Понятие механизма государства.
Тема: Понятие механизма современного государства.
Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности. Для определения понятия механизма государства обратимся к одному из его распространенных вариантов и проанализируем его. Так Козлов В. А. определяет механизм государства как систему органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства.[1] На различных этапах развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами.[2] Механизм государства не является неизменным. Как и само государство, он постепенно изменяется и к тому же весьма значительно. Причем претерпеваемые механизмом государства изменения могут быть связаны не только с объективными условиями общественной жизни, но и с субъективными устремлениями той или иной общественной, политической или экономической группы усилить свои позиции в политической жизни общества. Например, достаточно вспомнить разительные и многочисленные перемены в механизме Российского государства, произошедшие с 1990 года. Несмотря на особенности механизма каждого отдельного государства, механизм государств одного и того же исторического типа имеет определенные, только ему присущие черты. Поэтому можно говорить о механизме рабовладельческого, феодального, буржуазного, тоталитарного государства. Более того, механизм всех без исключения тоталитарных государств обладает целым рядом общих существенных черт. В частности, он всегда был и остается орудием угнетения и подавления большинства граждан в интересах правящей верхушки. От механизма тоталитарных государств отличается механизм правового государства. Он не противостоит гражданскому обществу и является орудием выражения и защиты интересов как общества в целом, так и личности. Наиболее характерные признаки государственного механизма (аппарата) выражаются в следующем: - механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений). - Государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций. - Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием. - Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью. Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества. Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер, всесторонний учет как при образовании государственных органов, и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом. До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата. Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное Функционирование механизма государства. К ним относятся: 1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньев государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности; 2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц; 3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и сфере международных отношений; 4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает, прежде всего, использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе (в советах их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные на них ой обязанности достаточно квалифицированно; 5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех ставных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественным движениями и организациями; 6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных дарственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев; 7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничение обеспечивает суверенность членов федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач. Механизм государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти. Через государственный аппарат, его органы, государство осуществляет возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то уполномочены государством. Различные звенья механизма государства играют неодинаковую роль в выполнении функций государства. Одни из них главным образом нацелены на функции, призванные обеспечить решение сугубо классовых задач, а другие – на функции, направленные на выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. Поэтому иногда в механизме государства различают аппарат принуждения и аппарат управления. Однако это подразделение весьма условно. Для своего нормального функционирования механизм государства нуждается в соответствующей материальной базе. Такая база создается за счет специально выделяемых из государственного бюджета средств, а также других установленных законодательством поступлений. Исходя из вышеприведенных характеристик, признаков механизма государства можно определить, что механизм государства – это система управления обществом, разносторонними социальными, экономическими, политическими сферами и процессами, система осуществления государственной власти посредством совокупности государственных органов и учреждений, выполняющих основные функции государства, решающих стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |