения задолженности научно-исследовательским организациям и промышленным предприятиям (в первую очередь, оборонной промышленности) по средствам национального бюджета, образовавшейся вследствие государственного недофинансирования;

- финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, инновационных проектов, связанных с развитием высокотехнологичных направлений;

- поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций);

- развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования и приборов;

- введение нелинейной амортизации для иностранных инвесторов (когда в первые годы после приобретения основных средств списывается большая часть их стоимости), производящих инновационную продукцию по международным коммерческим контрактам;

- оказание финансовой поддержки патентной и изобретательской деятельности, содействие в охране интеллектуальной собственности и поддержании прав на нее в странах СНГ и за рубежом;

- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и их исполнителей, повышение удельного веса реализации в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов;

- оказание содействия в участии малого предпринимательства в конкурсах по реализации инновационных программ и проектов за счет бюджетных средств.

Важным шагом в обеспечении условий для перехода к инновационному варианту развития совместной деятельности государств Содружества в научно-технологической сфере может стать создание Межгосударственного фонда поддержки инновационной деятельности в научно-технологической сфере под эгидой Экономического совета СНГ (далее - Фонд), который мог бы выполнять организационно-экономические функции, представлять на рассмотрение Экономического совета СНГ крупные проекты, требующие государственной поддержки.

По рекомендации Фонда должно осуществляться кредитование малых предприятий и венчурных фирм, участвующих в реализации межгосударственных инновационных программ и проектов.

Отличительной особенностью образования этого Фонда в качестве межправительственной некоммерческой организации от ранее созданных в рамках Содружества структур являются два следующих фактора. Во-первых, начальное формирование финансовых средств, которое будет происходить за счет средств, предоставляемых государствами-участниками Фонда на добровольной основе единовременно на возвратной основе в форме долгосрочного целевого льготного кредита. Во-вторых, расходование всех финансовых поступлений, которое будет осуществляться только на реализацию межгосударственных программ и проектов под контролем Наблюдательного совета Фонда.

В перспективе механизмы, регулирующие инновационную деятельность, могут предусматривать налоговые преференции.

В составе этих механизмов должно быть также предусмотрено принятие законодательных и нормативно-правовых актов, учитывающих особенности налогообложения и налоговые льготы для предприятий и организаций.

Необходимо также:

- создание благоприятных условий для инвестирования средств в целях осуществления инноваций и развития инновационной деятельности (лизинг);

- размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;

- осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и развитие внешнеэкономической деятельности;

- поддержка сбора и распространение информации об инновационных потребностях и результатах научно-технической и инновационной деятельности;

- государственную поддержку подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность.

В связи с развитием и расширением рынка научно-технической продукции первоочередное значение приобретают механизмы вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Для этого необходимо на законодательном уровне в целях стимулирования создания, охраны и использования интеллектуальной собственности при осуществлении инновационной деятельности закрепить соответствующие положения, направленные на регулирование:

- авторов и работодателей;

- налогообложения физических и юридических лиц;

- деятельности национальных (государственных) органов управления, в частности, патентных ведомств;

- отношений в области морального стимулирования.

Необходимы оценка интеллектуальной собственности предприятий и ее инвентаризация с постановкой на баланс в виде нематериальных активов, уточнение финансово-экономических механизмов обращения и бухгалтерского учета, создание механизма управления интеллектуальной собственностью, созданной с участием государства. Формирование рынка интеллектуальной собственности и вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности требуют законодательного обеспечения. Следует разработать механизмы использования интеллектуальной собственности в качестве вклада в совместно создаваемые предприятия по производству новой продукции.

Институциональные преобразования должны быть направлены прежде всего на развитие высокотехнологичных производств в отраслях промышленности за счет:

- объединения узкоспециализированных научных и проектных организаций, ведущих научные исследования и разработки в интересах преимущественно одного заказчика, в единую научно-промышленную структуру;

- образования центров науки и высоких технологий на основе крупных научных организаций, занимающих лидирующее положение в соответствующих областях науки и техники;

- реструктуризации части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитой финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой инфраструктурой;

- формирования совместно с вузами инновационно-технологических центров, инновационно-промышленных комплексов, технологических и научных парков, ориентированных на производство и реализацию наукоемкой продукции с привлечением национальных и иностранных инвестиций и использованием как национальной, так и зарубежной торговой сети;

- создания инфраструктуры малого бизнеса для обслуживания программ по реализации высоких технологий, а также создания базовых региональных и межрегиональных инновационно-технологических центров передачи технологий для обеспечения связи малых предприятий с крупным производством;

- развития информационной сети для инновационной и инвестиционной деятельности, на базе которой развить систему экспертизы технологий и ноу-хау на предмет патентной чистоты и конкурентоспособности;

- внешнеэкономической поддержки, предусматривающей создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами предприятий по выпуску отечественной наукоемкой продукции и реализации ее на внутреннем и внешнем рынках, обеспечения рекламы за рубежом, совершенствования выставочно-ярмарочной деятельности, вхождения в международные информационные системы для обмена информацией по высоким технологиям;

- учреждения региональных венчурных инновационных фондов;

- развития информационной инфраструктуры, поддержания сети научно-технических библиотек,

- оказания содействия инновационным организациям в доступе к информационным сетям и базам данных.

Механизмы в сфере образования должны предусматривать:

- широкое использование новых образовательных и информационных технологий, совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовки специалистов и повышения квалификации педагогических кадров в области инновационной деятельности;

- на базе высших учебных заведений подготовку и переподготовку кадров в области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований, также развитие системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технологической сфере и учреждений дополнительного профессионального образования;

- совершенствование системы финансирования научно-технической, инновационной деятельности и социальной сферы научных и учебных заведений в области образования, привлечение для этих целей дополнительных внебюджетных финансовых средств;

- участие научно-педагогических работников вузов системы в создании наукоемких технологий, в том числе технологий двойного назначения, инновационной продукции и повышении конкурентоспособности производства.

Механизмы в сфере экспорта призваны создать условия для ускоренного роста экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности - машин и оборудования, высокотехнологичных и наукоемких изделий, услуг, в том числе за счет:

- регулирования вопросов кредитования с участием государства ориентированных на экспорт проектов, программ освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции, закупок для развития экспортного производства оборудования, сырья, материалов, комплектующих и запасных частей;

- координации вопросов тарифного и нетарифного регулирования экспорта высокотехнологичной продукции производителей стран СНГ, конкурентоспособной по отношению к аналогичной продукции иностранных производителей.

Таможенные механизмы должны обеспечивать функционирование гибкой системы таможенного регулирования, направленной на защиту национального производителя готовой высокотехнологичной продукции стран СНГ, включая:

- обеспечение мер по ускорению таможенного оформления технологического оборудования, находящегося на складах временного хранения и таможенных складах;

- расширение практики применения особого режима свободного таможенного склада для производств, осваивающих новую высокотехнологичную наукоемкую продукцию, в целях привлечения в эти производства иностранных инвестиций.

 



2019-10-11 316 Обсуждений (0)
Основные цели и задачи государственной инновационной политики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные цели и задачи государственной инновационной политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)