Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глобализация как стимулятор международной активности



2019-10-11 257 Обсуждений (0)
Глобализация как стимулятор международной активности 0.00 из 5.00 0 оценок




Главной ошибкой многих апологетов глобализации, таких, как Р. Робертсон, является их убежденность в том, что новые культурные стандарты и новые глобальные идентичности обязательно должны замещать старые, и, прежде всего, этнические. Реальность же доказывает, что процессы глобализации не отменяют этничности, более того, с учетом демократизации в сфере этнополитики создают новые реальности и новые перспективы для этнического развития и актуализации этничности.

Ломка прежних преград, развитие информационных и культурных связей позволяют этнически родственным сообществам укреплять солидарность, заимствовать эффективные образцы самоорганизации, рассчитывать на экономическую и политическую поддержку в деле экономической и социальной модернизации. Процессы глобализации чрезвычайно актуализировали и проблему коренных народов, поскольку интересы промышленного развития заставили вторгаться на земли, населенные коренными народами, а развитие информационных систем и надгосударственных политических институтов показало, что это вторжение угрожает образу жизни и культурам уникальной части человеческой цивилизации. Сейчас, по оценке ООН и Международной группы по делам коренных народов (IWGIA), на Земле проживают 220 млн. представителей коренных народов, сохраняющих традиционные культуры. Они занимают около 20% всей поверхности суши, причем районы их проживания — это наиболее ценные в экологическом отношении территории, обеспечивающие сохранение уникального генофонда планеты и стабилизирующие воздействие индустриальных регионов на атмосферу и водные пространства. Экономический Социальный Совет Организации Объединенных Наций в 2000 г. принял решение учредить постоянный форум по вопросам коренных народов в качестве своего консультативного, вспомогательного органа, который бы занимался исключительно вопросами коренных народов. Мандат форума предусматривает изучение проблем коренных народов, связанных с экономическим и социальным развитием, культурой, охраной окружающей среды, образованием, здравоохранением и правами человека.

Важной стороной широких интеграционных процессов, которые затронули коренные народы, является то, что это сотрудничество позволяет привлекать дополнительные ресурсы туда, где собственные возможности ограничены.

Глобализация приводит также к политической активизации малых народов и этнографических групп, усиливает их стремление к превращению в реальных политических акторов на национальной политической сцене и в международных акторов. Это стремление нашло свое отражение в создании в 1990 г. в Гааге Организации Непредставленных Народов (ОНН), которая ставит своей целью поддержку усилий коренных и местных народов, направленных на автономию и признание своих законных экономических и политических прав.

Особое внимание многие исследователи обращают на то, как влияют процессы глобализации на культурное развитие стран и народов. Очевидно, что нарождающаяся «глобальная культура», о которой говорилось выше, имеет в своей основе то, что прежде называлось «англосаксонской» культурой, которая исторически связана с протестантской этикой. Но в современном мире существует еще целый ряд стран и регионов, где в процессе длительного исторического развития формировались специфичные культуры мирового уровня, имеющие мощное влияние на ценностные системы сотен миллионов людей: это Индия и Китай, Арабский Восток, Япония, Франция, Россия. В этих странах происходит националистическая реакция на глобализацию, в частности, распространяются антиамериканские настроения. Такая ситуация дает повод некоторым исследователям говорить о столкновении цивилизаций как о глобальном конфликте современности.

Таким образом, совершенно очевидно, что навязанная евроатлантическая направленность глобализации не только не интегрирует мировое сообщество, но, наоборот, инициирует и стимулирует цивилизационные противоречия.

На основе всего вышесказанного можно резюмировать, что глобализация, во всяком случае, на современном этапе развития человеческого общества, не ведет к вытеснению или замещению этичности, а способствует ее актуализации и политизации. Глобализация позволяет расширить политическое и культурное поле этноса, она способствует превращению миноритарных этнических сообществ не просто в политически активных игроков, но и в международных акторов.

Глобализация позволяет перераспределять ресурсы в пользу тех этнических сообществ и этнических групп, которые находятся в сложном положении, и дает им дополнительные стимулы для самоорганизации и выживания. В процессе развития интеграционных связей между странами и народами, усиления их культурных, экономических и политических связей вырабатываются общие принципы взаимодействия государства и миноритарных этнических сообществ, что делает развитие этих народов предсказуемым и упрощает решение конфликтных ситуаций и естественных проблем саморазвития.

С другой стороны, подчеркивая тот факт, что глобализация не вытесняет и не замещает этичность, необходимо, однако, отметить, что, безусловно, процессы глобализации оказывают и разрушительное воздействие на этничность, в том числе в плане конкуренции языков и культур.

Вместе с тем политическим менеджерам необходимо учитывать, что современная глобализация — это еще и глобализация рисков. В частности, как пишет В.И. Пантин, становится очевидным, что происходит «глобализация социально-политических конфликтов, глобализация экологического кризиса, глобализация терроризма и организованной преступности». По его словам, глобализация есть не одна из многих проблем, а «проблема проблем», которая сложна и противоречива.

И все же мир, вступая в новое тысячелетие, идет навстречу и новой форме глобальной общности. Сейчас сложно сказать, какой она будет. Не подлежит, однако, сомнению, что как в муках родовых схваток и кровопролитных конфликтах рождались к жизни новые нации-государства, точно таким же мучительным и небезболезненным будет и рождение новых глобальных общностей. Мы не знаем, как они будут называться - супернации, суперэтносы, сообщества или как-то по-другому, но контуры некоторых из них уже обозначились довольно отчетливо: западноевропейская (Европейское сообщество), российско-евразийская, славянская, ближневосточно-арабская и целый ряд других.


 

Библиография

1. Богатуров А. Синдром поглощения в международной политике//Pro et Contra. – 1999. – Т.4. - №4.

2. Богомолов Б.А. Глобализация: некоторые подходы к осмыслению феномена// Вестник Московского университета. – Серия 12. Политические науки.- 2004. - №3.

3. Боришполец К.П. Национальное измерение глобального мира// Вестник Московского университета.- Серия 18. Социология и политология. -2001.- №1.



2019-10-11 257 Обсуждений (0)
Глобализация как стимулятор международной активности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глобализация как стимулятор международной активности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)