Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационно-правовые основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих в России



2019-10-11 289 Обсуждений (0)
Организационно-правовые основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1.1 Вопросы пенсионного обеспечения в социальной политике государства в отношении военнослужащих

 

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [2].

Объективная необходимость установления особого статуса военнослужащих обусловлена тем, что данная категория граждан, выполняя свои служебные обязанности, нередко ограничивается в правах, которые имеют другие. Например, военнослужащие, заключившие контракт, ограничиваются в праве свободы выбора места проживания и зачастую направляются в горячие точки вместе со своими семьями. Другое ограничение прав связано с запретом для военнослужащих заниматься определёнными видами коммерческой деятельности, а также ограничение их права на свободу перемещения.

Гарантированная социальная защищенность военнослужащих и членов их семей создает и обеспечивает престиж военной службы и, в конечном итоге, помогает решить вопросы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными, хорошо подготовленными кадрами. От решения этой проблемы во многом зависит успех и судьба военной реформы, дальнейшее развитие Вооруженных Сил, их боеспособность и выполнение задач по защите Отечества.

Обеспечение социальной защищенности военнослужащих, в том числе пенсионное обеспечение, является многоплановой проблемой. Ее решение заключается в законодательном закреплении прав и льгот военнослужащих и создании четко функционирующего правового механизма их исполнения.

Отношение человека к выполнению своих служебных обязанностей в значительной степени определяется уровнем социальной и правовой защищенности. В армии, в силу специфики военной службы, последствия недостаточно эффективного решения этих вопросов проявляются особенно остро, воспринимаются людьми наиболее болезненно. Недостаточная социально-правовая защищенность крайне негативно отражается на морально-психологическом настрое военнослужащих, их отношении к выполнению служебных обязанностей. Это обстоятельство предъявляет повышенные требования к деятельности командиров (начальников), всех офицеров и прапорщиков, имеющих подчиненных, по обеспечению и охране прав вверенного им личного состава.

 

 

 


Рисунок 1.1 – Основные направления социальной политики в Российской Федерации в отношении военнослужащих и членов их семей [2]

 

Разработка социальной политики в отношении военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает (см. рис. 1.1):

1) реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

2) совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

3) охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. [2]

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. [9]

Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Контроль за исполнением законности в отношении военнослужащих осуществляется органами государственной власти, правоохранительными органами и органами военного управления. Надзор за исполнением законности осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Одним из направлений социальной политики государства в отношении военнослужащих является их пенсионное обеспечение, порядок которого отличается от общепринятого рядом существенных моментов. Так, например, время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет. Другими словами, определённая категория военнослужащих имеет право на льготное исчисление стажа для назначения пенсии из расчёта 1 день службы за полтора, два или три дня. Нередко бывает ситуация, когда военнослужащий уже в 30 лет становится пенсионером по выслуге лет, дающих право на пенсию. Таким образом, военнослужащий получает возможность компенсировать ограничение его прав и реализовать себя как личность, получая при этом пенсионное обеспечение.

 

1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих

 

Основным нормативным документом, который определяет основы военно-социальной политики, является Федеральный закон (далее Закон) от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [2]. Согласно статье 3 Закона, для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих и членов их семей, является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.

Основным нормативно-правовым актом, который регулирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [3].

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные указанным Законом, распространяется на следующие категории военнослужащих:

1) лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР;

3) лиц, проживающих на территории Российской Федерации и проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении;

4) лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств. [3]

Другим нормативно-правовым актом, который регулирует вопросы определения выслуги лет для назначения пенсии, в том числе в льготном исчислении, является постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 (ред. от 18.05.2009 г.) [4].

Так, например, в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях:

1) один месяц службы за шесть месяцев - в постоянном составе штрафных частей действующей армии в период Великой Отечественной войны;

2) один месяц службы за три месяца:

- в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в том числе членам Смешанной контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направляющимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 4 июля 1992 г.;

- в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в приднестровских регионах Республики Молдова, в том числе членам объединенной Контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 27 июля 1992 г.

3) один месяц службы за два месяца:

- в период Великой Отечественной войны в воинских частях, штабах и учреждениях, не входивших в состав действующей армии;

- в странах, армии которых вели боевые действия или оказывали военную помощь другим государствам, - командированным в эти страны военным специалистам (кроме летного состава), независимо от их участия в боевых действиях, в период с 1 января 1961 г. по 31 декабря 1982 г.

Помимо этого, ряд нормативно-правовых актов устанавливает особенности назначения пенсий и исчисления стажа для военнослужащих, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северокавказского региона Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 09.02.2004 г. № 65; Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; Закон РФ от 21.01.1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»;  Приказ Минобороны РФ от 31.07.1996 г. № 284 «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих» и другие).

 

1.3 Виды пенсий военнослужащих

 

Виды пенсий военнослужащих устанавливаются в статье 5 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». К ним относятся:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по инвалидности.

В случае гибели или смерти военнослужащих, их семьи при наличии определённых Законом условий, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца. [3]

Пенсия за выслугу лет назначается военнослужащим, которые имеют предусмотренную Законом выслугу на военной службе. На день увольнения выслуга на военной службе должна составлять 20 лет и более.

Военнослужащие, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, также имеют право на назначение пенсии по выслуге лет.

Необходимо отметить, что здесь к военной службе также приравнивается служба в органах внутренних дел, служба в Государственной противопожарной службе, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

1) военнослужащим, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия. За каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

2) военнослужащим, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная и приравненная к ней служба: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

Пенсия за выслугу лет не может быть ниже 100 процентов расчетного размера пенсии, установленного в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях Российской Федерации».

Пенсии за выслугу лет, назначаемые военнослужащим, могут быть увеличены в установленных случаях (ст. 16 Закона РФ № 4468-1) [3].  Например, лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, пенсия за выслугу лет увеличивается:

1) инвалидам I группы - на 300 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше;

2) инвалидам II группы - на 250 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше;

3) инвалидам III группы - на 175 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше.

Предусмотрены и другие случаи увеличения размеров пенсии по выслуге лет, которые перечислены в статье 16 Закона РФ №4468-1).

Статья 17 рассматриваемого закона [3] предусматривает надбавки к пенсии за выслугу лет. Например, к пенсии за выслугу лет, назначаемой военнослужащим, начисляются следующие надбавки:

1) пенсионерам, являющимся инвалидами I группы или инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, либо достигшим 80-летнего возраста, - на уход за ними в размере 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше;

2) неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, при наличии одного такого члена семьи, - в размере 32 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше.

Выслуга лет для назначения пенсии (за выслугу лет) включается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.

Следует отметить, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, определяется Правительством Российской Федерации [4].

Право на пенсию по инвалидности имеют военнослужащие, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности, а также степень ограничения способности к трудовой деятельности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Инвалиды из числа военнослужащих, в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории:

1) инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;

2) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), - лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.

Пенсия по инвалидности устанавливается в следующих размерах:

1) инвалидам вследствие военной травмы I и II групп - 85 процентов, III группы - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 Закона РФ № 4468-1;

2) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп - 75 процентов, III группы - 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 Закона РФ № 4468-1.

Пенсия по инвалидности, назначаемая военнослужащим, не может быть ниже:

1) для инвалидов вследствие военной травмы I группы - 300 процентов, II группы - 250 процентов, III группы - 175 процентов расчетного размера пенсии, определённого в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

2) для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), I группы - 250 процентов, II группы - 200 процентов, III группы - 150 процентов расчетного размера пенсии, определённого в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Военнослужащим, являющимся инвалидами I группы или инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, либо достигшим 80-летнего возраста, а также неработающим инвалидам I и II групп, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, к назначаемой им пенсии по инвалидности (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляются надбавки в порядке и размерах, которые предусмотрены для пений по выслуге лет.

Военнослужащим, - участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», к назначаемой им пенсии по инвалидности (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляется надбавка в размере 32 процентов, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста или являющимся инвалидами I и II групп, - в размере 64 процентов расчетного размера пенсии, определённого в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пенсия по инвалидности назначается на период инвалидности, установленной федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а инвалидам-мужчинам старше 60 лет и инвалидам-женщинам старше 55 лет - пожизненно с переосвидетельствованием этих инвалидов только по их заявлению.

При пересмотре группы инвалидности соответственно изменяется и размер пенсии. В случае, если у инвалида вследствие военной травмы инвалидность усиливается в связи с общим заболеванием, трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, пенсия пересчитывается по новой группе инвалидности с сохранением прежней ее причины.

Военнослужащим, имеющим право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору с учётом определённых исключений.


 



2019-10-11 289 Обсуждений (0)
Организационно-правовые основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационно-правовые основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)